Мониторинг индивидуального развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
методическая разработка
Мониторинг индивидуального развития обучающихся осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы обучающегося. Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении. Мониторинг включает в себя три этапа: первичный, промежуточный и итоговый (сентябрь, декабрь, май).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг индивидуального развития | 36.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Мониторинг индивидуального развития обучающихся осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, учебной и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы обучающегося. Основной задачей мониторинга является прогноз возможных трудностей обучения, определение причин и механизмов уже имеющихся трудностей в обучении.
Мониторинг включает в себя три этапа: первичный, промежуточный и итоговый (сентябрь, декабрь, май).
Первичный мониторинг (сентябрь) проводится с целью определения уровня актуального и «зоны ближайшего развития» обучающегося, путей коррекции, определение индивидуального маршрута.
Промежуточный (декабрь) проводится с целью определение соответствие выбранных форм, приемов и методов обучения уровню развития обучающихся.
Целью итогового мониторинга (май) является отслеживание динамики развития школьников, определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога.
Промежуточный и итоговый мониторинг проводятся с использованием тех же методов, что и на начало года, но на другом практическом материале. На каждый вид диагностики отводится 1-2 занятия, в зависимости от возможностей обучающихся и характера нарушений.
Оценка динамики развития обучающихся ведётся в ходе наблюдения и выполнения итоговых проверочных работ. Практические задания составлены на основе коррекционных программ развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, детей с РАС, а также с учетом усвоенных в ходе текущих занятий способов умственных или практических действий. Задания предполагают устные и письменные ответы. Все задания оцениваются как качественно, так и количественно.
Качественная оценка осуществляется по следующим критериям:
- принятие и понимание условий задания, начало действия (включает в том числе изучение уровня сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира);
- способы выполнения задания (самостоятельно, с незначительной (частичной) помощью учителя: по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу/с значительной помощью (совместными действиями).
Количественная оценка качества выполнения каждого задания имеет выражение от 0 до 2 баллов:
0 баллов - низкий уровень.
Обучающийся самостоятельно не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.
1 балл - недостаточный уровень.
Обучающийся понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.
2 балла - достаточный уровень. Обучающийся понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.
Результаты оценивания динамики развития обучающихся заносятся в таблицу. Вычисляется средний балл по всем критериям оценивания для каждого обучающегося. На основе полученных результатов трех этапов
(первичный, промежуточный и итоговый) в конце учебного года проводится сравнительный анализ по мониторингу развития обучающихся.
Результаты (первичного) мониторинга индивидуального развития
обучающихся, посещающих занятия дефектолога
Учебный год:_________ месяц: __________ Учитель-дефектолог: Савчук Л.В.
ФИ обучающихся _______класс | ||||||||
Параметры | Критерии оценивания | Уровень развития в баллах | ||||||
Способность к общению. | В контакт вступает с большим трудом. | 0 - минимальный | ||||||
Контакт избирательный. Пассивное подчинение. | 1 -недостаточный | |||||||
Легко и быстро устанавливает контакт. | 2 -достаточный | |||||||
Уровень актуального развития. | Полученные в школе знания, не являются актуальными. | 0 - минимальный | ||||||
Знание об окружающем мире ограничиваются бытовым уровнем. | 1 -недостаточный | |||||||
Знание об окружающем мире соответствуют возрасту. | 2 -достаточный | |||||||
Обучаемость (зона ближайшего развития). | Нуждается во всех видах помощи. | 0 - минимальный | ||||||
Нуждается в помощи направляющего и обучающего характера. | 1 - недостаточный | |||||||
Требуется время на закрепление навыка. | 2 -достаточный | |||||||
Мелкая моторика. | Затруднены графомоторные навыки. | 0 - минимальный | ||||||
Графические навыки сформированы недостаточно. | 1 -недостаточный | |||||||
Графические навыки сформированы. | 2 -достаточный | |||||||
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций. | Интереса к предложенной деятельности не проявляет. | 0 - минимальный | ||||||
Проявляет поверхностный интерес. | 1 -недостаточный | |||||||
Проявляет стойкий избирательный интерес. | 2 -достаточный | |||||||
Темпы работы. | Снижен в результате слабой организованности. | 0 - минимальный | ||||||
Не стабилен. | 1 -недостаточный | |||||||
Нормальный возрастной. | 2 -достаточный | |||||||
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация. | Знает свое имя, не знает имена родителей. Не владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | 0 - минимальный | ||||||
Знает свое имя, не знает полные имена родителей. Частично владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | 1 -недостаточный | |||||||
Знает свое имя, имена родителей. Владеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. | 2 -достаточный | |||||||
Особенности внимания. | С трудом удерживает внимание на объекте. | 0 - минимальный | ||||||
Затруднено переключение с одного вида деятельности на другую. | 1 -недостаточный | |||||||
Требуется время для переключения. | 2 -достаточный | |||||||
Особенности мнестической деятельности. | Не владеет операциями обобщения, сравнения, анализа, синтеза. | 0 - минимальный | ||||||
Частично владеет операциями обобщения, сравнения. | 1 -недостаточный | |||||||
Устанавливает причинно-следственные связи при направляющей помощи. | 2 -достаточный | |||||||
Речевое развитие. | Отсутствие речи. | 0 - минимальный | ||||||
Речь невнятная. Бедность словаря. | 1 -недостаточный | |||||||
Трудности построения и оформления связного высказывания. | 2 -достаточный | |||||||
Сформированность учебных навыков. | Не понимает смысла задания, не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом. | 0 - минимальный | ||||||
Понимает смысл задания, нуждается в направляющей помощи, перенос на сходные задания затруднен. | 1 -недостаточный | |||||||
Понимает смысл задания, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема стимулирующей помощи. | 2 -достаточный | |||||||
Итого: |
0 баллов - минимальный уровень.
Обучающийся не понимает смысла задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не способен выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, типовые задания, которые выполнялись ранее, в предшествующие годы обучения, ребенок фактически «не помнит», для их выполнения снова требуется весь объем помощи.
1 балл - недостаточный уровень.
Обучающийся понимает смысл задания, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно, вместе с тем ребенок периодически с затруднениями актуализирует предположительно хорошо известную ему информацию, эффективность помощи очень неравноценна.
2 балла - достаточный уровень.
Обучающийся понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объема исключительно организующей или стимулирующей помощи, подсказки нужны только в реально сложных, еще недостаточно усвоенных алгоритмах решений.
При организации и проведении проверочных работ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соблюдаются следующие специальные условия:
- Экономичность предъявляемого материала. Предлагаемые задания по возможности должны выявлять сразу несколько показателей развития учебно-познавательной сферы.
- Вариативность в последовательности предъявления материала. Учитывая особенности поведения ребенка в процессе диагностики, эмоциональное реагирование на факт обследования, общее психосоматическое состояние, необходимо индивидуализировать последовательность предъявляемых заданий: легкие/трудные, вербальные/невербальные, учебные/игровые. Возможно чередование заданий с учетом ведущего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический).
- Учет уровня работоспособности ребенка. В случаях повышенной утомляемости обучающегося, истощаемости психических процессов следует сделать паузу, дать возможность обучающемуся отдохнуть.
- Четкое и доступное предъявление инструкции. При предъявлении инструкции следует использовать несложные по грамматическому оформлению речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (деление инструкции на отдельные смысловые звенья).
- Дозирование помощи взрослого. Если обучающийся не справляется с заданием, ему необходимо оказать дозированную помощь, которая предъявляется последовательно от минимальной к максимальной. Такая помощь позволяет определить уровень обучаемости школьника (восприимчивость к помощи, объем и характер помощи, способность переносить усвоенный прием на аналогичные задания), а также зону его «ближайшего развития».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)
Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2)
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями в построении воспитательного процесса
Учет особенностей обучающихся...
Особенности психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Материал содержит информацию об особенностиях психофизического развития детей с интеллектуальными нарушениями...
Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик...