ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korrektsionno-razvivayushchego_kursa_.docx_1.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №38
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ / / | УТВЕРЖДАЮ Директор ________ / / Приказ №220 от «29» августа 2015 г. |
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса
по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности»
для 5 класса
с адаптированной образовательной программой
на 2015– 2016 учебный год
Учитель Камильжанова Е.И.
Рассмотрено на заседании ППЛ Лингвистического образования и русской словесности Протокол от № 1 от 28.08.2015 руководитель ППЛ _____ / Е.И.Камильжанова |
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающего курса по русскому языку для учащихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Примерная программа по русскому языку;
- Программа к завершённой предметной линии учебников по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы авторов Л.М. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение, 2012 г.)
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень развития речи обучающихся с задержкой психического развития едва достигает необходимого предела, а у группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи
1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
2) Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.
3) Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания;
3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
Особенности курса:
предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом.
Данная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения.
В основе коррекционно-развивающего курса принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ЗПР.
При составлении коррекционно-развивающего курса программы выделены приемлемые для конкретного класса средства адаптации:
• использование наглядных материалов (таблиц, алгоритмов, схем и т.д.) и ТСО;
• поиск дополнительной информации (по учебнику, словарю, справочному материалу);
• изменение темпа изложения;
• включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную задачу и др.);
• использование образцов для оформления работ;
• частая смена видов учебной деятельности (слушание, чтение, запись, наблюдение);
• применение мнемотехники;
• обучение порциями;
• проведение несложных практических работ (адаптация содержания);
• приемы культуры чтения и культуры слушания (выписка, план, тезис, схема).
Основными методами обучения детей с ЗПР являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Основной тип занятия – комбинированный, на котором ставится несколько дидактических целей.
Условия реализации программы коррекционно-развивающего курса.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
- Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
- Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
- Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
- Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
- Написание сочинений по готовому плану.
Курс “Развитие речи” ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.
При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.
Прогнозируемый результат.
Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов | |
1 полугодие | 16 | ||
2 полугодие | 19 | ||
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Текст. Тема текста. Основная мысль. О чём говорит заглавие? Опорные слова Роль опорных слов в тексте. | 2 ч |
2 | Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. | 2 ч |
3 | Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнения, метафора, юмор, сатира, аллегория | 3 ч |
4 | Работа с деформированным текстом | 2 ч |
5 | К истокам слова. Почему мы так говорим? Составление «биографии» слова | 2 ч. |
6 | Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем | 2 ч |
7 | Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания | 1 ч |
8 | Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. | 2 ч |
9 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Составление «паспорта» слова. | 2 ч |
10 | «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Сбор материала и анализ | 1 ч |
11 | Как правильно употреблять слова. | 1 ч |
12 | Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль. | 1 ч |
13 | Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом | 1 ч |
14 | В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений | 1ч |
15 | Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Составление памятки «Как написать письмо». | 2 ч |
16 | Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения | 2 ч |
17 | Основные речевые правила общения посредством телефона | 2 ч. |
18 | Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета | 2 ч |
19 | Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса» | 3 ч |
Итого часов за год | 35 ч |
Содержание учебного материала
- К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.
- Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.
Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.
- Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.
Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.
- Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.
Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.
Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.
- В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.
Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование
Качества хорошей речи
- Разговор как искусство устной речи.
Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.
Планируемые результаты изучения курса:
В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:
- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.
знать:
- основные понятия культуры речи, основные качества речи;
- показатели индивидуальной культуры человека;
- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;
- основные нормы литературного языка;
- назначение речевого этикета;
- значение различных видов словарей в жизни человека.
- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: дифференцированное обучение, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.
Данная программа курса рассчитана на 35 часа.
Срок реализации программы – 1 год.
Литература для учащихся
1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993
2.И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Культура речи. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.:Издательство «Экзамен» Москва, 2013
3.Е.А. Влодавская. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.:Издательство «Экзамен» Москва, 2013
4. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993
5. Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996
6. Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М.,2002.
Литература для учителя
1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004
2. Т.Н. Гордеюк, Л.И. Егошкин. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах, Методическое пособие, Изд-ство «Учитель»,Волгоград, 2008
3. Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000
4. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996
5.Афанасьева Л.В., Т.Н. Гордеюк. Особенности образовательного процесса в классах коррекции. Волгоград. Изд-ство «Учитель», 2009
Ф.П. Сергеев Речевые ошибки и их предупреждение, Волгоград, изд-ство «Учитель», 2010
СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
В настоящее время государственные программы для СКК не разработаны. Нормативная основа организации обучения - обязательный минимум содержания основного общего образования и разработанная на его основе Примерная программа основного общего образования. Контроль осуществляется в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы».
№ п/п | Признаки ЗПР | Средства адаптации |
1 | Нарушения внимания проявляется в неустойчивости, снижении концентрации, повышенной отвлекаемости. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). |
Устное объяснение учителя не более 15 минут и только в форме беседы! |
2 | Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. |
|
3 | Особенностях памяти у детей с ЗПР: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. |
|
4 | Проблемы речи, связанные с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны. |
|
5 | Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). |
|
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ ПРИЧИНЫ
Тип трудностей | Причины |
Низкая интенсивность учебной деятельности (проявляется невнимательностью при восприятии учебного материала, недисциплинированностью на уроках, медленно или очень быстро выполняет задания) | Отсутствие устойчивых мотивов обучения с ярко выраженной направленностью на внешкольное общение, игровую деятельность |
Низкая эффективность учебной деятельности (проявляет интерес к учёбе, посещает уроки дисциплинирован, задания выполняет медленно, допускает много ошибок переживает из-за них, с трудом усваивает чтение , письмо) | Мотивация учебной деятельности сформирована, недоразвитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивных и речевых функций |
Сочетание низкой эффективности с низкой интенсивностью (не проявляет интереса к учебной деятельности, в процессе обучения допускает много ошибок, не старается их исправить, не дисциплинирован, прогуливает школу, поведение неустойчивое) | На фоне отсутствия устойчивых мотивов обучения проявляет выраженное недоразвитие познавательных функций (снижение объёма памяти, внимания, недоразвитие зрительно-пространственных функций) |
Специфические трудности
Тип трудностей | Причины |
На уроках постоянно отвлекается | Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к материалу в силу преобладания игровых интересов, индивидуально-типологические особенности(преобладание возбуждения над процессом торможения0 |
Проявляет аффективные реакции (например в ответ на замечания) | Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы |
Трудности при решении математических задач | Недоразвитие свойств внимания, памяти (слуховой и речевой), трудности понимания лексико-грамматических конструкций, низкий уровень развития пространственных функций, |
Трудности при пересказывании текста | Недоразвитие логической памяти, последовательных умозаключений, ограниченный словарный запас, речевые дефекты(дизартрия, аллалия) |
Пропуски букв в письменных работах | Низкий уровень развития произвольного внимания, несформированность самоконтроля, трудности работы по правилам, недоразвитие объёма и распределения внимания |
Трудности понимания объяснений учителя с первого раза | Личностные особенности (школьные фобии, тревожность, эмоциональная неустойчивость), слабая концентрация внимания, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие слухоречевой памяти |
Постоянная невнимательность, рассеяность | Недоразвитие мотивации учебной деятельности, слабая концентрация и устойчивость и объём внимания, низкий уровень развития произвольности |
Неумение справляться с заданием в процессе самостоятельной работы в классе | Несформированность приёмов учебной деятельности, недостаточная мотивация учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности |
Постоянное забывание учебников, опаздывание, прогул уроков | Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие навыков самоконтроля, свойств внимания, памяти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),
Адаптированная комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...
Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающего курса учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР.
Рабочая программа учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР (7.2)...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)
Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...