ПРОГРАММА коррекционно-развивающего курса по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности» для 5 класса с адаптированной образовательной программой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Цель программы – Формирование умений школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей. Особенности курса: предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом. Данная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения. В основе коррекционно-развивающего курса принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsionno-razvivayushchego_kursa_.docx_1.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________   /                 /

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ /                        / 

Приказ   №220 от «29» августа 2015 г.

 ПРОГРАММА

коррекционно-развивающего курса

по русскому языку «Развитие коммуникативной деятельности»

для 5    класса

с адаптированной образовательной программой

 на 20152016 учебный год

Учитель   Камильжанова Е.И.

          Рассмотрено на заседании ППЛ

Лингвистического образования и русской словесности

Протокол от № 1 от  28.08.2015  

руководитель ППЛ _____  / Е.И.Камильжанова

     Пояснительная записка 

Программа коррекционно-развивающего курса по русскому языку для учащихся 5  класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  4. Примерная программа по русскому языку;
  5. Программа к завершённой предметной линии учебников по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы  авторов  Л.М. Рыбченковой и др. (М.: Просвещение, 2012 г.)



    Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи обучающихся с задержкой психического развития едва достигает необходимого предела, а у  группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель программы – Формирование умений  школьников с ЗПР правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

Задачи

1) формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;

2) Формирование коммуникативной функции речи – функции общения.

3) Развитие речевого слуха, речевой памяти и речевого внимания;

3) формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
     Особенности курса: 
 предлагаемые темы развивают как устную, так и письменную речь; особое внимание уделено наиболее часто встречающимся проблемам в овладении письмом.

Данная программа составлена с учётом индивидуальных особенностей детей, обучающихся в классах компенсирующего обучения.

В основе коррекционно-развивающего курса  принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ЗПР.

При составлении коррекционно-развивающего курса программы выделены приемлемые для конкретного класса средства адаптации:

•        использование наглядных материалов (таблиц, алгоритмов, схем  и т.д.) и ТСО;

•        поиск дополнительной информации (по учебнику, словарю, справочному материалу);

•        изменение темпа изложения;

•        включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную задачу и др.);

•        использование образцов для оформления работ;

•        частая смена видов учебной деятельности (слушание, чтение, запись, наблюдение);

•        применение мнемотехники;

•        обучение порциями;

•        проведение несложных практических работ (адаптация содержания);

•        приемы культуры чтения и культуры слушания (выписка, план, тезис, схема).

Основными методами обучения детей с ЗПР являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. Основной тип занятия – комбинированный, на котором ставится несколько дидактических целей.

Условия реализации программы коррекционно-развивающего курса.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  • Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  • Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  • Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные лексические и синтаксические ошибки;
  • Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
  • Написание сочинений по готовому плану.

Курс “Развитие речи” ориентирован на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе построения курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников умения писать грамотные и содержательные сочинения и изложения, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе над изложением решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа над изложением помогает научиться хорошо писать сочинения.

Прогнозируемый результат.

Используемый в данной программе комплекс упражнений помогает избавиться от логических ошибок различного типа. От выполнения не необходимых подготовительных заданий дети переходят к написанию изложений, которые могут быть простыми и сложными. Дети учатся составлять план излагаемого текста, писать грамотные сочинения и изложения.

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

1 полугодие

16

2 полугодие

19

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Текст. Тема текста. Основная мысль. О чём говорит заглавие? Опорные слова

Роль опорных слов в тексте.

2 ч

2

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.

2 ч

3

Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнения, метафора, юмор, сатира, аллегория

3 ч

4

Работа с деформированным текстом

2 ч

5

К истокам слова. Почему мы так говорим? Составление «биографии» слова

2 ч.

6

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем

2 ч

7

Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания

1 ч

8

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь.

2 ч

9

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Составление «паспорта» слова.

2 ч

10

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Сбор материала и анализ

1 ч

11

Как правильно употреблять слова.

1 ч

12

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль.

1 ч

13

Однокоренные слова, обозначающие одно и тоже понятие не должны употребляться рядом

1 ч

14

В тексте не должно быть тавтологии и пустых рассуждений

15

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?        Составление памятки «Как написать письмо».

2 ч

16

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения

2 ч

17

Основные речевые правила  общения посредством телефона

2 ч.

18

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета

2 ч

19

Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса»

3 ч

Итого часов за год

35 ч

Содержание учебного материала

  • К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы,  антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Другу.

  • Порядок слов в предложении не должен нарушать их смысла и звучания.

Определение границ предложения. Порядок слов в предложении. Правильное и точное употребление слова. Обоснованное употребление в одном предложении двух синонимов. Исправление речевых ошибок.

  • Переход от одной части текста к другой должен быть плавным.

Точная передача фактов и событий. Логическая последовательность. Связь между фактами и событиями. Возвращение к одному и тому же факту. Редактирование.

  • Однокоренные слова, обозначающие одно и то же понятие, не должны употребляться рядом.

Виды речевых ошибок. Необходимость повторения одного и того же слова.

Употребление синонимов, антонимов. Редактирование.

  • В тексте не должно быть тавтологии и пустых предложений.

Тавтология – повторение одной и той же мысли другими словами, не уточняющими смысла. Согласование и управление слов. Виды речевых ошибок. Редактирование

Качества хорошей речи

  • Разговор как искусство устной речи.

Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. Основные речевые правила  общения посредством телефона. Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях на чатах Интернета. Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении. Защита проектов «В умелых руках слово творит чудеса». Итоговое занятие.

Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: дифференцированное обучение, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения.

Данная программа курса рассчитана на 35 часа.

Срок реализации программы – 1 год.

Литература для учащихся

1.​ Голуб И.Б., Розенталь Д.Э Секреты хорошей речи. – М., 1993

2.​И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Культура речи. Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.:Издательство «Экзамен» Москва, 2013

3.Е.А. Влодавская. Комплексный анализ текста  Рабочая тетрадь. 5 класс. - М.:Издательство «Экзамен» Москва, 2013

4.​ Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразоват. Уч. заведений/ науч. Ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1993

5.​ Успенский Л. Слово о словах. – М., 1996

6.​ Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь - М.,2002.

Литература для учителя

1.​ Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004

2.​  Т.Н. Гордеюк, Л.И. Егошкин. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах, Методическое пособие, Изд-ство «Учитель»,Волгоград, 2008

3.​ Канакина Г.И., Пранцова Г.В. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь» 5-9 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000

4. Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М., 1996

5.Афанасьева Л.В., Т.Н. Гордеюк. Особенности образовательного процесса в классах коррекции. Волгоград. Изд-ство «Учитель», 2009

Ф.П. Сергеев Речевые ошибки и их предупреждение, Волгоград, изд-ство «Учитель», 2010

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

В настоящее время государственные программы для СКК не разработаны. Нормативная основа организации обучения - обязательный минимум содержания основного общего образования и разработанная на его основе Примерная программа основного общего образования. Контроль осуществляется в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы».

№ п/п

                Признаки ЗПР

                      Средства адаптации

1

Нарушения внимания проявляется в неустойчивости, снижении концентрации, повышенной отвлекаемости. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

  1. Приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля.
  2. Приемы поиска дополнительной информации.
  3. Использование наглядных материалов, средств ТСО.
  4. Экскурсии.
  5. Изменение темпа изложения материала.
  6. Использование разнообразных по характеру, форме, цвету, размеру пособий.

Устное объяснение учителя не более 15 минут и только в форме беседы!

2

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

  1. Включение элементов самостоятельной работы с учебником (найти объяснение в тексте, найти в тетради аналогичную задачу и др.), использование предметного указателя.
  2. Формирование умения наблюдать (постановка цели, выработка плана наблюдения и его соблюдение).
  3. Подбор заданий на узнавание предмета по совокупности частей и его элементов,выделение существенных признаков изображения предмета.
  4. Приемы смысловой переработки текста (выделение в учебном материале исходных идей, принципов, законов).
  5. Использование образцов для оформления работ.

3

Особенностях памяти у детей с ЗПР: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.

  1. Частая смена видов учебной деятельности (слушание, чтение, запись, наблюдение).
  2. Применение мнемотехники.
  3. Организация повторения (вводное, текущее, периодическое, заключительное).

4

Проблемы речи, связанные с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

  1. Приемы культуры чтения и культуры слушания (выписка, план, тезис).

5

Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

  1. Обучение порциями.
  2. Использование в течение урока упражнений и вопросов на анализ и преобразование учебной. деятельности (план решения задачи, как сделать записи, расчеты и др.).
  3. Проведение несложных практических работ (адаптировать содержание).

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  И ИХ ПРИЧИНЫ

Тип трудностей

Причины

Низкая интенсивность учебной деятельности (проявляется невнимательностью при восприятии учебного материала, недисциплинированностью на уроках, медленно или очень быстро выполняет задания)

Отсутствие устойчивых мотивов обучения с ярко выраженной направленностью на внешкольное общение, игровую деятельность

Низкая эффективность учебной деятельности (проявляет интерес к учёбе, посещает уроки дисциплинирован, задания выполняет медленно, допускает много ошибок переживает из-за них, с трудом усваивает чтение , письмо)

Мотивация учебной деятельности сформирована, недоразвитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивных и речевых функций

Сочетание низкой эффективности с низкой интенсивностью (не проявляет интереса к учебной деятельности, в процессе обучения допускает много ошибок, не старается их исправить, не дисциплинирован, прогуливает школу, поведение неустойчивое)

На фоне отсутствия устойчивых мотивов обучения проявляет выраженное недоразвитие познавательных функций (снижение объёма памяти, внимания, недоразвитие зрительно-пространственных функций)

Специфические трудности

Тип трудностей

Причины

На уроках постоянно отвлекается

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отсутствие интереса к материалу в силу преобладания игровых интересов, индивидуально-типологические особенности(преобладание возбуждения над процессом торможения0

Проявляет аффективные реакции (например в ответ на замечания)

Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы

Трудности при решении математических  задач

Недоразвитие свойств внимания, памяти (слуховой и речевой), трудности понимания лексико-грамматических конструкций, низкий уровень развития пространственных функций,

Трудности при пересказывании текста

Недоразвитие логической памяти, последовательных умозаключений, ограниченный словарный запас, речевые дефекты(дизартрия, аллалия)

Пропуски букв в письменных работах

Низкий уровень развития произвольного внимания, несформированность самоконтроля, трудности работы по правилам, недоразвитие объёма и распределения внимания

Трудности понимания объяснений учителя с первого раза

Личностные особенности (школьные фобии, тревожность, эмоциональная неустойчивость), слабая концентрация внимания, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие слухоречевой памяти

Постоянная невнимательность, рассеяность

Недоразвитие мотивации учебной деятельности, слабая концентрация и устойчивость и объём внимания, низкий уровень развития произвольности

Неумение справляться с заданием в процессе самостоятельной работы в классе

Несформированность приёмов учебной деятельности, недостаточная мотивация учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности

Постоянное забывание учебников, опаздывание, прогул уроков

Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие навыков самоконтроля, свойств внимания, памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)

Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Дефектологические занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (I вариант) (5 – 8 классов)

Рабочая программа коррекционного курса «Дефектологические занятия» предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися 5–8 классов с умственной отсталостью (...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...