Коррекционно-развивающее занятие "Эмоции и наше поведение"
план-конспект занятия (8 класс)

Светлана Степановна Городниченко

Эмоциональная сфера детей с нарушением интеллекта имеет свое своеобразие. Оно связано преимущественно с недостаточностью произвольной регуляции эмоциональных проявлений. В целом для всех детей с нарушением интеллекта свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, значительная ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявления радости и огорчения. В ряде случаев возникающие у ребенка эмоции неадекватны, оказываемым на него внешним воздействиям. Дети реактивны и отрицательно реагируют на ограничения и запреты. Часты агрессивные проявления. Выражена потребность в чувствах одобрения и признания окружающими. Наблюдается недостаточность положительных переживаний, в то же время у них сильнее развиты эмоции страха и гнева , что неблагоприятно влияет на их поведение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата №20 г. Иркутска»

Коррекционно-развивающее занятие

по  коррекции эмоционально-волевой сферы

 «Эмоции и наше поведение»

Городниченко Светлана Степановна,

учитель ГОКУ Школы-интерната № 20 г. Иркутска.

2022-2023 гг.

Коррекционно-развивающее занятие по  коррекции эмоционально-волевой сферы

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в 8 классе

«Эмоции и наше поведение»

Класс

8

Тема

«Эмоции и наше поведение»

Цель

Познакомить обучающихся с понятием «эмоции» дать представление о разнообразии эмоциональных состояний людей

Задачи

Коррекционно-развивающие:

- развивать способность понимать и выражать  эмоциональные состояния через выполнение заданий(разбор жизненных ситуаций, «Угадай и изобрази  эмоцию»... );

- развивать мышление, речь через вопросно-ответную форму;

 Воспитательные:

-развивать навыки совместной деятельности;

-воспитывать взаимоуважение, взаимопонимание к окружающим;

- продолжить формирование коммуникативных навыков.

Оборудование и техническое обеспечение

Интерактивная доска (презентация, музыкальное сопровождение).

Методы

 Словесные, наглядные, игровые, практические

План занятия

Деятельность

Учителя

Обучающихся

Организационный момент.

Ритуал «Приветствия!»

Цель: Установление положительного эмоционального контакта. Настрой на работу.

Предлагает провести дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз.

Проводит гимнастику один из учеников.

Правильная посадка.

Введение в тему.

 Сегодня, ребята, мы совершим познавательное и необычное путешествие на «Остров чувств». Будьте внимательны и постарайтесь определить тему нашего занятия после беседы.

Закройте глаза и представьте, что мы переносимся  на «Остров чувств». Наше путешествие начинается. (Звучит музыка.)

Выполнение инструкций учителя.

Определение темы  занятия.

Постановка целевого вопроса

Посмотрите, на какой чудесный остров мы попали, светит солнце, летают птицы. Посмотрите на эти лица. Они выражают разные переживания. Давайте прочитаем слова. Что они означают? (чувства) . Назовите их.

На доске слово  «Эмоции». Как вы думаете, что оно означает?

Итак, сегодня мы будем о чем разговаривать?

В конце  занятия, вы должны ответить на такой вопрос (на доске): Эмоции правят человеком или человек эмоциями? Должен ли человек управлять своими эмоциями и почему?

Чтение слов на слайде.

Ответы обучающихся (чувства, переживания человека)

Ответы (об эмоциях), определяют тему.

Основная часть.

Задание

 «Закончи предложение»

Работа в парах

Индивидуальная работа

Вы испытываете разные эмоции, переживания в зависимости от жизненных ситуаций: гнев, радость, печаль и т д. Вам предлагается такое задание «Закончи предложение». Попробуйте назвать ситуации, когда неуместно проявлять, например радость?    

( Болезнь друга,  упал нечаянно кто-нибудь из одноклассников, получил плохую отметку и т д. Какие эмоции вы испытываете?

Размышления обучающихся (чувство сопереживания, жалости. Необходимо помочь, поддержать, успокоить в данной ситуации.)                                                                

Задание 1 паре: Угадать эмоции и назвать их.

Задание 2 паре: Отгадай зашифрованную эмоцию и изобрази ее.

Какой можно сделать вывод?

 Выполнение заданий.

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

На партах у каждого лежит конверт. Вам нужно установить соответствие между положительными и отрицательными эмоциями.

Выполнение задания.

Релаксационная пауза

Выполнение упражнений под музыкальное сопровождение

Разбор жизненных ситуаций.

Заключительная часть.

Способы избавления от отрицательных эмоций

 Предлагаю несколько примеров из жизни.

-  Назовите эмоции, чувства, которые вы испытываете в данных ситуациях. Разбирая предложенные ситуации, потом ответьте на следующий вопрос: человек может управлять своими чувствами в зависимости от жизненных ситуаций?

Жизненные ситуации:

1. После уроков все ребята пошли на прогулку, а Катя осталась , т.к. она дежурная и ей необходимо навести порядок в классе. Какие эмоции испытывает Катя? (Злость, раздражение, обида) Отрицательные. В данной ситуации эмоции правят Катей? А можно изменить ситуацию? Можно размышлять так:

а)Я готовлю класс для ребят, себя самой, чтобы было чисто. Приберусь и пойду гулять с ребятами.

Какие эмоции испытывает Катя? Она спокойна, она настраивает себя на положительные эмоции. В этом случае Катя управляет своими эмоциями

2. В столовой вы нечаянно толкнули кого -то из ребят и был разлит компот. Какие эмоции испытывает человек, которого вы толкнули (отрицательные: злость, негодование, гнев) Может начаться перепалка, ругань между вами.  Вам тоже обидно, что на вас выплескивают отрицательные эмоции, толкнули ведь вы нечаянно. Вы начинаете тоже злиться, ругаться. Возникает конфликт.

 -Вы правильно эмоционально отреагировали  на эти ситуации, но вы не смогли совладать со своими эмоциями и чувствами. Скажите, в данных ситуациях вы управляете эмоциями или эмоции управляют вами? ( Эмоции управляют вами).

- Можно изменить ситуацию? Как? А в этом случае что происходит: вы управляете эмоциями или они вами? Какой можно сделать вывод? Человек может и должен управлять своими эмоциями. Такое качество характерно для людей сильной воли. Это уравновешенные, выдержанные люди. С таким человеком приятно общаться, окружающим людям с ним комфортно и уютно. Он никого не обидит.

Давайте найдем определение слову эмоции. Эмоции – это регулятор поведения человека. 

Посмотрите на слайд. Прочитаем способы избавления отрицательных эмоций.

  • Побыть одному
  • Погулять
  • Посмотреть на себя со стороны
  • Почитать книгу
  • Признать право другого человека на собственное мнение
  • Написать на бумаге то, что тебя огорчает, злит, пугает и разорвать
  • Сжать кулаки и досчитать до 10
  • Чаще улыбаться, даже если тебе не хочется
  • Повторять себе слова «Я спокоен, собран, у меня все получится».

Рассуждения обучающихся.

 Ответы ребят: нужно  подойти, улыбнуться, извиниться, помочь убрать грязную посуду. (Ребята сами могут сами предложить ситуации из жизни и их можно разобрать).

Стараются самостоятельно найти определение. Можно использовать словарь Ожегова, для того, чтобы дети сами нашли значение слова «эмоции» или в интернете

Чтение способов обучающимися.

Итог урока.

-Куда мы совершили путешествие и о чем мы говорили на занятии?

-Какие бывают эмоции?

-Что такое эмоции?

-Вопрос, на который я задавала в начале нашего занятия: Эмоции правят человеком или человек эмоциями?

-Почему человек должен управлять своими эмоциями?(избежать конфликтов, стресса).

Ответы обучающихся.

 

Рефлексия

- Какие эмоции испытывайте?  Скажите и покажите их.

Похвалить обучающихся.

Показ  и проговаривание эмоции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эмоции и наше поведение

Слайд 3

Воспитание дружелюбия, взаимопонимания ,уважения друг к другу Воспитание дружелюбия, взаимопонитания . Формирование навыков общения.

Слайд 4

Закончи предложение: Мне грустно, когда….. Мне весело и радостно, когда ….

Слайд 5

Угадай ЭМОЦИИ Радость Печаль Удивление

Слайд 6

презрение злость, гнев восторг

Слайд 7

страх грусть удивление

Слайд 8

Положительные Радрость Восхищение Счастье Сопереживание Восторг Умиление Отрицательные Обида Гнев Страх Злость Ярость Раздражение

Слайд 9

Эмоции – регулятор поведения человека

Слайд 11

Отгадай зашифрованную эмоцию Н Е В Г Попробуй изобразить эту эмоцию мимикой.

Слайд 12

С Х А Р Т Изобрази эту эмоцию телом

Слайд 13

СТОДАРЬ Изобрази данную эмоцию только жестами (руками)

Слайд 14

ЗРЕНЕРИПЕ Изобрази данную эмоцию носом

Слайд 15

Способы избавления от нежелательных эмоций. Побыть одному Погулять Посмотреть на себя со стороны Почитать книгу Признать право другого человека на собственное мнение Написать на бумаге то, что тебя огорчает, злит, пугает и разорвать Сжать кулаки и досчитать до 20 Чаще улыбаться, даже если тебе не хочется Повторять себе слова «Я спокоен, собран, у меня все получится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей работы с подростками с девиантным поведением с использованием возможностей сенсорной комнаты

Психологически здоровый человек — это человек, жизнь которого полна смысла. Он не тревожный, лишен комплексов, не боится неудач, не агрессивный, оптимистичный.Психическое здоровье детей и подростков —...

Программа коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость предложенной программы заключается в том, дети с отклоняющимся поведением нуждаются в особой поддержке со стороны образовательного учреждения. Социальным педагогом отобран...

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Коррекционно-развивающая программа “Успешная самопрезентация личных и профессиональных качеств подростка и психокоррекция их поведения”

Цель программы: Развитие знаний и умениям навыка самопрезентации.Задачи:1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.2. Обучение этике делового взаимодействия.3. Помощь в обретении собственног...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия на тему: "Культура поведения при приеме пищи"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Социально-бытовая ориентировка" для 5 класса "Особый ребенок" (учащиеся с ТМНР) школы VIII вида...

Программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися девиантного поведения.

Актуальность и необходимость  предложенной программы заключается в том, что дети с отклоняющимся поведением  нуждаются в особой поддержке со стороны  образовательного учреждения. Учител...