"Методика личностно-ориентированного подхода в обучении"
методическая разработка

Коваль Надежда Владимировна

"Методика личностно-ориентированного подхода в обучении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя истории и обществознания

Коваль Надежды Владимировны

на тему «Личностно-ориентированный подход в обучении истории»

В начале XXI стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обучения в современной системе образования. Одной из новых форм организации обучения является личностно-ориентированный подход, который является основой традиционного обучения.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования системы, и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания истории.

Исследованию проблем изучения личностно-ориентированного обучения посвящены работы Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю.Белогурова, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, С.А. Рогачева, Н.Г.Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С.Якиманской и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.

Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос «каким быть», а не «кем быть»). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым «субъектным опытом». Включить «субъектный опыт» в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика на уроке истории. Все это создает, на мой взгляд, оптимальные условия, содействующие развитию личности учащегося посредством возрастной ведущей учебной деятельности. Доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка.

Работая в МОУСОШ№3 с января 2002 года, процесс обучения рассматриваю как совместную деятельность учителя и ученика, что нацеливает меня на решения педагогических задач в русле личностно-ориентированной педагогики. Работать учителю  невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями; только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

Я систематически изучают особенности учащихся и обеспечиваю индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляю помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролирую выполнение домашних заданий, стараюсь (умею) держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.

В качестве ведущих принципов обучения рассматриваются принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому  использую активные формы и методы обучения.

Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.

Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску. Учитель руководит поиском  нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.

Соревновательный подход заменяется  сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учитель разрешает учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.

Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.

Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.

Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.

Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.

Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх. 

Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок:

  • аукцион,
  • сочинение по истории,
  • деловая игра,
  • пресс-конференция,
  • диспут,
  •  общественный смотр знаний,
  •  турнир,
  • эстафета,
  • семинар,
  • диспут,
  • путешествие,
  • зачет,
  • игра и др.

Особый интерес представляют формы работы с учебником:

  • репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта, по тексту),
  • сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков)
  •  творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды).

Результативность этих методов прослеживается в качестве обучения за последние 3 года (Приложение 1)

Для учащихся с низкой мотивацией и неуспевающих по предмету разрабатываю индивидуальные задания, тесты которые являются интеллектуально привлекательными и посильными для учеников. Это позволяет мне на конец учебного года повысить успеваемость в классах до 100%.

Провожу индивидуальную работу с одаренными детьми. Ежегодно эти дети принимают участие в школьных и городских Олимпиадах. Среди моих учеников есть призеры городских Олимпиад по истории:

в 2005 – 2006 учебном году ученица 10 класса Шкуро Елена (3 место),

в 2006 – 2007 учебном году ученик 11 класса Мирайес Родригес (1 место),

в 2007 – 2008 учебном году ученик 10 класса Красовский Антон (3 место).

В отличие от олимпиад, фактически деятельности для избранных, организую исследовательские работы, ценность организации исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:

1. Большее количество охватываемых школьников.

2. Возможность выбора темы.

3. «Погружение» в тему, так как работа должна выполняться в течение нескольких месяцев.

4. Наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей.

5. Необходимость развития навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру. Дети учатся грамотно излагать прочитанное,  чётко формулировать поставленные цели и задачи, описывать ход проделанных экспериментов, характеризовать результаты своей деятельности.

6. Постепенное приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей.

7. Тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

Победители в школьном туре исследовательских работ принимаю участи в городском конкурсе «Юный философ», где успешно представляют свои рефераты, творческие работы и проекты. Среди них так же есть призеры:

в 2005 – 2006 учебном году ученица 11 класса Дибижева Нина заняла первое место с рефератом на тему «Здесь будет город заложен»,

в 2008 – 2009 учебном году ученицы 11 класса Дорошева Валерия и Иванисова Нина заняли первое место с проектом на тему «Реализация молодежной политики в городе Ессентуки».

Начиная с 2006 – 2007 учебного года мои ученики успешно сдают ЕГЭ по истории, подтверждая свои оценки. Исходя из этого факта, я два года подряд выступала на городском методическом объединении учителей истории с рефератом на тему «Результаты ЕГЭ по истории. Педагогические условия обеспечения качества итоговой аттестации в форме ЕГЭ.»

Для развития познавательных возможностей учащихся и их интереса к предмету, плодотворной совместной деятельности я использую схемы, таблицы, дидактические игры, информационно-коммуникативные технологии.

Все это вызывает интерес к предмету история и вот уже на протяжении    нескольких лет большинство учащихся с 5 по 11 класс принимают участи в Международной исторической игре «Золотое руно».

На своих уроках я развиваю мышление, способности учащихся, обогащаю устную речь, развиваю навыки работы с текстами, документами, статистическими данными, картами, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение выделять главное, сравнивать, решать проблемы.

Воспитываю и формирую систему нравственных отношений, трудовых, эстетических, физических, экологических, военно-патриотических, гражданско-правововых. Воспитываю чувство товарищества, добрососедства (при работах в группе), толерантности, дисциплинированности

Выступление в 2005-2006 учебном году на МО с темой «Применение методов и организации групповых форм работы»

В целом личностно-ориентированный подход в обучении означает, что, прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъектно-субъектном взаимодействии. Обучение «проходит» через личность обучающегося. Обязательно учитывая его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Личностно-ориентированный подход должен находить применение, как в ходе самого преподавания, так и в оценке полученных знаний.

Выводы:

- Личностно-ориентированный подход в методике преподавания истории, как и в общей педагогике, состоит из компонентов, а именно: личностный; психолого-педагогический; деятельный.

- Личностно-ориентированный подход в методике преподавания истории, в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность.

- Исходя из оценки личности, учет личностного компонента, учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корректирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося.

- Деятельностный компонент также имеет многосторонние предпосылки для формирования личностно-ориентированного подхода: в общепедагогическом плане – положение о субъектно-субъектном отношении учителя и ученика и активности обучаемого.

- Деятельность побуждается мотивами ученика и направлена на освоение опыта, она определяет то, на что направлена вызвавшая ее потребность, т.е. ее предмет. Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними.

- Образовательный процесс должен быть ориентирован на создание одинаковых условий обучения для всех, при которых каждый достигал бы планируемых результатов.

- Личностно-ориентированный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика, в направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентации, понимания смысла обучения для развития творческого потенциала личности.

- Личностно-ориентированный подход в методике преподавания истории предполагает пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков, т.е. только как организацию усвоения учебного материала; субъектно-объектной схемы общения, взаимодействия преподавателя и ученика  объекта обучения только как совокупности усваиваемых знаний.

- Личностно-ориентированный подход к обучению с позиций обучающегося, предполагает, обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание условий его личностной самоактуализации и личностного роста.

- Личностно-ориентированный подход в методике преподавания истории формирует активность самого ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равно-партнерских, доверительных субъект-субъектных отношений с педагогом.

- Личностно-ориентированный подход с позиции ученика предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним – познавательный мотив, обучающегося. 

Приложение 1

Качество обучения

2020-2021

2021-2022

2022-2023

История

43%

47%

47%

Обществознание

44%

49%

52%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Методика личностно-ориентированного обучения

Обеспечить качественную подготовку выпускников школ к жизни в условиях информационного общества при традиционной классно-урочной системе в школе практически невозможно. Проблема заключается в то...

Методика "Личностно ориентированный подход при подготовке к ЕГЭ.

В работе сделан анализ результатов ЕГЭ по биологии за последние 5 лет и обощен опыт работы по повышению качества подготовки к экзамену....

Проект по внедрению методики личностно-ориентированного планирования

Проект по внедрению методики личностно-ориентированного планирования Разработчики проекта: Асикритов В.Н. – директор ДДИ №1Сорокина Е.В. – директор ГБСКОУ школы №439Попова В.Н. – заместител...

Применение музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия

Музыкальный руководитель Новгородова Т.П. строит свою педагогическую деятельность  с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением её деятельности являются личностно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время в России идет становление новой системы обра­зования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...

Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело)

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и ...