Методика "Личностно ориентированный подход при подготовке к ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме
В работе сделан анализ результатов ЕГЭ по биологии за последние 5 лет и обощен опыт работы по повышению качества подготовки к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_lichnostno_orientirovannyy_podkhod_pri_podgotovke_k_ege.zip | 13.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально – личностный подход при подготовке к ЕГЭ.
Учитель биологии МБОУ СОШ №58 Гордиенко Л.П.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы.
Подготовка - комплексное понятие, включающее в себя: психологическую и педагогическую готовность (наличие знаний, умений и навыков по предмету) и личностную готовность (опыт, особенности личности, необходимые для процедуры единого государственного экзамена).
Единый государственный экзамен, как бы его не ругали политики, чиновники, общественность, является не копированием «западной» системы образования, а системой, обеспечивающей объективность и единообразие комплекса оценивания результатов образования школьника. ЕГЭ создает единые базовые условия для продолжения учащимися профессиональной подготовки на уровне ССУЗа или ВУЗа, в независимости от социальных групп, слоев, места обучения.
Поступление учащихся МБОУ СОШ № 58 по результатам ЕГЭ на бюджетную форму обучения
№ | Количество учащихся | Наименование учебного заведения |
1 | 2 | Ярославский медицинский институт |
2 | 1 | Рязанский медицинский институт |
3 | 1 | Ставропольский медицинский институт |
4 | 3 | Институт физической культуры |
5 | 1 | КубГУ |
6 | 8 | Новороссийский медицинский колледж |
7 | 7 | Краснодарский медицинский институт |
Основными показателями психолого-педагогической готовности к единому государственному экзамену служат :
многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи;
степень целесообразности в действиях;
оптимальность использования средств обучения;
способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками;
степень овладения исследовательскими умениями и навыками;
речевое развитие обучающихся;
организаторские и коммуникативные способности.
С 2009 г. единый государственный экзамен по биологии введен в штатный режим в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. и является экзаменом по выбору. Его выбирают те выпускники, которые намерены связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с биологией и будут сдавать биологию в качестве профильного экзамена в соответствующие вузы. Поэтому главное назначение ЕГЭ по биологии в 2011 г. – определение уровня подготовки выпускников средней (полной) школы с целью отбора для поступления в высшие учебные заведения.
Хочется отметить, что введение ЕГЭ изменил не только подготовку к итоговой аттестации, но и всю систему образования, поменяв вектор её содержания и форм контроля и обучения.
С одной стороны, современное образование не укладывается в рамки стандартных программ, а для созревания гармонично развитого выпускника, требуется объем материала, куда больший, чем предполагает программа. Поэтому на современном уровне актуальнейшей проблемой становится открытость образования в плане источников информации и методов обработки.
В 10 и 11 классе невозможно подготовить детей к ЕГЭ, не используя тьюторское сопровождение отдельных учащихся и групп школьников. Корректируя состав групп с усвояемостью, уровнем креативности и познавательного интереса. Необходимо тьюторство и в исследовательской деятельности старшеклассников при создании их портфолио и презентации их успехов в конкурсах, олимпиадах и мероприятиях различного уровня.
Без сомнения, важным элементом подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа учащихся на уровне подготовки и защиты рефератов, докладов, проектных и исследовательских работ, что делает образование деятельностным и эффективным.
Примерные темы рефератов, проектов, исследовательских работ:
1.Наследственность — основа здоровья человека.
2. Этические основы исследований наследственности человека.
3. Носители наследственности — «виновники» наследственных болезней.
4. Методы диагностики наследственных заболеваний.
5. Экологически опасные факторы и здоровье человека.
6. Аллергия — болезнь цивилизации.
7. Влияние космоса на человека.
8. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических ритмов.
9. Погода и самочувствие.
10. Человек в подводном мире.
11. Человек в невесомости.
12.Стрессы в современном мире.
13.Идеальное жилье для здорового человека.
14.Производственная среда и здоровье человека.
15.Лес — лекарство для городского жителя.
16.Инфекционные болезни в современном обществе.
17.Информация и здоровье.
18.Образ жизни человека — фактор здоровья.
19.Диеты и их влияние на здоровье.
20.Алкоголизм и наркомания — болезни химической зависимости.
21.Продолжительность жизни человека
22. Оценка индивидуального развития учащихся младших классов
23. Оценка физической и умственной работоспособности.
24 Изучение экологического пространства школы
25. Изучение популяционного аспекта распространения трехцветности среди кошек.
26. Вторая жизнь растений.
27. Грипп и его профилактика.
28. С чем связана разница в венозной и артериальной крови?
29. Кровь – «зеркало» здоровья.
30. Свертывание крови – помощник или враг.
Проектная деятельность формирует у учащихся целеполагание, адекватную самооценку, умение отстаивать свою точку зрения, исследовательскую и коммуникативную компетентности, аналитико – деятельностную, прогностическую, информационную и рефлексивную компетеность через личностную, регулятивную, познавательную и коммуникативную деятельность.
Необходимо отметить, что выбор в отношении профиля обучения и ГИА являются первым шагом в подготовке к ЕГЭ и оценкой зрелости личности старшеклассника.
Индивидуализация образования на старшей ступени обучения является важнейшим элементом модернизации образования на современном этапе. Начатая в 9 классе предпрофильная подготовка способствует осознанному выбору профиля и будущей профессиональной траектории. Анализируя работу в профильных группах по результатам сдачи ЕГЭ, могу с уверенностью сказать, что подготовленность учащихся профильных классов на порядок выше групп базового уровня и траектории соответственно: учащиеся из профильных групп поступают в высшие учебные заведения (100%), а учащиеся с базовым уровнем поступают в медицинское училище. Работа в профильных группах требует серьезной подготовки, наиболее индивидуализированного подхода и деятельностного характера изучения материала. Практически, мы должны в рамках профильного образования передать учащимся культурно – предметный опыт исследовательской научной деятельности в качестве подготовки к обучению в ВУЗе.
Для контроля за подготовкой учащихся и стимулирования самостоятельной работы провожу контроль и его результаты фиксируются в листе мониторига:
ФИО
Дата №
А 1 | А 13 | А 25 |
А 2 | А 14 | А 26 |
А 3 | А 15 | А 27 |
А 4 | А 16 | А 28 |
А 5 | А 17 | А 29 |
А 6 | А 18 | А 30 |
А 7 | А 19 | А 31 |
А 8 | А 20 | А 32 |
А 9 | А 21 | А 33 |
А 10 | А 22 | А 34 |
А 11 | А 23 | А 35 |
А 12 | А 24 | А 36 |
В1 | В 5 |
В 2 | В 6 |
В 3 | В 7 |
В 4 | В 8 |
С 1 | С 2 | С 3 | С 4 | С 5 | С 6 |
Общее количество баллов
Повторить:
В 9 классе, а затем в 10-11 классах важным элементом подготовки к ЕГЭ становится психолого – педагогическая подготовка [9], построенная на тренинговых занятиях, снижающих уровень напряжения и страх перед итоговой аттестацией.Нужно отметить, что актуальность её снижается при интенсивной тренировке в рамках промежуточной аттестации на предыдущих уровнях. Адекватной самооценке и подготовке к ЕГЭ способствуют проводимые в 11 классе пробные ЕГЭ в каждой четверти.
Еще одним важным фактором подготовки учащихся к ЕГЭ являются работа с тренировочными тестами. Их особенностью является повторение результата задания при разной формулировке самого задания. Они применимы, как в части А, Б, так и в части С. Они направлены на формирования алгоритма правильного выбора ответа. С другой стороны, через тренировочные тесты происходит более прочное запоминание материала и правильных ответов.
XXI век, по определению ЮНЕСКО, является веком приоритета личности, а, следовательно, приоритеты модернизации образования сосредоточены на инновационности и индивидуализации самого процесса образования и его содержания. При современной, пусть и модернизируемой, классно – урочной системе личностно – ориентированный подход направлен на адаптацию имеющейся программы под возможности и способности каждого ученика. Индивидуализация образования ориентирована на разработку индивидуальной образовательной программы, основанной на социальном заказе учащегося и его родителей и выявленном векторе познавательного интереса учащихся. По сути, данный подход формирует мотивацию обучения и коучинг – группы для реализации образовательного процесса. Ведущим в такой системе образования становится не просто педагог, классный руководитель, специалист школы, а тьютор, специалист образования, обладающий квалификацией сопровождать учащегося в его пути развития и обучения.
Если, мы говорим о том, что достаточно много детей эффективно обучаемы только в индивидуальном режиме, то абсолютно все дети требуют индивидуального подхода при формировании образовательной и профессиональной, траекторий, а также социально одобряемых моделей поведения (имеются не менее пяти подходов).
Продолжается поиск моделей современной старшей профильной школы и предпрофильной подготовки, ориентированных на оказание помощи школьнику в выборе профессии, на личностное и профессиональное самоопределения, осознание ответственности выбора, рефлексию этого процесса. Самооценка результатов становится сущностной характеристикой изменений на старшей ступени общего образования. Необходимы специальные усилия, специальные, тьюторские подходы, направленные на актуализацию процессов становления старшеклассника как субъекта самоопределения и образовательного выбора.
В общеобразовательных учреждениях неуклонно растет доля учащихся, чей путь в образовании по тем или иным причинам для самих педагогических работников, или родителей ребенка, или медиков и психологов выглядит как требующий особого отношения. Выделение этих «особенных» детей происходит по разным основаниям, в эту категорию попадают одаренные дети и дети с задержками и отклонениями в развитии, учащиеся-инвалиды, которые способны посещать общеобразовательные учреждения, дети с разными нарушениями здоровья, с проблемами в общении и т.д. Для образования таких «особенных» детей необходим особый педагог, способный разглядеть в них возможности и способности, заложенные природой, но глубоко спрятанные.
Без сомнения, подготовка должна завершить итоговой аттестацией, балл которой в профильных классах не может быть ниже 60 – 65 баллов. Однако и в профильных классах встречаются дети с невысокой успеваемостью, но они, в большинстве своем, все-таки мотивированы к выбранной профессии, что я стараюсь поддерживать на высоком уровне у всех учащихся.
Итоговая контрольная работа по завершению повторения курса «Ботаника»
1. В систематике растений семейства объединяют в:
1.роды 2.отряды 3. классы 4.отделы
2. В процессе дыхания растения
1. обеспечиваются энергией 2.поглощают углекислый газ 3.выделяют кислород 4. обеспечиваются водой
3. Рост растений происходит благодаря росту и дифференциации клеток ткани
1.покровной 2. механической 3. образовательной 4.фотосинтезирующей
4.Почему водоросли относят к низшим растениям
1.Обитают в водной среде 2.содержат хлоропласты 3. не имеют тканей и органов 4. не имеют клеточного строения
5. Садовую землянику размножают с помощью надземных видоизменённых побегов – усов, чтобы
1.сохранить признаки сорта 2.ускорить созревание плодов 3. повысить устойчивость к заболеваниям 4. получить потомство с новыми признаками
6. Кочан капусты нельзя отнести к плодам, так как он не имеет
1.семян 2.хлоропластов 3. клеточного строения 4.запаса органических веществ
7 почему папоротники относят к высшим растениям
1.Состоят из органов и тканей 2.Участвуют в фотосинтезе 3.обитают в наземно-воздушной среде 4. являются продуцентами
8. В результате двойного оплодотворения из завязи пестика образуются
1.гаметы 2.семена 3. семязачатки 4. плоды
9. Ризоиды выполняют функции закрепления в почве у
1 мхов 2.папоротников 3.плаунов 4.хвойных
10. Зачатки проводящей ткани и эпидермис как ароморфные особенности впервые появились у :
1.моховидных 2.хвощевидных 3. псилофитов 4. папоротниковидных
В.1. Какие из указанных признаков присущи растениям?
1.ограниченный рост 2.рост в течение жизни 3.автотрофный способ питания 4. гетеротрофный способ питания
5.Наличие клетчатки в оболочках клетки 6.наличие хитина в оболочках клеток
В.4. Установите соответствие между признаком растения и отделом к которому он относится
А) в большинстве травянистые растения 1) Папоротниковидные Б) преобладают деревья и кустарники 2)Голосеменные В)размножаются спорами Г) размножаются семенами Д)оплодотворение не связано с водной средой
В.8. Установите хронологическую последовательность появление основных групп растений на Земле.
1.цветковые 2.папоротникообразные 3.псилофиты 4. голосеменные 5.водоросли
С.1. Чем отличаются зрелые плоды от незрелых с учётом интенсивности процесса фотосинтеза, осуществляемого в растительном организме.
С.4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.Споры папоротника созревают в спорангиях, расположенных на верхушках ветвей. 2.Из споры формируется небольшое листостебельное растение. 3.На нём происходит образование половых клеток – гамет. 4.При их слиянии возникают диплоидные семена. 5. В дальнейшем развивается взрослое растение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Личностно-ориентированный подход при подготовке и проведении классных часов"
Вданной разработке показано, чем отличается форма личностно-ориентированного классного часа от традиционной, даны рекомендации по разработке личностно-ориентированного классного часа....
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода
доклад и презентация на педсовете "Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода"...
Подготовка учащихся к единому национальному тестированию на основе личностно-ориентированного подхода
презентация к выступлению на педсовете...
Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по обществознанию в условиях личностно-ориентированного подхода.
В данной работе предсталены методы, приемы, технологии, а также способы подготовки выпускников к Единому государственному экзамену, а также результаты подготовки, обобщенные за 3 года....
Практико-ориентированный подход при подготовке специалистов по профессии 120304 "Градостроительный кадастр"
Практико-ориентированным подходом в организацииучебного процесса. ...
Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов рабочих профессий на примере преподавания физики.
Материал " Практико -ориентированный подход в подготовке специалистов рабочих профессий на примере преподавания физики" является обобщением опыта педагогической деятельности и предназн...