Проект по внедрению методики личностно-ориентированного планирования
проект на тему

 

Проект

по внедрению методики личностно-ориентированного планирования

 

Разработчики проекта:

Асикритов В.Н. – директор ДДИ №1

Сорокина Е.В. – директор ГБСКОУ школы №439

Попова В.Н. – заместитель директора по КР, учитель,

Падалка Л.К.- заместитель директора по РЦ, учитель,

Асикритова Е.А.- учитель, методист,

Кайкина Л.И.- учитель, методист,

Корельская Н.Г.- учитель,

Яценко А.В.- учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brif_lop.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по внедрению методики личностно-ориентированного планирования

Разработчики проекта:

Асикритов В.Н. – директор ДДИ №1

Сорокина Е.В. – директор ГБСКОУ школы №439

Попова В.Н. – заместитель директора по КР, учитель,

Падалка Л.К.- заместитель директора по РЦ, учитель,

Асикритова Е.А.- учитель, методист,

Кайкина Л.И.- учитель, методист,

Корельская Н.Г.- учитель,

Яценко А.В.- учитель.

ГБСУ СО  ДДИ №1,  ГБСКОУ школа № 439

Район: Петродворцовый

Тема проекта

(ЧТО именно предлагаете)

Цели и задачи проекта

Включение методики личностно-ориентированного планирования  в практику работы учреждения  

Цель: внедрение личностно-ориентированного планирования на различных этапах обучения и воспитания детей и реабилитантов с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости  для улучшения качества их  жизни и успешной адаптации в социум.

Задачи:

  1. Научить воспитанников участвовать в процессе  планирования  различных сторон своей жизни и деятельности
  2. Улучшить психологический микроклимат, обеспечивающий развитие уверенности в  собственных силах и возможностях у воспитанников.
  3. Развивать навыки коммуникативно-речевого общения воспитанников с умеренной  и тяжелой степенью умственной отсталости, обеспечивающие  развитие доброжелательности, толерантности, способствующие становлению «Я»- концепции».
  4. .Обеспечить полноценный  эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, стимулировать к внеситуативно-личностному  общению.
  5. Создать развивающую коррекционную среду, наполненную средствами дополнительной коммуникации и помогающую таким детям овладевать знаниями, развивать самостоятельность и независимость в социальных и бытовых ситуациях.
  6. Внедрить методы дополнительной коммуникации на всех уровнях работы с ребенком и во взаимодействии всех участников образовательного и реабилитационного процесса: обслуживающего персонала, педагогов и специалистов: логопедов, дефектологов и психологов.
  7. Формировать позитивное, заинтересованное отношение к ребенку с ограниченными возможностями здоровья; создать условия для развития его потенциала, положительных сторон личности .

Сроки реализации проекта

Проект рассчитан на период с 2011 года по 2015.

Обоснование проблемы

(ЗАЧЕМ?)

Одним из основных направлений социальной политики Российской Федерации в настоящее время является улучшение качества жизни населения, и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей-сирот, воспитывающихся в детском доме-интернате и имеющих ограниченные возможности здоровья. Особое место в этой категории занимают дети с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью.

Это обусловлено целым рядом факторов, среди которых: выраженное снижение интеллекта, сенсорные и двигательные, психоэмоциональные нарушения и другие, что значительно ограничивает возможности социализации и интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни.

В ДДИ №1 проживает 306 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Большинство воспитанников имеют проблемы в коммуникативной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками.  Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей, не умеют презентовать себя, находятся в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточности включения в различные виды деятельности и недостаточного  внимания  к развитию личности  ребенка.

Методы осуществления / Пути решения

(КАК? Каким образом?)

Включение  новых технологий личностно-ориентированного планирования  в практику работы учреждения.

Этапы реализации проекта:

  1. Формирование рабочей группы из специалистов ДДИ №1, работающих в ГБСКОУ школа №439, прошедших специальное  обучение  по тематике проекта.
  2. Изучение проблемы, диагностика исходных данных по изучаемой проблеме.
  3. Проведение специалистами обучающих семинаров по теме «Методика личностно-ориентированного планирования для педагогов всех отделений детского дома-интерната.
  4. Определение рабочего объема средств методики ЛОП и направлений работы для формирования среды (группы, классы) по всем этапам реализации проекта.
  5. Проектирование и изготовление дидактических, раздаточных и демонстрационных материалов.
  6. Работа с фотографиями, рисунками, картинками, пиктограммами на различных этапах учебно-воспитательного процесса с усложнением по этапам от реального предмета до абстрактного символа.
  7. Разработка индивидуальных «Карт личностно-ориентированного планирования с опорой на позитивные стороны и ресурсы личности ребенка.
  8. Изготовление индивидуальных карт «Карт личностно-ориентированного планирования» совместно с ребенком по принципу: Ребенок с особенностями развития является центром планирования, а педагоги- партнеры в процессе планирования.
  9. Составление плана действий на основе «Карт личностно-ориентированного планирования», который  содержит  цели для реализации (план должен быть конкретен и отвечать на вопросы: что нужно сделать, чтобы достичь улучшения и совершенствования жизни  человека с ОВЗ).
  10. Реализация плана действий.
  11.  Разработка методических рекомендаций, создание презентаций, публикация статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции.
  12. Поддержка и сопровождение процесса развития  самостоятельности, ответственности, достоинства воспитанников  ДДИ №1 и обучающихся в ГБСКОУ школа №439с использованием  методики ЛОП.

Конкурентное преимущество

(«изюминка»

проекта, новизна)

Личностно-ориентированное планирование, в отличие от системно-ориентированного, предполагает уважение человеческого достоинства и умение видеть человека с особенностями  развития как целостную саморазвивающуюся личность, оно позволяет ближайшему окружению  приспособиться и уметь увидеть ресурсы личности, ее сильные стороны, а затем действовать в желаемом направлении.  Личностно-ориентированное планирование не ограничивается только оформлением  карт .Вопрос заключается в изменении мышления, в умении выслушать человека с особенностями развития, в желании помочь ему и принять участие в его жизни.

Союзники и партнеры

(КТО может помочь в реализации проекта?)

ГАООРДИ (партнеры из Финляндии по совместным финско-российским проектам);

ИСПиП им Р.Валленберга

Необходимые ресурсы

(чего недостает для реализации проекта?

ЧЕМ нужно помочь?)

Реализация проекта осуществляется на базе ГБСУ СО ДДИ №1. Организационные и научно-методические:

  1. Методическая и специальная литература.
  2. Супервизия этапов проекта.
  3. Обучающие программы, научно-практические семинары, конференции

При работе над проектом испытываем трудности:

  1. В обеспечении методической и специальной литературой и супервизией проекта;
  2. В обеспечении необходимым оборудованием (ламинаторы, конверты для ламинирования и т.д.).
  3. В подборе средств  коммуникации, доступных для детей со множественными  нарушениями развития.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается  в возможности использования его результатов в работе с детьми и подростками с ОВЗ, проживающими в других учреждениях интернатного типа и  в других регионах.

Промежуточные шаги реализации

(Что УЖЕ сделано?)

  1. Для реализации опытно-экспериментальной работы по внедрению методов личностно-ориентированного планирования сформирована рабочая группа, включающая руководителей подразделений, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов и руководителей методических объединений, прошедших специальное обучение по этому направлению.
  2. Участники рабочей группы провели обучающие семинары  для педагогов  всех отделений ДДИ№1.
  3. Участники рабочей группы провели экспериментальную работу по созданию набора карт личностно-ориентированного планирования для одного реабилитанта.
  4. Разработаны обучающие пособия по созданию карт личностно-ориентированного планирования.
  5. Проведено открытое воспитательское занятие созданию карты посещений.
  6. Проведен  практический семинар по созданию карты желаний.
  7. Педагоги, работающие с детьми на группах, создали  наборы карт личностно-ориентированного планирования для одного ребенка.
  8. Для воспитанников были разработаны и апробированы «Карты личностно-ориентированного планирования».

Ожидаемый итоговый результат

  1. Функционирующая рабочая группа педагогов и специалистов.
  2. Эффективные условия для улучшения качества жизни воспитанников с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, подготовки их к самостоятельной жизни и успешной адаптации их в социум.
  3. .Сосредоточение на сильных сторонах и способностях личности,  стремление поддержать и использовать их.
  4. Создание комплекта карт личностно-ориентированного планирования
  5. Проведение систематической работы по картам личностно-ориентированного планирования
  6. Составление и реализация плана действий, основанного на анализе карт личностно-ориентированного планирования.
  7. Внедрение в процесс коммуникации воспитанников со сверстниками и взрослыми 7 видов «Карт личностно-ориентированного планирования».
  8.  Компетентностный рост педагогов, повышение интереса к инновационной деятельности.
  9. Разработка методических рекомендаций, программ.
  10. Публикация программ, статей, методических рекомендаций и другой печатной продукции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика личностно-ориентированного обучения

Обеспечить качественную подготовку выпускников школ к жизни в условиях информационного общества при традиционной классно-урочной системе в школе практически невозможно. Проблема заключается в то...

Методика "Личностно ориентированный подход при подготовке к ЕГЭ.

В работе сделан анализ результатов ЕГЭ по биологии за последние 5 лет и обощен опыт работы по повышению качества подготовки к экзамену....

Применение музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. технологий и методик личностно ориентированного взаимодействия

Музыкальный руководитель Новгородова Т.П. строит свою педагогическую деятельность  с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Приоритетным направлением её деятельности являются личностно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

В настоящее время в России идет становление новой системы обра­зования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное про­странство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в п...

Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

Методика Личностно -ориентированного планирования. Работа с картами страхов и стрессов

Описание методики ЛОП. Работа по отдельным картам страхов и стрессов...

Методика личностно-ориентированного планирования как средство развития коммуникации у детей с ОВЗ в условиях стационарного учреждения

В статье представлен материал об использовании Методики личностно-ориентированного планирования как средства развития коммуникации у детей с ОВЗ....