Патриотическое воспитание спортсменов
статья

Нарижная Ольга Борисовна

Статья содержит материалы, применяемые на практике, в работе с учащимися-спортсменами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.b.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

В педагогической науке существуют различные типологии направлений работы по патриотическому воспитанию. Не буду останавливаться на всех, тем более в наших условиях ( спортсмены, проживающие в общежитии, имеющие высокие достижения в спорте) некоторые направления трудно, а иногда и невозможно реализовать, например краеведческо-поисковая работа.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Хотя чувство формирования национальной гордости, всегда окращено эмоциями. Невозможно, живя в нашем городе не гордится его красотой и историей.

Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой Родины. У нас на этаже основная часть проживающих – это иногородние, и будет ли для них наш город – малой родиной зависит во многом от нашей работы. Поэтому на постоянной основе мы проводим цикл бесед: «прогулки по Санкт-Петербургу». Стараясь, чтобы эти прогулки были не только познавательными, но и эмоционально окрашенными, включая в беседы не только рассказ, но и вопросы, например: « Каким образом ботик Петра I удалось поместить в ботный дом?», или «Чем отличается Петропавловская крепость от других русских крепостей?», или «Почему у Петропавловского собора ленточный фундамент?».

В ходе прогулки по кронверской набережной и останавившись у памятника казненным декабристам в ходе рассказа о востаниии, особое внимание было уделено судьбе жен декабристов, и прошло очень живое обсуждение о возможности похожих поступков в наши дни. На вопрос почему за декабристами в Сибирь поехало только 11 жен, девочки так и не смогли найти правильный ответ.

Антон Макаренко писал «… Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди…»

Особое место в патриотическом воспитании спортсменов должен, с моей точки зрения, быть пример выдающихся спортсменов и тренеров. Поэтому рассказ о блокаде стал рассказом о спортивной школе Виктора Ильича Алексеева. О его довоенных учениках, которые погибли, защищая страну и свой любимый город. О Евгении Лутковском и Юрии Лукьянова, которые прошли всю войну и вернувшись в свой город, вернулись и в свою спортивную школу и работали там тренерами. О самом Викторе Ильиче, который в 1943 году вместе с еще пятью ленинградцами возглавил движение тысячников, за что и получил в 1943 году звание Заслуженного мастера спорта. Виктор Ильич из-за очень тяжелого состояния был эвакуирован весной 1942 в Пятигорск. А в 1945 году вновь начал работу с юными спортсменами, большинство из которых пережили блокаду, а впоследствии стали победителями и призерами чемпионатов мира и Олимпийских игр, как например Галина Зыбина. Начиная с XV Олимпийских игр 1952 года, на старт которых впервые вышли советские спортсмены, ученики Алексеева завоевали 19 олимпийских медалей, в том числе 9 золотых, 14 спортсменов стали призёрами Олимпийских Игр. За выдающиеся заслуги, В. И. Алексееву было присвоено звание Заслуженного тренера СССР за номером один.

Еще одним фактом героизма людей в блокадном Ленинграде стал, тот что в городе в период блокады было проведено 2168 соревнований по различным видам спорта, и только чемпионат города по шахматам в ноябре 1941 года не был закончен. Наши ребята-легкоатлеты принимают участие в майской эстафете, но эта традиции не прерывалась и во время блокады. А в сентябре 1942 года в городе прошел чемпионат по легкой атлетике, в котором приняло участие 262 спортсмена.

Важная задача в системе воспитания - сформировать пул личностей героев, на которых может равняться молодое поколение – это могут быть исторические личности, успешные взрослые и даже сверстники, которые совершили героический поступок или добились успеха в различных областях. Мы должны понимать, что детям нужен человек, с которого захочется брать пример. Мы должны пропагандировать примеры героических поступков спортсменов, истории личных достижений и успеха в области физической культуры и спорта, деятельности на благо России и общества. Тем более, что история российского спорта дает множество таких примеров.

Так, советские спортсмены, впервые приняв участие во всемирных Олимпийских играх летом 1952 года в Хельсинки, завоевали 22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей. Это были фронтовики, блокадники, узники концлагерей: Иван Удодов, узник Бухенвальд, борец, победитель Олимпийских играх в Хельсинки; Виктор Чукарин (всего он сменил 17 лагерей, в том числе Бухенвальд). На олимпийских играх в Хельсинки, он произвел фурор, став абсолютным чемпионом: выиграл 4 золотые и 2 серебряные медали; Галина Зыбина – все 872 дня была в блокадном Ленинграде, олимпийская чемпионка.

Их имена должны помнить! Давайте не забывать таких людей, и примеров, которым захочет подражать подрастающее поколение, станет гораздо больше!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

Использование сетевого взаимодействия в процессе обучения и воспитания спортсменов

Тезисы статьи "Использование сетевого взаимодействия в процессе обучения и воспитания спортсменов"Современный учебный процесс давно вышел за рамки традиционного школьного класса и преподавание учебных...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Семейное воспитание как составная часть социального воспитания спортсменов.

Успешность спортсмена определяется целым рядом факторов. Один из основных - его семейное окружение, которое выполняет ряд важных задач. Необходимо обеспечить единство действий со стороны семьи, общест...