Семейное воспитание как составная часть социального воспитания спортсменов.
статья по физкультуре
Успешность спортсмена определяется целым рядом факторов. Один из основных - его семейное окружение, которое выполняет ряд важных задач. Необходимо обеспечить единство действий со стороны семьи, общественности, тренеров и воспитателей физической культуры с целью оздоровления нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_semeynoe_vospitanie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное воспитание как составная часть социального воспитания спортсменов.
Успешность спортсмена определяется целым рядом факторов. Один из основных - его семейное окружение, которое выполняет ряд важных задач. В частности, способствует формированию прочной и постоянной мотивации к занятиям спортом, участвует в процессах психологической реабилитации спортсмена, поддерживает его в кризисных ситуациях. Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие человека, общества и государства. Воспитательный процесс реализуется тремя главными социальными институтами: семьей, школой и обществом (в целом). Функции семейного воспитания неотделимы от задач, принципов и содержания учебно-воспитательного процесса школы, и в то же время они имеют свою специфику, обусловленную ролью семьи в жизни ребенка. Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу. Для большого числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни странно, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Назову лишь некоторые из них. Многие семьи имеют одного ребенка, и состоят они из двух поколений - родителей и детей. Бабушки и дедушки, другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, братьями, сестрами и другими родственниками. При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда, первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье (в домашнем хозяйстве) и внедомашней занятостью. Сложнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. У них нередко более высокий уровень образования, есть возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении родителями их времяпрепровождения. Авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает - на смену ему должен приходить авторитет личности родителей. Социализирующие функции семьи очень важны. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Она имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровно - родственными связями. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Родительские чувства, родительская любовь это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности. Занятия спортом оказывают разностороннее влияние на развитие физических и психологических способностей детей. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, посещение спортивных мероприятий, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, и др.). Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Именно в семье закладывается основа характера ребенка, здесь он учится общаться, справляться с поражениями и радоваться победам. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Родители формируют у детей ценностное отношение к здоровью и потребность в систематических физических нагрузках. Выбор вида спорта является важным и актуальным для ребенка, но чаще всего родители самостоятельно, без учета интереса ребенка делают выбор того или иного вида спорта. На начальном этапе мотивами прихода в спорт, как для детей, так и для родителей могут быть: стремление к самосовершенствованию, укреплению здоровья, улучшению телосложения, развитию волевых и физических качеств. Стремятся к самовыражению и самоутверждению. Влияют социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции и т.д.); желание чувствовать себя членом группы, команды, спортивной школы. Необходимо иметь в виду, что родители часто приводят в спорт детей, учитывая только свои мотивы и интересы. У них может иметься материальный мотив. В связи с сильной коммерциализацией спорта в последнее время, направляют своих детей в спорт, чтобы жить за счет их побед и заработанных ими денег, а также, чтобы самоутвердиться за счет их успехов и славы. Также необходимо отметить, что, когда выбор вида спорта это только решение и пожелание родителей, то есть вероятность того, что они будут реализовывать свои потребности за счет ребенка. Главенствующую роль для родителя будут играть не результаты и успехи спортсмена, а собственная самореализация и стремление к превосходству среди других родителей. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов. Трудности и проблемы семейно-бытовой сферы оказывают существенное влияние на профессиональную деятельность спортсмена. Кризисные ситуации возникают тогда, когда семья выступает в качестве дополнительной эмоциональной нагрузки или постоянного стрессора в жизни спортсмена. Основная задача родителей – помочь ребенку усвоить и закрепить полученные на тренировке навыки. Однако неграмотное поведение родителей может отрицательно сказаться на всем процессе обучения, и в процессе формирования личности спортсмена в целом. Государство разрабатывает программы, которые предполагают объединение усилий государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи и создание условий для его эффективной реализации, укрепление статуса социального института семьи в российском обществе, повышение его ценности в общественном сознании. Госкомспорт России совместно с Министерством образования России уделяют большое внимание развитию массового детского и юношеского спорта, подготовке спортивного резерва, формированию здорового образа жизни. Всё это имеет исключительное значение в решении задач воспитания спортсменов. Нам не остановить стремительный темп жизни; возрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека. Уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Необходимо обеспечить единство действий со стороны семьи, общественности, тренеров и воспитателей физической культуры с целью оздоровления нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества
Патриотическое воспитание как составная часть воспитания на современном этапе развития общества...
Воспитание как составная часть обучения предмета « технология».
Предмет технология очень тесно связан и с обучением и воспитанием подрастающего поколения, ведь на протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось....
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...