Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
статья по теме
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравственной координатой. Эту благородную цель реализуем в военно-патриотических объединениях города Абакана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mardenskaya_statya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
С.Ф. Марденская
Методист по работе с детьми и юношеством муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»,
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.
Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Роль и значение патриотизма возрастает на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия, а нынче - терроризм). Проявления патриотизма и высоконравственных чувств и поступков в такие периоды отмечены благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Патриотизм всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.
В содержании патриотического воспитания военно-патриотических объединений «Родина», созданных при городском Управлении образования г. Абакана, выделяются такие компоненты, как культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, идеологический, правовой, психологический, военно-технический, физический.
Как система качеств личности патриотизм включает три основных структуры:
-Чувственно-эмоциональную (любовь к малой Родине, веру в силы и возможности своего народа, гордость за принадлежность к своей нации, осознание величия и роли Отечества в истории, любви к национальной культуре, готовности к защите Родины, сопричастности к проблемам государства и народа);
-Духовно-ценностная предполагает высокую жертвенность на благо Отечества, способность ставить интересы Отечества выше личных, глубокое уважение к духовно-нравственному наследию народа; преобладание ценностей общегосударственного уровня;
-Практически-деятельная, включает практические действия личности, отражающие ее патриотическое сознание, готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни, конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов, соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам.
Роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй являются духовные ценности; третьей - действия, практически реализующие вышеуказанные ценности и чувства.
Из всего выше сказанного определились задачи нравственно-патриотического воспитания, которые способствуют дееспособности подрастающего поколения, значительному повышению его нравственности, гражданственности и патриотизма:
- приобщение молодежи к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории Отечества, народа;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, уважение к символике и традициям русского народа и российского государства;
- формирование и развитие потребности в нравственно-здоровом образе жизни, способности жить счастливо с семьей, близкими людьми, коллегами, поддерживать благоприятный климат в микрогруппе; оказывать помощь людям старшего поколения и нуждающимся в ней;
- воспитание положительного отношения к труду, как высшей ценности, на благо Отечества, государства, во имя служения и защиты Отечества, формирование социально-значимой, деятельной целеустремленности. Особое значение имеет воинская деятельность.
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности на современном этапе призвано всеми силами и средствами содействовать появлению у молодежи чувств сопричастности к выполнению своего гражданского долга, в том числе и разумному сочетанию личных и общественных интересов, реальному вкладу, вносимому в решение важнейших проблем общества и его граждан, а оценивается воспитательная работа степенью готовности к проявлению этого чувства в реальной повседневной жизни.
В Совете ВПО создаются благоприятные условия для формирования и проявления гражданской позиции воспитанников. Мы стремимся создать условия, в которых ребенок способен проявить себя как равный другим, заявить о себе, попробовать свои силы и возможности в реальных ролях, реализовать свои потребности в общении со сверстниками и взрослыми. Так, по инициативе Координационного Совета Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас» принято обращение к школьникам города и составлен план мероприятий по достойной встрече Праздника Победы в Великой Отечественной войне. В соответствии с планом свою гражданскую позицию воспитанники детской организации проявляют в организации и проведении всевозможных акций, операций, месячников. Впервые проведена интерактивная акция «Платок солдата». Школьники посетили ветеранов войны, побеседовали с ними, записали их воспоминания. В знак памяти о славных победах соотечественников было изготовлено 460 платков с именами ветеранов, участников Великой Отечественной войны, которые были представлены горожанам в день открытия Вахты Памяти 9 мая.
Во время проведения акции «Красный тюльпан» было высажено 1333 красных тюльпана на 20 школьных клумбах, которые расцветают к празднику Победы и, ещё долго будут напоминать школьникам и жителям города о славном подвиге абаканцев.
«Если мы не выживем духовно, мы умрем физически» эти слова Д. Лихачева легли в основу проведения эколого-патриотических конференций для педагогов и детей «Здоровая молодежь – сильная Россия». На конференции рассматривалось духовное и физическое здоровье нации, продолжением которой явилось проведение двух «Флеш-мобов» под таким же названием и где обучающиеся Союза заявили о готовности вести здоровый образ жизни на благо Отечества.
Одно из направлений работы по повышению уровня гражданско-патриотического воспитания учащихся – привитие уважения к символам и законам нашего государства. Чаще всего ВПО используют в качестве символов девиз организации, знамя, флаг, галстук, значки и эмблемы. В последние годы восстановлена традиция начала всех массовых мероприятий с поднятия флага и исполнения гимна России, что является мощным стимулом воспитания патриотических чувств. В настоящее время отработан ритуал вноса флагов детских общественных организаций и объединений.
Самым значимым в плане формирования нравственных качеств человека- патриота России является большое мероприятие - Вахта Памяти, посвященная дню Победы. Это мероприятие - итог всей военно - патриотической работы за год по всем направлениям. Оно не оставляет равнодушным ни одного участника, будь то ветеран, ученик школы, педагог, воспитанник детского сада, представитель Администрации города, руководитель учреждения и т.п.
Пять праздничных дней несет Вахту Памяти Почетный Караул у Вечного Огня. К этому мероприятию участники ВПО относятся особенно ответственно, проявляя максимум уважения к славному подвигу своих предков. На этом празднике встречаются четыре поколения - от дедов до правнуков. Здесь просматривается связь времен, поколений. Здесь передаются традиции, передается историческая память, формируется сознание гражданина-патриота, причастного к судьбам своей страны, ответственного за ее будущее.
С каждым годом улучшается качество проводимых мероприятий, растет их престиж, о чем говорит увеличивающееся количество участников, партнеров в военно-патриотической работе. Повышается воспитательный результат проведенных мероприятий, заложенный в стимулах сопричастности молодежи к происходящему.
«Основным строительным материалом в становлении личности является не количество мероприятий, а те психологические состояния, которые пробуждаются благодаря участию в них» (С.Л. Рубинштейн). Поэтому, готовясь к проведению любого мероприятия, учитываем, насколько значимо это мероприятия, как воспримут его участники, чем отзовется оно в душах подростков?
Привлекая к проведению массовых мероприятий ребят, стараемся привести в действие механизм, основанный на явлении «Сдвига мотивов на цель действия» (А.Н. Леонтьев), когда воспитанники, включаясь в общественно-значимую гражданско-патриотическую деятельность, обладают вначале малосодержательными, не развитыми в социальном отношении мотивами. Активное участие в этой деятельности дает возможность почувствовать и личную причастность к делу защиты отчего дома, Отечества и открыть для себя его новый смысл. У участников меняется самооценка, возникает желание всегда и всюду приобретать общественное признание. В конце концов, такого рода личностные состояния закрепляются и становятся нравственной привычкой. Происходит становление гражданина-патриота.
Результатом работы ВПО «Исток» МБОУ «СОШ №18» по формированию духовно-нравственной личности гражданина-патриота стало создание слайд - фильма «Я люблю тебя жизнь!».
Авторы, возможно, не были знакомы со словами человека с высочайшей духовно-нравственной координатой – матерью Терезой. Но как созвучны слова матери Терезы и сюжет фильма! Своё отношение к жизни, предназначение человека в этой жизни они определили следующими словами:
Жизнь – это шанс, не упусти его.
Жизнь – это красота, удивляйся ей.
Жизнь – это мечта, осуществи её.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это игра, так играй.
Жизнь – это любовь, так люби.
Жизнь – это тайна, разгадай ее.
Жизнь – это трагедия, выдержи ее.
Жизнь – это приключение, решись на него.
Жизнь – это Жизнь, спаси ее.
Жизнь – это счастье – сотвори его сам.
Жить стоит. Не уничтожь свою жизнь.
Таким образом, во взаимодействии с субъектами образования и воспитания обеспечивается глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества, основанное на высокой личной ответственности, на знании важнейших сторон военного дела, особенностей и требований военной службы. Вырабатывается убежденность в функции защиты Отечества в современных условиях, тем самым, расширяется образовательно-воспитательное пространство и создаются условия для духовно-нравственного становления личности человека, гражданина, патриота.
Литература:
1. С.А. Левина, Ю.Н.Суслов, Э.Г.Белоусова. Детский творческий центр: Организация методической работы. Волгоград: Учитель, 2008г.
2. В.И. Лутовинов, В.С. Пель. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программно-методические основы. Изд-во НИПК и ПРО, Москва-Новосибирск, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия
Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...
Основные направления и содержание деятельности военно- патриотических объединений города Абакана Республики Хакасия
В статье раскрываются основные направления деятельности военно-патриотических объединений города Абакана Республики Хакасии и основное содержание этой деятельности на протяжении 17 лет с момента образ...
Статья: роль патриотического воспитания в развитиии и становлении личности школьника
Статья о важной составляющей процесса обучения, воспитания и развития, о роли патриотического воспитания личности....
Сетевое межведомственное взаимодействие по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия
Сетевое межведомственное взаимодействие , социальное партнёрство в Союзе детей и подростков "Дружба-Ынархас" г. Абакана Республики Хакасия предполагает собой объединение всех ресурсов образовательных ...
Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.
В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...
Конспект мероприятия по воспитательной работе (военно-патриотическое направление) в рамках программы курса «Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГОС ООО»
Данное мероприятие по воспитательной работе (военно-патриотическое напрвление) в рамках программы курса "Проектирование и технологии организации различных видов внеурочной деятельности в контексте ФГО...
Патриотическое воспитание как духовно-нравственный аспект здоровьесбережения на примере работы школьного музея «Связь Поколений
Из широкого спектра социально-психологических и педагогических аспектов здорового образа жизни школьников, необходимо выделить вопрос об организации патриотического воспитания как актуального компонен...