Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей
учебно-методический материал

Организация мониторинга позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, обновить ее содержание. Это будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогов; уровня сформированности у детей знаний, умений и навыков; уровня эмоционального благополучия воспитанников.

Таким образом, использование мониторинга в образовательной организации позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса, прогнозирует перспективы развития образовательного  учреждения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей

Периодичность проведения диагностирования — два раза в год и при поступлении на должность вновь принятых педагогов.

Цель: психолого-педагогическое изучение уровня профессиональной компетентности педагогов-воспитателей.

Ожидаемый результат: определение уровня профессиональной компетентности педагогов

Приоритетные направления деятельности методической службы могут быть выявлены в ходе анкетного исследования ключевых компетенций педагога (приложение 1) и мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов путем анализа воспитательно-образовательного процесса (приложение 2)

Технология формирования оценочного листа (приложение 1) основана на отражении совокупных коллективных представлений об актуальных и инновационных способах профессиональной деятельности педагогов, определяемых самими педагогами в ходе работы с оценочными листами.

Использование оценочных листов дает возможность обеспечить индивидуализацию содержания образовательной программы повышения квалификации, при самообразовании, а также способствует развитию рефлексивных умений педагога.

При анализе проведения педагогом образовательной деятельности и режимных моментов педагогам предоставляется единая карта мониторинга качества профессиональной компетентности (приложение 2). Индивидуальную карту мониторинга педагог заполняет самостоятельно в графе «самооценка», а эксперт (заведующий, старший воспитатель либо педагог с высшей категорией) отмечает в графе «эксперт».

Результаты полученных данных заносятся в итоговую таблицу (определение уровня профессиональной компетентности педагогов). После проведенного мониторинга составляется аналитическая справка, в которой отражается среднее значение самооценки педагога и оценки эксперта. Если наблюдается значительное расхождение в самооценке педагога и эксперта даются рекомендации индивидуального характера.

Данная система мониторинга поможет выявить сильные и слабые стороны профессиональной компетентности каждого педагога и внести соответствующие корректировки.

Данные карт дают возможность получить объективную оценку работе педагога и деятельности всего педагогического коллектива в целом.

Карты мониторинга эффективности организации образовательной деятельности направлены к осмыслению и решению педагогами своих профессиональных проблем, способствуют выявлению педагогов, способных работать в системе самоконтроля, обобщить собственный положительный педагогический опыт работы.

Приложение 1

Оценочный лист ключевых компетенций педагогов-воспитателей

Уважаемый педагог!

Оцените степень выраженности имеющихся у Вас представлений и способов профессиональной деятельности.

Оценивание проводится по трехбалльной шкале.

  1. Теоретические представления.

3 балла – Вы выделяете педагогические факты и явления, рассматриваете их развитие, объясняете и раскрываете их смысл. Можете воспроизвести во внутреннем плане последовательность действий, т.е. описать, почему надо делать именно так.

2 балла – Вы распознаете педагогические явления, выделяете и описываете их важнейшие внешние наблюдаемые признаки, однако затрудняетесь в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений, описании последовательности действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать так именно так.

1 балл – Вы затрудняетесь в распознавании педагогических явлений, выделений и описании их важнейших внешне наблюдаемых признаков.                                                

Таблица 1

№ п/п

Содержание

Балл

1

О педагогическом анализе

2

О содержании школьного образования

3

О формировании системы целей и задач школьного образования

4

О содержании реализуемой программы школьного образования

5

О принципах построения образовательного процесса

6

О необходимым материально-техническом оснащении образовательного процесса

7

О способах педагогического исследования

8

О передовом педагогическом опыте, педагогических инновациях

9

О социальном заказе, предъявляемом к школьной образовательной системе

10

О психолого-педагогических и возрастных особенностях детей

11

О содержании средств, форм и методов передачи содержания дошкольного образования

12

О содержании учебных материалов, используемых в воспитательном процессе

13

О принципах отбора и композиции материала воспитательных мероприятий

14

О требованиях к педагогическому исследованию

15

О прогнозировании педагогических исследованияй

16

О видах планирования образовательного процесса

17

О проектировании методической подготовки воспитательных мероприятий  

18

Об этапах познавательной деятельности детей

19

О методах педагогического исследования

20

О проектировании содержания педагогического исследования

21

О создании предметно-развивающей среды  

22

О проектировании самообразовательной деятельности

23

О видах педагогической диагностики

24

Об основных средствах, формах и методах педагогического оценивания детей

25

О видах педагогической деятельности

26

О функциях педагогической деятельности

27

Об оценивании профессионально-педагогической деятельности

28

Об информировании детей о предстоящей деятельности

29

О логике изложения материала, об образности, интонационной выразительности речи

30

Об организации совместной деятельности

31

О развитии субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

32

О демонстрации выполнения воспитанниками разных видов деятельности

33

О поддержании внимания детей

34

О контроле и коррекции хода деятельности детей

35

Об организации самообразования

36

О формировании у детей ценностного отношения к миру

37

Об ориентации детей в предстоящей деятельности

38

Об инициировании активности детей

39

О создании атмосферы заинтересованности в результате деятельности

40

О формировании мотивов поведения детей

41

О педагогическом воздействии

42

О педагогической оценке, ее функциях

43

О педагогическом общении с детьми

44

О создании положительного психологического климата в группе

45

О создании «ситуации успеха»

46

О педагогическом конфликте

47

Об этической защите детей

48

О сигналах вербальной и невербальной коммуникации

49

О проявлении переживаний, состояний детей

Всего баллов

  1. Способы профессиональной деятельности.

3 балла – Вы самостоятельно выдвигаете подтвержденные фактами, серьезными доводами перспективные цели деятельности, выбираете наиболее действенные средства и методы достижения цели в связи с оценкой условий деятельности, результат своей деятельности обоснованно прогнозируете и оцениваете собственные действия по его достижению.

2 балла – Вы применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяете цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбираете и обосновываете средства и способы достижения поставленной задачи, оцениваете полученный результат с точки зрения его соответствия поставленной педагогической задаче, однако затрудняетесь в оценке собственных действий.

1 балл – Вы не всегда осознанно применяете теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняетесь в определении педагогических целей в конкретных условиях, обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели и собственных действий по его достижению. 

Таблица 2

п/п

Балл

1

Определение причин, мотивов, целей педагогических явлений и выявление их взаимосвязи

2

Анализ учебно-образовательной информации с учетом педагогических целей

3

Определении соответствия поставленных целей конкретным задачам развития детей

4

Анализ содержания учебных материалов

5

Анализ эффективности форм организации обучения и форм занятий

6

Анализ материально-технической базы

7

Анализ своей деятельности

8

Анализ соответствия содержания деятельности воспитанников поставленным задачам

9

Перевод целей и содержания образования в конкретные педагогические задачи

10

Прогнозирование развития качеств личности, чувств, воли и поведения воспитанников

11

Выбор содержания, форм, методов и средств образования, соответствующих

поставленным задачам

12

Прогнозирование эффективности собственных педагогических воздействий на развитие детей

13

Прогнозирование трудностей и ошибок, которые могут возникать у детей в ходе деятельности

14

Постановка исследовательских задач и выбора соответствующих им методов

15

Моделирование, мысленный эксперимент

16

Определение доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа образовательного процесса

17

Планирование различных форм и видов самостоятельной деятельности детей

18

Проектирование структуры воспитательного занятия

19

Проектирование системы приемов стимулирования активности воспитанников

20

Определение наиболее рациональных форм, методов, приемов и средств воспитания

21

Проектирование вариантов и способов создания личностно развивающей среды

22

Проектирование этапов самообразовательной деятельности

23

Педагогическая диагностика детей в различных видах деятельности

24

Педагогическое оценивание психических процессов, состояний детей

25

Определение «зоны ближайшего развития»

26

Определение характера и уровня усвоения детьми нового материала

27

Фиксация результатов собственной деятельности результатов развития детей

28

Постановка перед воспитанниками целей и задач деятельности

29

Подача воспитательного материала с учетом уровня подготовленности детей, их жизненного опыта

30

Совместный с детьми выбор цели деятельности, средств, трудовых действий и оценка результатов деятельности

31

Учет собственной позиции ребенка в разных видах деятельности

32

Создание проблемных ситуаций для развития познавательной активности воспитанников

33

Распределение внимания, поддержание его устойчивости

34

Формулирование вопросов, требующих применения самостоятельных умозаключений

35

Формулирование вопросов в доступной форме

36

Формирование у детей морально-ценностных установок

37

Ориентация в изменяющихся условиях и педагогических ситуациях

38

Развитие у детей устойчивого интереса к разным видам деятельности

39

Актуализация знаний и жизненного опыта детей

40

Создание ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков

41

Педагогическое воздействие

42

Педагогическая оценка

43

Реализация информативной, аффективной, регулятивной функций педагогического общения

44

Создание положительного психологического климата в группе

45

Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка

46

Разрешение педагогического конфликт

47

Этическая защита детей

48

Определение по внешним признакам степени вовлеченности детей в совместную

деятельность

49

Определение общего психологического настроя коллектива по поведению детей

Всего баллов

Таблица 3

Характеристика уровней профессиональной компетенции воспитателей интернат

Уровень

Характеристика

1.Недопустимый (0-10 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, однако затрудняется в их характеристике, в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению

2. Критический (11-20 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, описывает их внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в описании действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата и собственных действий по его достижению

3. Допустимый (31-30 баллов)

Специалист распознает педагогические явления, выделяет и описывает их важнейшие, внешне наблюдаемые признаки. Затрудняется в установлении взаимосвязи отдельных педагогических явлений, в описании последовательных действий при осуществлении определенного способа   деятельности, т.е. в описании, почему нужно делать именно так. Не всегда осознанно применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, затрудняется в определении педагогических целей в конкретных условиях, в обосновании средств и способов достижения поставленной задачи, в оценке результата с точки зрения его соответствия поставленной педагогической цели, в оценке собственных действий по достижению

4. Достаточный (31-40 баллов)

Специалист выделяет педагогические факты и явления и раскрывает их смысл. Может во внутреннем плане произвести последовательность действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. описать, почему нужно делать именно так. Применяет теоретические знания для решения стандартных задач профессиональной деятельности, т.е. определяет цели деятельности в конкретных условиях педагогической задачи, выбирает и обосновывает средства и способы достижения поставленной задачи, оценивает полученный результат с точки зрения его соответствия педагогической цели. Оценивает собственные действия по её достижении.

5. Оптимальный (свыше 41 балла)

Сформированные теоретические представления позволяют педагогу идентифицировать педагогические факты и явления, рассматривать их развитие, объяснять и раскрывать их смысл, воспроизводить во внутреннем плане последовательность действий при осуществлении определенного способа деятельности, т.е. описывать, почему надо делать именно так; сформировать наиболее результативных способов профессиональной деятельности в условиях самостоятельно выдвигаемых целей и оценки педагогических ситуаций.

Обработка оценочных листов предполагает подсчет поставленных баллов.

Для определения уровня профессиональной компетенции полученное количество баллов соотноситься с баллами  таблицы 3.

  Приложение 2

Карты анализа различных видов деятельности

  1. Карта анализа организованной образовательной деятельности

Ф.И.О.педагога_________________________________________________________________________

Дата_____________________

Методическая тема: ____________________________________________________________________

№ п/п

Показатели

Индикаторы:

1 балл – низкий

2 балла – средний

3  балла – хороший

4 балла – высокий

самооценка

эксперт

1

Общая культура педагога: поведение и внешний вид соответствуют этическим нормам, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.

2

Умение ставить   цели   и   задачи   в   соответствии   с   возрастными   и

индивидуальными особенностями воспитанников (четкость, лаконичность, мотивированность вопросов к детям).

3

Обоснованно выбирает программный материал для         осуществления педагогической деятельности (планирование, использование методических пособий)

4

Применяемые воспитателем методы соответствуют поставленным целям и задачам (использование современных методов, создание условий)

5

Целесообразность        использования ИКТ         (музыкальное сопровождение, мультимедиа и т.д.)

6

В процессе формирования новых знаний и умений опирается на имеющиеся у воспитанников знания и умения.

7

Вариативность общения с детьми при организации режимных моментов. (Умение взаимодействовать с детьми на равных, делать то же, что и дети. Располагаться на месте, которое находится не во главе, а среди детей или рядом. Создавать обстановку непринужденности, когда воспитанники безбоязненно обращаются к педагогу за

помощью).

8

Умение вовлечь воспитанников в процесс деятельности

9

Способствует формированию навыков самооценки у воспитанников

10

Высказывания воспитателя   построены   грамотно   и   доступно   для понимания, его отличает высокая культура речи

11

Умение целесообразно и своевременно вносить коррективы в процесс деятельности (разрешает проблемные ситуации оптимальным способом)

12

Умение устанавливать   субъект-субъектные   отношения (выстраивать отношения сотрудничества, партнерства)

13

Умение чутко реагировать на инициативу детей в общении (активизация творчества, любознательности, самостоятельности)

14

Соблюдение методики (применяемые методы и приемы соответствуют программным задачам, типу и виду занятия).

15

Индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Подбор приемов, заданий с учетом индивидуальных возможностей детей

16

Использование современных технологий (здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных,         приемов исследования и экспериментирования, проблемных ситуаций, технологии ТРИЗ, ИКТ и т.д.)

17

Реализация принципа развивающего обучения (проблемные, поисковые вопросы, ситуации)

18

Поддержка активности, самостоятельности детей, через создание условий для свободного выбора деятельности. Мотивация детей к постановке вопросов, рассуждениям, анализу, высказываниям, умозаключениям.

19

Компетентность        воспитателя        в умении комплексно решать задачи  воспитательного, образовательного, личностного           характера в ходе общения с детьми

Итого баллов (%)

Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________ Ознакомлен: ___________________________________________________________________________ Эксперт: ______________________________________________________________________________         

  1. Карта анализа организации ППС

Ф.И.О.педагога_________________________________________________________________________

Дата_________________

Методическая тема:         _______________________________________________________________

№ п/п

Показатели

Индикаторы:

1 балл – низкий

2 балла – средний

3  балла – хороший

4 балла – высокий

самооценка

эксперт

1

Соответствие ППС требованиям ФГОС ОО: безопасность, доступность, вариативность, трансформируемость, многофункциональность

2

ППС соответствует возрасту и особенностям развития воспитанников

3

Создает условия, позволяющие реализовать тематический проект.

4

Вовлекает детей и родителей как участников проекта в создание ППС

5

Оснащает ППС современными информационными материалами в соответствии задачами образовательной деятельности.

6

Использует содержание   ППС   для   реализации   спланированных образовательных и воспитательных задач

7

Создает        условия        для        поддержки        детской инициативы и  самостоятельности.

8

Учитывает гендерный подход в организации ППС

9

Целесообразность        использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Итого баллов (%)

Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________ Ознакомлен: ___________________________________________________________________________ Эксперт: ______________________________________________________________________________

  1. Карта анализа компетенций при работе с родителями

Ф.И.О.педагога_________________________________________________________________________

Дата_________________

Методическая тема:         _______________________________________________________________

№ п/п

Показатели

Индикаторы:

1 балл – низкий

2 балла – средний

3  балла – хороший

4 балла – высокий

самооценка

эксперт

1

Выявляет потребности и поддерживает образовательные инициативы семей, вовлекает родителей в образовательную деятельность посредством создания совместных образовательных проектов.

2

Использует индивидуально-дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

3

Оказывает психолого-педагогическую поддержку семьям

воспитанников в повышении их компетентности в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

4

Умеет подбирать эффективные темы и содержание информационных материалов для повышения педагогической компетентности родителей, ориентируясь на контингент родителей, их образовательные потребности.

5

Информирует родителей о реализуемых в организации проектах

Итого баллов (%)

Выводы и рекомендации: ________________________________________________________________ Ознакомлен: ___________________________________________________________________________ Эксперт: ______________________________________________________________________________

  1. Итоговая таблица определения уровня профессиональной компетентности педагогов

п/п

Ф.И.О.

педагога

Показатели

Итого баллов (%)

Карта анализа организованной образовательной деятельности.

Карта анализа

 ППС

Карта анализа компетенций при работе с родителями.

самооценка

эксперт

самооценка

эксперт

самооценка

эксперт

1

2

3

4

5

Индикаторы:

1 балл – низкий; 2 балла – средний; 3  балла – хороший; 4 балла – высокий

Выводы и рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________

Ознакомлен: _____________________

Эксперт: ________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога

тезисы к выступлению на педсовете по теме "Самообразование педагога"...

Диагностика уровня коммуникативной компетентности суворовцев взвода.

Коммуникативная компетентность является основой любой деятельности человека. Толковый словарь определяет коммуникативную деятельность как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласов...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Выступление на методическом объединении учителей естественного научного цикла районной педагогической конференции «Совершенствование качества образования в целях обеспечения единства образователь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Статья содержит мысль об усилении роли и значении школьной методической службы. Автор делится своим опытом по организации методической работы внутри школы, говорит о наиболее важных и продуктивных фор...

Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.

Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...