Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
статья
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исСтатья посвящена описанию урока-исследования как технологии, направленной на самостоятельный поиск знаний.следования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанцева Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Шипицынская СОШ»
Котласского района
Архангельской обл.
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности обучающихся, что способствует потребности в межличностном общении и создает условия для их личностного роста. Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.
Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:
- мотивация,
- постановка проблемы, выдвижение гипотез,
- исследовательская работа в группах по поиску нужной информации систематизация, обобщение;
- представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),
- рефлексия.
Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности».
Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:
- Актуализация имеющегося у обучающихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение обучающимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
- Возникновение проблемы и её осознание: выполнение обучающимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации.
- Формулирование проблемного вопроса: определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
На уроках и во внеурочной деятельности мы проводим исследования и
создаем проекты, которые связаны с историческими изменениями в языке, лексическими пластами, с лингвистическим анализом. Мною опробованы различные виды исследований на уроках русского языка. Это такие исследовательские проекты, как «Речевой этикет», «Речевой портрет школьника», «Нарушение орфоэпических норм в речи», «История моего поселка», «Достопримечательности края, где я родился».
Исследовательская деятельность, которая проводится на уроке, продолжается и во внеклассной работе по предмету. Мы проводим предметные декады, конкурсы и викторины, предметные олимпиады, творческие мастерские, научно-практические конференции, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Так, в рамках декады гуманитарных был проведен конкурс исследовательских работ по произведениям писателей Севера. Обучающиеся создавали презентации, готовили исследовательские проекты по произведениям Федора Абрамова, Степана Писахова, Николая Рубцова, и др.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
- устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
- положительная динамики уровня обученности;
- качественная динамика мотивации учебной деятельности;
- устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности.
В процессе работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и во внеурочной деятельности отмечены следующие положительные результаты: обучающиеся самостоятельно осваивают изученный материал по учебной программе, у них расширяется словарный запас и кругозор, лучше закрепляются имеющиеся грамматические навыки; повышается уровень коммуникативных навыков, приобретается опыт работы в группах; формируется умение ориентироваться в информационном пространстве, повышается познавательная мотивация школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/12/picture-41038.jpg)
Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Использование возможностей проектного обучения на уроках русского языка и во внеурочной деятельности...
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171701-1357145138.jpg)
Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Целью своей педагогической деятельности считаю создание такой среды, при которой возможно формирование ключевых компетентностей. Реализую данную цель через организацию деятельности учащихся на у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/24/picture-275742-1374650899.jpg)
ДОКЛАД "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5-6 КЛАССАХ"
Содержание стандарта второго поколения ориентировано не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников.«Первостепенная...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-386949-1390647282.jpg)
" Работа с одаренными детьми в 5 классе на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
Презентация"Работа с одаренными детьми в 5 классе"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-216604-1391004668.jpg)
Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"
В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/04/picture-1098388-1546612038.jpg)
Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»
При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...