Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности
материал
Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности»
Одним из компонентов функциональной грамотности является Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Функциональная математическая грамотность - способность обучающегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.
К примеру, первые математические представления начинаются с вопроса «Сколько Маше (Васе) лет?», с элементарных понятий один- много, большой –маленький, одинаковые, равные по величине, учатся различать форму предметов, называть геометрические фигуры; формируется умение по словесному описанию находить предметы по названию, цвету, размеру и т.д.
Однако, экономические отношения играют в наши дни огромную роль. С первых дней в школе необходимо формировать у обучающихся финансовую грамотность. Так, первое представление о деньгах дети получают, играя в магазин, но настоящую цену заработанному они узнают, когда вступят в самостоятельную жизнь.
Им нужно знать и уметь: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его, уметь пользоваться безналичным расчётом (банковской картой).
Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.
Параллельно с формированием математической грамотностью формируется функциональная финансовая грамотность.
Функциональная финансовая грамотность - умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Особенности содержания занятий для школьников с ОВЗ.
В работе с обучающимися ОВЗ необходимо учитывать принцип доступности, не допуская излишнего упрощения материала.
Решаются следующие задачи:
– Формировать приёмы умственной деятельности, творческого мышления, математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей через дифференцированный подход в организованной и совместной деятельности;
– Развивать способность к счетным операциям;
– Развивать умения понимать значение математических терминов и инструкций;
– Развивать способности к речевому опосредованию математических действий и умения использовать их на занятиях, продуктивной деятельности, в быту.
Создание условий для формирования финансовой грамотности
При работе с детьми с ОВЗ , мы создаем условия для формирования финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают:
-Что такое деньги? Зачем нужны деньги? Откуда появились деньги?
Тем раньше начнут формироваться основы финансовой грамотности.
Дети, так или иначе, ходят с родителями в магазин, участвуют в покупке товаров, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Решение практико-ориентированных математических задач позволяют не только расширять знания в области товарно-денежных отношений, но и развивают мыслительную деятельность ученика, формируя внутренний план действий. (Пример задачи)
Чем старше становится ребёнок, тем более естественным становится приобщение к финансовым вопросам семьи и семейного бюджета, что позволит ему в будущем принимать взвешенные и обдуманные решения.
Ученикам предлагаются такие задания (примеры и задачи), в которых не только осваивают учебный материал по предмету, но и получают дополнительные знания, умения и навыки:
-Решение задач с недостающими данными;
- Задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь продавцу, банкиру и т.д
- Задачи на нахождение цены, количества, стоимости;
- Решение геометрических задач, связанных с жизнью;
–Задачи на составление бюджета семьи (рассматриваются вопросы: «Что такое бюджет?», «Из чего складывается бюджет семьи?», «На что может расходовать деньги семья?».
Широко используются интерактивные технологии в формировании математической грамотности.
В игровой форме развиваем математические представления: «Расставь по порядку», «Дорисуй цифры», «Посчитай», «Сравни» и др.
В игровой форме обучающиеся также осваивают азы экономики, тренируются с единицами измерения: «Магазин», «Товары и услуги», «Семейный бюджет».
Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает математическую грамотность , позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Наглядность материала и доступность информации – принципы коррекционной педагогики.
21 век- век инновационных технологий. В большинстве случаев сейчас используется безналичный расчет.
Знакомим, как выглядит Банковская карта. Для чего она используется? Зачем нужна банковская карта? Как и где можно получить банковскую карту.
Сегодня хочу показать один из приемов работы на уроках, которые способствуют формированию математической функциональной грамотности. Для любого ребёнка игра - это жизнь. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать: «А сейчас поиграем». Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление о том, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сегодня у нас необычная школа –школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?
- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.
Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.
Задание 1. Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.
1 карточка.
А 54:2:9 (3)
Л 72:3:6 (4)
М 12х6:72 (1)
Р 34+9х4 (70)
Я 50-54:6 (41)
Числа | |||||
Буквы |
2 карточка.
П 9х4:9 (4)
Т 3х(16:4) (12)
Н 32:8х7 (28)
И 9х8:2 (36)
К 35:5х7 (49)
О 81:9 (9)
Л (35-3):4 (8)
Числа | |||||||
Буквы |
3 карточка.
К 64:8 (8)
Т 60:10 (6)
О 18х2:4 (9)
Е 56:8 (7)
С 50:5:2 (5)
К 6х7 (42)
И 7х5 (35)
Щ 3х9 (27)
Л 3х(16:4) (12)
Ь 9х2 (18)
Числа | ||||||||||
Буквы |
Проверка работы бригад.
1 бригада –Маляр
1 | 3 | 4 | 41 | 70 |
М | А | Л | Я | Р |
- Кто такой маляр?
-– Маляр - это рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.
2 бригада –Плотник.
4 | 8 | 9 | 12 | 28 | 36 | 49 |
П | Л | О | Т | Н | И | К |
- Кто такой плотник?
- Плотник – это рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
3 бригада –Стекольщик.
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 12 | 18 | 27 | 35 | 42 |
С | Т | Е | К | О | Л | Ь | Щ | И | К |
- Кто такой стекольщик?
-Стекольщик – это рабочий, который выполняет стекольные работы.
Задание 2.А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.
Задачи – расчеты.
1 бригада. Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?
Длина | Ширина | Решение |
2 бригада. Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.
Длина | Ширина | Решение |
3 бригада. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 5м. Найдите площадь этого стекла.
Длина | Ширина | Решение |
Проверка работы бригад.
1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м
2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м
3 бригада – квадрат – площадь квадрата 25 кв.м
Задание 3.Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.
1 бригада.
На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?
2 бригада.
1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.
3 бригада.
1 м2 стекла стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?
Проверка работы бригад.
1 бригада – 15 кв.м х 2 х 130=3900 руб.
2 бригада – 20м х 60=1200руб.
3 бригада –25 кв.м х 300=7500руб.
ВЫВОД: РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЯ И УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО.
ФОРМУЛА УСПЕХА: ОВЛАДЕНИЕ=УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся
Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...
Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку
В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...
Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку
В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...
Формирование глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку
В статье говорится о роли школы, учителя иностранного языка в формировании глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному...