Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности
материал

Чернова Светлана Евгеньевна

Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ как компонент функциональной грамотности»

  Одним из компонентов функциональной грамотности является Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.

     Функциональная математическая грамотность - способность обучающегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

К примеру, первые математические представления начинаются с вопроса «Сколько Маше (Васе) лет?», с элементарных понятий один- много, большой –маленький, одинаковые, равные по величине, учатся различать форму предметов, называть геометрические фигуры; формируется  умение  по словесному описанию находить предметы по названию, цвету, размеру и т.д.

      Однако, экономические отношения играют в наши дни огромную роль. С первых дней в школе необходимо формировать у обучающихся финансовую грамотность. Так, первое представление о деньгах дети получают, играя в магазин, но настоящую цену заработанному они узнают, когда вступят в самостоятельную жизнь.

         Им  нужно знать и уметь: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его, уметь пользоваться безналичным расчётом (банковской картой).

        Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Параллельно с формированием математической грамотностью формируется функциональная финансовая грамотность.

Функциональная финансовая  грамотность  - умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

  Особенности содержания занятий для школьников с ОВЗ.

    В работе с обучающимися ОВЗ необходимо учитывать принцип доступности, не допуская излишнего упрощения материала.

Решаются  следующие задачи:

– Формировать приёмы умственной деятельности, творческого  мышления, математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей через дифференцированный подход в организованной и совместной деятельности;

– Развивать способность к счетным операциям;

– Развивать умения понимать значение математических терминов и инструкций;

– Развивать способности к речевому опосредованию математических действий и умения использовать их на занятиях, продуктивной деятельности, в быту.

Создание условий для формирования финансовой грамотности

При работе с детьми с ОВЗ , мы создаем условия для формирования финансовой грамотности. Чем раньше дети узнают:

-Что такое деньги? Зачем нужны деньги? Откуда появились деньги?

Тем раньше начнут  формироваться основы финансовой грамотности.      

 Дети, так или иначе, ходят с родителями в магазин, участвуют в покупке товаров, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Решение практико-ориентированных  математических  задач  позволяют не только расширять знания в области товарно-денежных отношений, но и развивают мыслительную деятельность ученика, формируя внутренний план действий. (Пример задачи)

Чем старше становится ребёнок, тем более естественным  становится  приобщение к финансовым вопросам семьи и семейного бюджета,  что позволит ему в будущем принимать взвешенные и обдуманные решения.

Ученикам предлагаются такие задания (примеры и задачи), в которых не только осваивают учебный материал по предмету, но и получают дополнительные знания, умения и навыки:

-Решение задач с недостающими данными;

- Задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь продавцу, банкиру и т.д

- Задачи на нахождение цены, количества, стоимости;

- Решение геометрических задач, связанных с жизнью;

–Задачи на составление бюджета семьи (рассматриваются вопросы: «Что такое бюджет?», «Из чего складывается бюджет семьи?», «На что может расходовать деньги семья?».

Широко используются интерактивные технологии в формировании математической  грамотности.

В игровой форме развиваем математические представления: «Расставь по порядку», «Дорисуй цифры», «Посчитай», «Сравни» и др.

В игровой форме обучающиеся также осваивают азы экономики, тренируются с единицами измерения: «Магазин», «Товары и услуги», «Семейный бюджет».

Систематическое использование на уроках математики игровых заданий формирует и развивает математическую грамотность , позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Наглядность материала и доступность информации – принципы коррекционной педагогики.

21 век- век инновационных технологий. В большинстве случаев сейчас используется безналичный расчет.

Знакомим, как выглядит  Банковская карта. Для чего она используется? Зачем нужна банковская карта? Как  и где можно получить банковскую карту.

Сегодня хочу  показать один из приемов работы на уроках, которые способствуют формированию математической функциональной грамотности. Для любого ребёнка игра - это жизнь. Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать: «А сейчас поиграем». Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление о том, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня у нас необычная школа –школа ремонта. И мы участники ремонта помещения и будем использовать полученные знания, умения и навыки. А я ваш прораб. А кто такой прораб?

- Прораб, сокращенно, производитель работ – непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-либо.

Мы сегодня работаем в 3-х профессиональных бригадах.

Задание 1. Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А 54:2:9  (3)

Л 72:3:6  (4)

М 12х6:72 (1)

Р 34+9х4 (70)

Я 50-54:6 (41)

Числа

Буквы

2 карточка.

П 9х4:9   (4)

Т 3х(16:4) (12)

Н 32:8х7 (28)

И 9х8:2 (36)

К 35:5х7 (49)

О 81:9  (9)

Л (35-3):4 (8)

Числа

Буквы

3 карточка.

К 64:8 (8)

Т 60:10 (6)

О 18х2:4 (9)

Е 56:8  (7)

С  50:5:2  (5)

К 6х7  (42)

И  7х5  (35)

Щ  3х9  (27)

Л  3х(16:4)   (12)

Ь  9х2  (18)

Числа

Буквы

Проверка работы бригад.

1 бригада –Маляр

 

1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

- Кто такой маляр?

-– Маляр - это рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

2 бригада –Плотник.

4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К

- Кто такой плотник?

- Плотник – это рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

3 бригада –Стекольщик.

5

6

7

8

9

12

18

27

35

42

С

Т

Е

К

О

Л

Ь

Щ

И

К

- Кто такой стекольщик?

-Стекольщик – это рабочий, который выполняет стекольные работы.

Задание 2.А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.

Задачи – расчеты.

1 бригада.  Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Решение

2  бригада. Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Решение

3 бригада. Для того, чтобы застеклить окно необходимо вырезать стекло со стороной 5м. Найдите площадь этого стекла.

Длина

Ширина

Решение

Проверка работы бригад.

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м

3 бригада – квадрат – площадь квадрата 25 кв.м

Задание 3.Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1м2 уходит 2 литра каски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

3 бригада.

1 м2 стекла  стоит 300 руб. Сколько необходимо денег для покупки стекла, чтобы застеклить ваше окно?

Проверка работы бригад.

1 бригада – 15 кв.м  х 2 х 130=3900 руб.

2 бригада – 20м х 60=1200руб.

3 бригада –25 кв.м х 300=7500руб.

ВЫВОД:  РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЯ И УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В ОБЩЕСТВО.

 

ФОРМУЛА УСПЕХА:   ОВЛАДЕНИЕ=УСВОЕНИЕ+ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...

Формирование глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному языку

В статье говорится о роли школы, учителя иностранного языка в формировании  глобальных  компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении иностранному...