ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
презентация к уроку

Козлова Людмила Анатольевна

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность учащихся.

Мониторинговые исследования PISA»

Слайд 1

Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности

Слайд 2.

Проект Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности"

  • Читательская
  • Математическая
  • Естественно-научная
  • Финансовая
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Слайд 3

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Слайд 4

Глобальные компетенции?

• В какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации?

• Как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?

• Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе?

• Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях?

• Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур?

• Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?

Слайд 5

Сформированность глобальной компетентности в PISA

Знание и понимание

а) осознание и понимание глобальных проблем:

      • осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах

      • понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции

б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:

       • осознание сходства и различий разных культур

       • понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции

Умения

а) аналитическое мышление:

       • следование логике

       • системность рассмотрения проблемы

       • соблюдение последовательности рассмотрения проблемы

       • способность интерпретировать смысл элементов текста

       • способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы

б) критическое мышление:

         • оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту

         • осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями

Слайд 6

Дидактические единицы для оценивания ГК

  • Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе)
  •  Здоровье как ценность
  •  Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)
  •  Права человека как ценность
  •  Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка)

Слайд 7

ПРОЕКТ «НАРОДЫ РОССИИ»

Каждый год осенью в одной российской школе собирается множество гостей. Они получают приглашение на конференцию и концерт. Так ученики 5–9-ых классов подводят итоги работы над проектом «Народы России». Каждый класс создаёт экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представляют народные песни и танцы, устраивают уголок национальной кухни. В проекте могут участвовать учителя и родители.

         Официальный интернет-сайт школы регулярно информирует о событиях проекта. Вот каким было первое сообщение в этом году:

         «В нашей школе учатся представители 22 народов России. Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»

Слайд 8

Задание 1

1. Определите цели проекта «Народы России», основываясь на информацию из текста. Из приведенных ниже суждений выберите те, которые являются ЦЕЛЬЮ проекта. Поставьте «√» в каждой строке.

                                                                                                    ДА                 НЕТ

      Показать гостям школу

      Узнать историю и обычаи народов России

      Приветствовать гостей школы на заключительном

      концерте

      Распространять знания о песнях, танцах, национальной

      кухне народов России

Слайд 12

Задание 5

5. Работая над проектом, Алексей подумал, что существуют ценности, общие для всех людей, несмотря на различия языков, обычаев, истории. К таким ценностям он отнёс СЕМЬЮ.

        Какие из нижеперечисленных выводов следуют из суждения Алексея?

     1. Рассказ о семье поможет найти взаимопонимание с человеком другой национальности

     2. Семья находится под защитой государства

     3. Проявление неуважения к семье может стать причиной конфликта представителей разных народов

     4. Современная семья отличается от семьи в прошлом

       Заполните таблицу. Запишите номер каждого вывода в колонку таблицы: «Из суждения Алексея следует, что» или «Из суждения Алексея не следует, что».

Из суждения Алексея следует, что                Из суждения Алексея не следует, что


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности

Слайд 2

Проект Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности" Читательская Математическая Естественно-научная Финансовая Глобальные компетенции Креативное мышление

Слайд 3

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия , понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия .

Слайд 4

Глобальные компетенции • В какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе , в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации? • Как учащиеся воспринимают явления глобального характера , понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур ? • Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе ? • Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур ; как формируются глобальные компетенции в этих условиях? • Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур ? • Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов ?

Слайд 5

Сформированность глобальной компетентности в PISA Знание и понимание а) осознание и понимание глобальных проблем : • осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах • понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание : • осознание сходства и различий разных культур • понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции Умения а) аналитическое мышление : • следование логике • системность рассмотрения проблемы • соблюдение последовательности рассмотрения проблемы • способность интерпретировать смысл элементов текста • способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы б) критическое мышление : • оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту • осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями

Слайд 6

Дидактические единицы для оценивания ГК Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе) Здоровье как ценность Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой) Права человека как ценность Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка)

Слайд 7

ПРОЕКТ «НАРОДЫ РОССИИ» Каждый год осенью в одной российской школе собирается множество гостей. Они получают приглашение на конференцию и концерт. Так ученики 5–9-ых классов подводят итоги работы над проектом «Народы России». Каждый класс создаёт экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представляют народные песни и танцы, устраивают уголок национальной кухни. В проекте могут участвовать учителя и родители. Официальный интернет-сайт школы регулярно информирует о событиях проекта. Вот каким было первое сообщение в этом году: «В нашей школе учатся представители 22 народов России. Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»

Слайд 8

Задание 1 1. Определите цели проекта «Народы России», основываясь на информацию из текста. Из приведенных ниже суждений выберите те, которые являются ЦЕЛЬЮ проекта. Поставьте « √ » в каждой строке. ДА НЕТ Показать гостям школу Узнать историю и обычаи народов России Приветствовать гостей школы на заключительном концерте Распространять знания о песнях, танцах, национальной кухне народов России

Слайд 9

Задание 2 2. Алексей и Яна – брат и сестра, Яна учится в 9 классе, Алексей – в 5. В этом году пятиклассники впервые будут участвовать в общешкольном проекте, и у них возникает много вопросов. Алексей спросил у сестры: «Как лучше решить, о каком народе готовить проект?» Яна рассказала брату, что ей известны несколько ВАРИАНТОВ ВЫБОРА, но их класс всегда использовал те, которые учитывали коллективное мнение всех одноклассников. Найдите среди перечисленных ниже варианты выбора, которые могут использоваться в классе Яны. Выберите все возможные варианты. Поставьте « √ » около каждого выбранного ответа. 1) Выбор делает классный руководитель. 2) На родительском собрании проводится голосование родителей. 3) На общем собрании школьники используют случайный выбор по жребию. 4) Каждый ученик предлагает свой вариант, класс проводит голосование. 5) Ученики делятся на группы, каждая группа предлагает свой выбор, за который голосуют все.

Слайд 10

Задание 3 3. Гости, приглашённые на заключительный концерт, во время антракта обсуждали выступления школьников. Алексей случайно услышал, как один из гостей сказал: «Проект «Народы России» помогает детям разных национальностей ПОДРУЖИТЬСЯ». Выберите все факты из перечня, которые подтверждают это мнение. Поставьте « √ » около каждого выбранного ответа. 1) Школа воспитывает уважение ко всем народам 2) Дети осознают ценность мира и согласия между народами 3) Школа привлекает родителей к участию в различных мероприятиях 4) В работе над проектом используются информационные технологии 5) В школе работают хоровая студия и танцевальный кружок

Слайд 11

Задание 4 4.Гости заключительного концерта не только хвалили, но и критиковали проект. Одна гостья сказала: «Думаю, что не нужны современному человеку народные обычаи и традиции». Придумайте примеры двух ситуаций, которые подтверждают, что знание обычаев и традиций других народов может помочь современному человеку. Пример 1 Пример 2

Слайд 12

Задание 5 5. Работая над проектом, Алексей подумал, что существуют ценности, общие для всех людей, несмотря на различия языков, обычаев, истории. К таким ценностям он отнёс СЕМЬЮ. Какие из нижеперечисленных выводов следуют из суждения Алексея? 1. Рассказ о семье поможет найти взаимопонимание с человеком другой национальности 2. Семья находится под защитой государства 3. Проявление неуважения к семье может стать причиной конфликта представителей разных народов 4. Современная семья отличается от семьи в прошлом Заполните таблицу. Запишите номер каждого вывода в колонку таблицы: «Из суждения Алексея следует, что» или «Из суждения Алексея не следует, что». Из суждения Алексея следует, что Из суждения Алексея не следует, что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и оценка познавательных компетенций обучающихся на уроках химии

В своей работе на уроках химии я использую метапредметные связи на разных этапах урока. Да и собственно, на разных уроках, но особенно ярко результат метапредметности мне видится при проведении химиче...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...

Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Глобальная компетентность-это специфический  обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацел...

Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"

На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...