Выступление учителя-логопеда 31.03.2023г.
презентация к уроку
Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. ТНР (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:
- отсутствие или недоразвитие речи (алалия)
- полная или частичная утрата речи (афазия)
- нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
- нарушения тембра голоса и звукопроизношения (ринолалия)
- нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 сл. Тема)
2 сл. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
3 сл. Дети с тяжелыми нарушениями речи -
4Сл. ТНР (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:
- отсутствие или недоразвитие речи (алалия)
- полная или частичная утрата речи (афазия)
- нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
- нарушения тембра голоса и звукопроизношения (ринолалия)
- нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание).
5 сл. Типичные затруднения у детей с ТНР: • отсутствует мотивация к познавательной деятельности; • низкий темп выполнения заданий; • низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); • низкий уровень развития речи, мышления (классификация, аналогии); • низкая самооценка; • повышенная тревожность; • нарушение координации движений
6 сл. Логопедическое сопровождение ребёнка с ТНР в общеобразовательной школе играет важную роль. Оно осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).
Основная задача логопеда — устранение речевых дефектов и развитие устной и письменной речи ребёнка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки.
7 сл. Коррекционная логопедическая работа в течение года проводится по следующим направлениям: • организационная; • диагностическая; • коррекционно-развивающая; • профилактическая.
8 сл. Специфика логопедической работы с учащимися с ТНР
• Работа над речевой системой в целом. • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
9 сл. Большой процент школьников, посещающих логопедические занятия, составляют дети с нарушениями письма и чтения. Среди них много обучающихся с серьёзными проблемами в овладении письменной речью. На начальном этапе дети не запоминают буквы, не овладевают навыком простого звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, не пишут под диктовку, затрудняются в списывании и т.д.
10 сл. В своей работе учителя начальных классов часто сталкиваются с нарушением письма и чтения у школьников. Рассмотрим детальнее виды нарушения чтения и письма. Разберём, чем отличаются орфографические ошибки от стойких специфических.
Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв.
Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Необходимо постоянно помнить, что такие дети больше других детей нуждаются в индивидуальном подходе при обучении. При отсутствии своевременной помощи к 6–7- му классу количество специфических ошибок может уменьшиться, но возрасти во много раз количество орфографических ошибок. Часто у учеников среднего звена диагностируется дизорфография в чистом виде или с элементами дисграфии.
11 сл. Формы дисграфии • Артикуляторная — пишет так, как говорит. • Акустическая — пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т. д.), твёрдые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо»), а также шипящие и свистящие (на- пример, «писчат» вместо «пищат»). • Оптико-пространственная — несформированность пространственных представлений.
• Аграмматическая — неправильное употребле-ние окончаний, предлогов, ошибки при изме-нении слов по падежам, числам, трудности согласования слов между собой. • Моторная — связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов.
12 сл. Предпосылки нарушения чтения и письма • Если ребёнок левша. • Если ребёнок переученный правша. • Если в семье говорят на двух или более языках. • Если ребёнок слишком рано пошёл в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребёнка ещё не наступила психологическая готовность к такому обучению. • Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием. • Смешение букв по оптическому сходству: б — п, т — п, а — о, е — з, д — у. • Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребёнок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба). • При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о — у, ё — ю, согласные р — л, й — ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). • Пропуски букв, слогов, недописывание слов.
13 сл. Чем может помочь учитель? • Не проверять скорость чтения у ребёнка. • Не давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению). • Не применять подход «больше читать и писать». Лучше меньше, но качественнее. • Не хвалить сильно за небольшие успехи, лучше не ругать и не огорчаться, когда у ребёнка что-то не получается. • Применять упражнения для развития фонематического восприятия, звукового анализа слова. • Не писать диктанты. Они принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребёнка.
14 сл. Профилактика дисграфии • Упражнение «Найди букву». Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии — ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма. • Короткие диктанты карандашом. Не исправляйте ошибки в тексте, а только пометьте их на полях. Затем давайте тетрадь на исправление ребёнку. • Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. • Автоматизации поставленных звуков, «самоконтроль ребёнка». • Упражнения для развития фонематического восприятия.
А также - необходимо использовать на уроках здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.
Выделяют три группы технологий:
15. сл. 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, логоритмика, релаксация, гимнастика пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж.
3. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
16 сл. Этапы формирования речевых действий.
- Материализация действия с опорой на вспомогательные средства (картинки, графические схемы, фишки разного цвета);
- Выполнения действия в речевом плане (проговаривание вслух);
- Выполнение действия во внутреннем плане (по представлению).
17 сл. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие; кинестетические ощущения), использование различной наглядности(схемы, муляжи, разрезная магнитная азбука и тд);
- Дифференцированный подход предполагающий построение коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
18 сл. На экране (читать)
19 сл на экране
24 сл. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
25сл. Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Цель: профилактика нарушений зрения. Снятие напряжения, нагрузки.
25 сл. Динамические паузы. Во время занятия 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида деятельности. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
27сл. Самомассаж является одним из средств лечебно-профилактической работы.
Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями (совокупность движений тела, мелкой моторики рук), в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему.
28 сл. Пальчиковая гимнастика. Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.
29 сл. Ниткография. Используя этот приём, можно решить следующие задачи: совершенствование зрительного восприятия, развитие зрительно-моторной координации, формирование плавности и точности движений, подготовка руки к письму, закрепление навыков рисования, развитие мелкой моторики и воображения, а также связной речи ребёнка. Ведь используя данный приём, закрепляются не только навыки изобразительной деятельности, но и расширяются знания детей по основным лексическим темам.
30 сл. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Сочетание су-джок терапия и таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционных занятий, а так же оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя-логопеда.
Этот материал будет полезен молодым логопедам для выступления перед родителями на собрании....
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Выступление учителя технологии (учителя-логопеда) на педагогическом совете Головешко И.Н.
информация о работе учителя-логопеда во внеурочной деятельности...
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании....
Выступление учителя-логопеда на собрании родителей в общеобразовательной школе «Речевая готовность к обучению в школе»
p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 6.3px 0.0px; font: 14.0px \'Times New Roman\'; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none} Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи...
Выступление на Методическом объединении учителей-логопедов и учителей- дефектологов Северного округа г. Оренбурга
В последнее время в ДОУ увеличивается количество обучающихся с особыми образовательными потребностями, увеличивается количество детей, включающие в себя сочетанные нарушения развития, что оказывает се...