Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
консультация
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
ЛОГОПЕД:. Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом своей работы с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата и показать, как вы, родители, в домашних условиях могли бы использовать представленный мной материал для занятий со своими детьми.
Из всего комплекса коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата я решила рассказать и показать приемы работы по коррекции просодической стороны речи, которая представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи (темп, ритм, голосовые модуляции, логическое ударение).
Почему?
Во-первых - это один из наиболее характерных признаков речевых нарушений у детей с ДЦП.
Во-вторых - нарушения просодических компонентов речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с НОДА.
В-третьих- они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности и приводят к нарушению письменной речи.
У детей с НОДА нарушение просодической стороны речи, обусловлено недостаточной иннервацией (проводимостью) мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. В связи с этим имеет место изменение мышечного тонуса, недостаточность кинестетического восприятия, нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что в свою очередь приводит к трудностям коммуникации.
Часто речь у детей с НОДА часто смазанная, нечёткая.
- Темп речи нарушен.
- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз
- Голос монотонный, иногда с носовым оттенком,
-Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.
Работа по коррекции просодической стороны речи может включать такие направления как:
1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания) на фоне нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.
2.Выработка правильных фонационных ощущений (речевое дыхание)
3.Развитие модуляций голоса по силе и высоте.
4. Формирование и развитие ритмических структур.
5.Формирование мелодико-интонационной стороны речи.
Дыхание – это основа речи. А у детей с НОДА преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый. При формировании правильных дыхательных кинестезий (ощущений) мы, учителя-логопеды, работам над целенаправленностью, длительностью и силой воздушной струи.
Вот некоторые приемы работы:
- футбол (ребенку предлагается забить гол без использования рук силой воздушной струи, при этом мячи сделаны из разного материала и имеют разный вес, начинаем с самого легкого) -идет развитие целенаправленности и силы воздушной струи.
-воздушные фломастеры (работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи. Ребенку предлагается что-то нарисовать, при этом линии должны быть проведены на одном выдохе.
При коррекции просодической стороны речи важна последовательность, поэтапность работы и системный подход, который включает непосредственное участие родителей.
Как в домашних условиях родителям можно закрепить те приемы работы, которые использует учитель-логопед на своих занятиях? Вечером в кругу семьи всегда приятно посмотреть любимые передачи.
Посмотрев передачу «Непутевые заметки», вы можете предложить ребенку представить себя на берегу моря. И с помощью простого приспособления (стакана с водой и трубочки) можно формировать силу выдоха, поднимая волны разной величины в стакане воды.
Задание: приглашаются 2 родителя (2 стакана с водой, 2 трубочки) Инструкция: первому- поднять в стакане слабые волны, второму – сильные, затем наоборот.
Известно, что у детей с НОДА имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией. При выработке правильных фонационных кинестезий(ощущений) учитель-логопед работает над:
- увеличением времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.) АОУИ
-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий (Проговаривание слогов и слоговых рядов, слов, фраз на одном выдохе.)
Мы, учителя-логопеды, для формирования координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий используем, например, тренажер «Сырная доска». Ребенку необходимо на одном выдохе, проговаривая числовой ряд, найти самые большие отверстия в «Сырной доске». При этом фонация сочетается с движениями рук для отвлечения от голосоподачи и автоматизации речевого дыхания.
А дома, например, посмотрев передачу «Минута славы», вы можете сказать ребенку, что минута славы может быть у каждого, и у него, если он выполнит, например, такое задание:
ЛОГОПЕД:. Приглашает 2 родителей. Из положения поднятых вверх рук при опускании через стороны их вниз нужно прочитать как можно больше слов на одном речевом выдохе. (Соревнование – кто больше слов проговорит).
Как показывают обследования детей с НОДА, наименее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению модуляций голоса по силе и высоте. Развитие голосовых модуляций проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки, графическое изображение или с применением различных приспособлений.
ЛОГОПЕД показывает работу с тренажером « Шары»
Ну а в домашних условияхпредложить ребенку поиграть с любой игрушкой, например, с самолетом.
ЛОГОПЕД:. Играем все. При движении моей руки с самолетом вверх – голос повышается, вниз- понижается. Движение голоса проходит на одном выдохе.
У детей с НОДА значительно страдает темпо-ритмическая структура речи как на уровне восприятия, так и на уровне воспроизведения.
Развитие ритмической стороны речи учитель-логопед проводит путем
обучения восприятию-воспроизведению ритмических рисунков и комплекса ритмических структур с целью развития ритмического чувства речевых движений. Работа проводится от простого к сложному: от восприятия к воспроизведению.
ЛОГОПЕД:. (все родители): Задача - повторить за мной ритмический рисунок, отхлопывая в ладоши.
- простой рисунок /// /// ///
-сложный рисунок // /// / ///
- с акцентированным ударом // / // /
В домашних условиях можно использовать любые звуковые предметы ( деревянные ложки, погремушки, маракасы и т.д.)
.На самом низком уровне развития у детей с НОДА находится : восприятие и воспроизведение логического ударения . Формирование мелодико-интонационной стороны речи начинается со знакомства с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и перевод в экспрессивную речь, формирования представлений о логическом ударении.
Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает полным ответом.
ЛОГОПЕД:. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру: я буду задавать кому-то из вас вопрос, выделяя голосом главное слово, а вы будете отвечать полным ответом.
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
Вам понравился мой мастер-класс?
ЛОГОПЕД: Речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе. Обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение. У детей при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи, но при своевременном начале, последовательности, системном подходе и при активном участии и помощи со стороны родителей, можно добиться неплохих результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использование...
Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера
Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2. Здоровье человека как основная ценность.3. Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...
Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...