Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
консультация

Акимова Нина Константиновна

Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий выступления учителя-логопеда на родительском собрании. Родители обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).

ЛОГОПЕД:. Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мне хотелось бы поделиться опытом своей работы с учащимися с нарушением опорно-двигательного аппарата и показать, как вы, родители, в домашних условиях могли бы использовать представленный мной материал для занятий со своими детьми.

    Из всего комплекса коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата я решила рассказать и показать приемы работы по коррекции просодической стороны речи, которая представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи (темп, ритм, голосовые модуляции, логическое ударение).

Почему?

Во-первых - это один из наиболее характерных признаков речевых нарушений у детей с ДЦП.

Во-вторых - нарушения просодических компонентов речи в наибольшей степени влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей с НОДА.

В-третьих- они имеют стойкий характер и с трудом поддаются коррекции, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности и приводят к нарушению письменной речи.

      У детей с НОДА     нарушение просодической стороны речи, обусловлено недостаточной иннервацией (проводимостью) мышц артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата,  связанное с органическим поражением центральной  нервной системы. В связи с этим имеет место изменение мышечного тонуса, недостаточность кинестетического восприятия, нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что в свою очередь приводит к трудностям коммуникации.

       Часто  речь у детей с НОДА часто смазанная, нечёткая.

- Темп речи нарушен.

- Фраза формулируется нечётко: беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз

-  Голос монотонный, иногда с носовым оттенком,

-Преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.

     Работа по коррекции просодической стороны речи может включать такие направления как:

1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания) на фоне нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики.

2.Выработка правильных фонационных ощущений (речевое дыхание)

3.Развитие модуляций голоса по силе и высоте.

4. Формирование и развитие ритмических структур.

5.Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

    Дыхание – это основа речи. А у детей с НОДА преобладает ключичный тип речевого дыхания: вдох короткий, поверхностный, выдох слабый.  При формировании правильных дыхательных кинестезий (ощущений) мы,  учителя-логопеды, работам над целенаправленностью, длительностью и силой воздушной струи.

Вот некоторые приемы работы:

- футбол (ребенку предлагается забить гол без использования рук силой воздушной струи, при этом мячи сделаны из разного материала и имеют разный вес, начинаем с самого легкого) -идет развитие целенаправленности и силы воздушной струи.

-воздушные фломастеры (работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи. Ребенку предлагается что-то нарисовать, при этом линии должны быть проведены на одном выдохе.

     При коррекции просодической стороны речи важна последовательность, поэтапность работы и системный подход, который включает непосредственное участие родителей.

    Как в домашних условиях родителям можно закрепить те приемы работы, которые использует учитель-логопед на своих занятиях? Вечером в кругу семьи всегда приятно посмотреть любимые передачи.

     Посмотрев передачу «Непутевые заметки», вы можете предложить ребенку представить себя на берегу моря. И с помощью простого приспособления (стакана с водой и трубочки) можно формировать силу выдоха, поднимая волны разной величины в стакане воды.

Задание: приглашаются 2 родителя (2 стакана с водой, 2 трубочки) Инструкция: первому- поднять в стакане слабые волны, второму – сильные, затем наоборот.

    Известно, что у детей с НОДА имеет место нарушение синхронизации между дыханием, фонацией и артикуляцией.  При выработке правильных фонационных кинестезий(ощущений) учитель-логопед работает над:

- увеличением времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи.) АОУИ

-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий  (Проговаривание слогов и слоговых рядов, слов, фраз на одном выдохе.)

     Мы, учителя-логопеды, для формирования координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий используем, например, тренажер  «Сырная доска». Ребенку необходимо на одном выдохе, проговаривая числовой ряд,  найти самые большие отверстия в «Сырной доске». При этом фонация сочетается с движениями рук для отвлечения от голосоподачи   и автоматизации речевого дыхания.

     А дома, например, посмотрев передачу «Минута славы», вы можете сказать ребенку, что минута славы может быть у каждого, и у него, если он выполнит, например, такое задание:

ЛОГОПЕД:. Приглашает 2 родителей. Из положения поднятых вверх рук при  опускании через стороны их вниз нужно прочитать как можно больше слов на одном речевом выдохе. (Соревнование – кто больше слов проговорит).

       Как показывают обследования детей с НОДА, наименее сформированы у детей способность к восприятию и воспроизведению модуляций голоса по силе и высоте. Развитие голосовых  модуляций проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки,  графическое изображение или с применением различных приспособлений.

ЛОГОПЕД  показывает работу с тренажером «  Шары»

     Ну а в домашних условияхпредложить ребенку поиграть с любой игрушкой, например, с самолетом.

ЛОГОПЕД:. Играем все. При движении моей руки с самолетом вверх – голос повышается, вниз- понижается. Движение голоса проходит на одном выдохе.

    У детей с НОДА значительно страдает темпо-ритмическая структура речи  как на уровне восприятия, так и на уровне воспроизведения.

Развитие ритмической стороны речи учитель-логопед проводит путем

обучения восприятию-воспроизведению ритмических рисунков и комплекса ритмических структур с целью  развития ритмического чувства речевых движений. Работа проводится от простого к сложному: от восприятия к воспроизведению.

ЛОГОПЕД:.  (все родители): Задача  - повторить за мной ритмический рисунок, отхлопывая в ладоши.

- простой рисунок  ///   ///   ///

-сложный рисунок  //   ///   /   ///

- с акцентированным ударом  //  /  //  /

В домашних условиях можно использовать любые звуковые предметы ( деревянные ложки, погремушки, маракасы и т.д.)

     .На  самом низком уровне развития у детей с НОДА находится : восприятие и воспроизведение логического ударения . Формирование мелодико-интонационной стороны речи начинается со знакомства с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и перевод в экспрессивную речь, формирования представлений о логическом ударении.

Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает полным ответом.

ЛОГОПЕД:. Сейчас мы поиграем с вами в такую игру: я буду задавать кому-то из вас вопрос, выделяя голосом главное слово, а вы будете отвечать полным ответом.

Вам понравился мой мастер-класс?

Вам понравился мой мастер-класс?

Вам понравился мой мастер-класс?

Вам понравился мой мастер-класс?

ЛОГОПЕД: Речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе. Обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение. У детей при ДЦП трудно выработать новые автоматизированные навыки ритма, мелодичности, интонированности речи, но при своевременном начале, последовательности, системном подходе и при активном участии и  помощи со стороны родителей, можно добиться неплохих результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использование...

Дистанционное обучение.Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера

Содержание1. Вводная частьНадомное образование.Понятие о дистанционном обучении. 2.  Здоровье человека как основная ценность.3.  Ребенок, обучающийся на дому с использованием комп...

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа по внеурочной деятельности «Речевая практика» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, множественным и нарушениями

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленную на достижение планируе...