Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 7 "Звездочка" г. Дюртюли Консультация для родителей Как расширить словарный запас ребёнка? Учитель-логопед: Ямалова.А.Ш 2023г. В
консультация
Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, дать практические навыки по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.dlya_rod.1.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 "Звездочка" г. Дюртюли
Консультация для родителей
Тема: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика»
Подготовила: учитель-логопед
Ямалова А.Ш
2023 г.
Тема: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика»
Цель: Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, дать практические навыки по теме.
Информационная часть:
Логопедическая (артикуляторная) гимнастика -это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, неба).
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными.
Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука.
Проводить упражнения нужно систематически, только тогда будет достигнут нужный эффект.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка не угасал интерес к занятиям.
Правила выполнения артикуляционных упражнений:
- Артикуляционную гимнастику надо разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
- Артикуляционная гимнастика выполняется не для того чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того чтобы развить их подвижность, гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы.
- При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
- Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
- Регулярность выполнения: ежедневно.
- Упражнения проводятся в проветренном помещении.
- Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).
Практическая часть:
ОБЩИЙ КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
«Улыбочка»
Растянуть губы в улыбке. Удерживать под счет от 5 до 10.
«Хоботок»
Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.
«Заборчик»
Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И».
Удерживать так под счет от 5 до 10.
Чередовать «Улыбочка» - «Хоботок» - «Заборчик»
«Лопаточка»
Язык лопаточкой положить на нижнюю губу. Удержав под счет от 1 до 10.
«Иголочка»
Широко открыть рот, поднять и вытянуть вперед тонкий язык. Удержав под счет от 1 до 10.
Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка»
«Качели»
Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнения 3-4 раза.
«Часики»
Открыть рот, растянуть губы в улыбке, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Выполняем 6-8 раз. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Приоткрыть рот, кончик языка скользит по верхней губе, затем по нижней (по кругу). За пределы губ не выходить. Губы не поджимать, челюсть не двигать.
«Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Повторить упражнение неоднократно, губы улыбаются.
«Грибок»
Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Удерживать от 1 до 10.
«Чашечка»
Открыть рот, положить язык на нижнюю губу, загнуть края языка «чашечкой». Удерживать от 1 до 10. Повторять упражнения 3-4 раза.
«Вкусное варенье»
Широко открыть рот, острым кончиком языка провести по верхней губе снизу вверх. Выполнять 6-8 раз. Повторять 3-4 раза.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Загнать мяч в ворота»
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загнать шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Сдуй снежинку»
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить кусочек ватки сдуть.
«Фокус»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как расширить словарный запас по английскому языку"
Данная статья содержит совет для родителей по обогащению словарного запаса учащихся по англ.яз....
Обогащение словарного запаса детей-инвалидов на уроках русского языка при домашнем обучении. Приёмы обогащения словарного запаса детей.
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексич...
Рекомендации логопеда родителям по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Как увеличить словарный запас ребенка? Поделиться… Рост словарного запаса зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Здесь индивидуальные особенности заметны более, нежели в какой-либо друг...
Предметно-пространственная среда музыкального зала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара
Предметно-пространственная среда музыкального заламуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №404» г. о Самара...
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Положение о клубе военно-патриотического воспитания «Юные Жуковцы» муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №44 муниципального образования Кореновский район
Положение о клубе военно-патриотического воспитания "Юные Жуковцы" разработано в связи с открытием на базе второй младшей группе №4 МДОБУ детского сада №44 МО Кореновский район клуба ...