Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ
консультация
Рекомендации по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателями ДОУ для преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_vospitatelyami.docx | 17.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ
Ни для кого не секрет, что в настоящее время в дошкольных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих отклонения в развитии. Особенно много детей имеют проблемы в речевом развитии.
Безусловно, учитель-логопед, работающий в логопедическом пункте ДОУ занимает ведущую и координирующую роль в педагогическом процессе. И объясняется это тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
Однако, эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи, будет существенно повышена в условиях взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения. Это и воспитатели, и музыкальные руководители, и инструкторы по физической культуре, и педагоги по изобразительной деятельности, и конечно, педагог-психолог. Сегодня в своей статья хотелось более подробно раскрыть взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
Кто-то может задать вопрос, а почему именно воспитатель? Да потому-то, именно воспитатель проводит с детьми очень много времени, постоянно общается с ними и может включать логопедические упражнения в игры, следить за чистотой речи и правильным звукопроизношением на прогулке, на занятиях, во время утреннего приема и пр. Поэтому именно постоянное сотрудничество этих специалистов приносит отличный результат — если они действуют по отдельности, воспитателю не хватает специализированных знаний и опыта, а логопеду — возможности проводить с детьми несколько часов каждый день. Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо еще и потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера. Комплексный подход к преодолению нарушения речи предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, а для этого требуется взаимодействие логопеда и воспитателя.
Каковы же главные задачи совместной работы воспитателя и учителя-логопеда:
1. Вместе найти лучшие варианты работы с конкретной группой и с каждым ребенком в отдельности, договориться по вопросам организации, проведения занятий, их содержания.
2. Выстроить занятия так, чтобы логопед не дублировал задачи, которые дает детям воспитатель, и наоборот.
3. Обучить детей правильному звукопроизношению, восприятию и воспроизведению слов. Научить их выдерживать корректный темп и ритм речи (не тараторить, но и не говорить слишком медленно).
4. Расширить словарный запас дошкольников.
5. Помочь детям изучить процесс словообразования, грамматический строй. Рекомендуется исправлять грамматические ошибки в речи не только на занятиях, но и во время прогулок, игр и пр.
6. Развить высшие психические функции: мышление, воображение, внимание, память. Сформировать связную речь у воспитанников.
7. Развить у детей мелкую и артикуляционную моторику.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей можно использовать:
- ведение тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с рекомендациями и заданиями;
- проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений;
- использование логопедических упражнений в режимных моментах и в образовательной деятельности;
- проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- планируя и проводя образовательную деятельность по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрировать логопедические цели;
- создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
- систематически осуществлять контроль за речью детей не только во время образовательной деятельности, но и в режимных моментах;
- объяснять (при необходимости) задания логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
И в заключении хотелось бы сказать, что именно совместная работа учителя-логопеда и воспитателя даст положительную динамику в речевом развитии каждого воспитанника ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координационный план взаимодействия учителя-логопеда, узких специалистов и воспитателей по реализации принципа преемственности в коррекционной работе и устранению речевой патологии.
Картотека заданий для детей 5 - 7 лет с общим недоразвитием речи. Пособие нацелено на то, чтобы привлечь воспитателей и узких специалистов к активному участию в коррекционной логопедич...
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР
Данный файл содержит набор игр, заданий и упражнений, а также пальчиковые гимнастики по лексическим темам на учебный год...
«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»
Предлагаемый материал был озвучен на Районной конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционой работе с детьми с ТНР»
С введением нового закона «Об образовании в Российской Федерации» и модернизации дошкольного образования важным направлением ДОУ является обеспечение государственной гарантии доступности и равны...
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР...