«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»
статья по теме
Предлагаемый материал был озвучен на Районной конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_ivanovoy_i.n._konferentsiya.ppt | 452.5 КБ |
formy_vzaimodeystviya_uchitelya.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Логопедический чемоданчик» Сенсорно-речевые «корзинки»
«Доска почёта»
Картотеки
Индивидуальные, групповые консультативные часы
Семинары-практикумы, мастер-классы, викторины.
Открытые занятия
Логопедические праздники
Буклеты, памятки, распечатки…
Совместный проект «Гномы-Говорилки» На голове –красивый колпачок Во рту – болтливый язычок. В зеркальце я посмотрю- Упражнение повторю! (Т.А.Примерова)
Предварительный просмотр:
«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра ПМСС» и воспитателя ДОУ»
Для начала - небольшое пояснение: работая учителем-логопедом, более 15 лет осуществляю свою диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую деятельность на базе МКДОУ детский сад № 29 «Гномик». До 2008 года в условиях логопункта при ДОУ, а с 2008 года по договору с МКОУ «Центр ПМСС». Учебное расписание ДОУ общеразвивающего вида не включает специально отведенного для занятий с учителем-логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи.
Поэтому становится очевидным, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии специалиста с воспитателем, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное значение в эффективности коррекционного процесса. Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития, большой объём работы по всем разделам программы) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно.
Отсюда неизбежно возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем-логопедом и воспитателем не только той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия, но и с остальными педагогами ДОУ.
Учитель-логопед выступает не только координатором, но и создаёт условия для раскрытия творческого потенциала воспитателя, для развития его профессиональных компетенций в вопросах речевого развития детей. Предлагаю вашему вниманию некоторые формы взаимодействия с педагогами из опыта моей работы.
После ежегодного комплексного обследования устной речи детей, знакомлю воспитателей с его результатами, провожу совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. Всё это находит отражение в «Экранах звукопроизношения». Одно время с воспитателями мы практиковали ведение тетрадей взаимодействия, но поскольку «писанины, и так хватает», теперь проводим логопедические пятиминутки, цель которых, организовать работу воспитателя по закреплению изученного лексического материала с теми детьми, кому это необходимо, (в вечернее время, в режимных моментах, на занятиях по развитию речи).
Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, могли реализовывать свои индивидуальные потребности в самостоятельной свободной деятельности необходимо тщательно продумывать содержание развивающей среды ДОУ. Поскольку групповые помещения в д/саду небольшие, то вместо традиционных речевых уголков мы создаём мобильные сенсорно-речевые «корзинки», (для детей младшего возраста) и «логопедические чемоданчики», в которых имеются дидактические игры по развитию речи, предметные и сюжетные картинки, лото, представлен широкий выбор пособий для развития дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в киндер-сюрпризах, трафареты, мозаики, верёвочки, массажные мячики, сухие бассейны и т.п.
Их удобно переносить из группы в группу, меняя содержание в соответствии с возрастом воспитанников.
Процесс автоматизации звуков на уровне спонтанной речи иногда может затянуться на несколько месяцев и здесь особая роль отводится воспитателю, который контролирует полученные навыки у детей. В качестве подсказки можно взглянуть на «Доску Почёта», которая также способствует стимулированию детей к успеху.
В помощь воспитателям мною изготовлены картотеки с комплексами пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, подобран картинный материал по лексическим темам, по звуковой культуре речи.
В течение всего учебного года с коллегами провожу так называемые консультативные часы (индивидуальные, групповые). Темы консультаций подбираются по запросу самих консультируемых.
Эффективными формами взаимодействия стали также семинары-практикумы, мастер-классы, викторины, проводимые с педагогами ДОУ. Тематика их также отвечает запросам коллег.
Можно отметить и такую форму взаимодействия, как взаимопосещение занятий, показ открытых занятий, что способствует росту педагогического мастерства.
Доброй традицией стало проведение ежегодного логопедического праздника, по итогам коррекционной работы, когда в связке готовятся и учитель-логопед, и воспитатель, и музыкальный руководитель.
.Пользуется спросом среди воспитателей и такая форма сотрудничества, как издательская деятельность, это всевозможные буклеты, памятки, распечатки, содержащие в себе практические рекомендации по подготовке к обучению детей грамоте, развитию речи.
Одной из инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя можно считать реализацию совместных проектов. В частности в этом учебном году в средней группе реализуется детско-родительский проект «Гномы-Говорилки». Актуальность проекта определяется реальными потребностями дошкольного образования и существующим противоречием между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи детям 4-5 лет в условиях ДОУ;
Целью проекта является развитие артикуляционной моторики у детей 4-5 лет, подготовка органов артикуляции к постановке и коррекции звуков, но по своей сути он охватывает все образовательные области общеразвивающей программы:
-социально-коммуникативное
-познавательное
-речевое
-художественно-эстетическое
-физическое развитие
Предполагается, что в результате проведённой работы дети с нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-логопед: их артикуляторные мышцы будут уже подготовлены для коррекционной работы.
Резюмируя всё выше сказанное, хочется сказать о главном: сейчас от современного педагога требуется адекватное восприятие педагогических новшеств, а самое главное, осознание их необходимости, важно понять: очень значимо для ребёнка то, что происходит с ним сейчас, а не когда-нибудь. И именно сейчас, от нас взрослых, он должен получить качественную образовательную услугу, но как мудро говорится в русской пословице: «Один в поле не воин». А вот в тесном сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателя, любого ДОУ, возможно полноценно реализовать задачи общего дошкольного и коррекционного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)
Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...
«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в школе»
Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников....
Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.
Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия педагога и семьи – это включение родителей в совместный обра...
Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»
В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...
Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....
" Формы взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации учителя - логопеда ДОУ для воспитателей групп компенсирующей направленности...
Анкетирование как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации реб...