Эко-баттл "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
методическая разработка
Сценарий проведения экологического мероприятия в форме баттла - открытого состязания команд по заданной теме. В приложении приведен материал экологического кейса "Загадка гибели птиц".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eko-battl.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БАТТЛА
«Рациональное использование и охрана водных ресурсов»
Ведущий. Добрый день! Приветствуем всех на финальном этапе муниципального экологического баттла! Участниками финального этапа стали команды, набравшие наибольшие рейтинговые оценки по итогам отборочного этапа: _________________________________________________________
Антуан де Сент-Экзюпери: “…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете!” - (вода).
Напомню, что и в отборочном туре, и сегодня, на финальном этапе, участники работают по теме «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Командам предстоит выполнение задания в виде кейса, решением которого является создание собственного экологического проекта. Мы попробуем разобраться, почему дефицит воды – это глобальная экологическая проблема и возможно ли решить ее в настоящее время.
Ведущий: Оценивать ваши ответы и подводить итоги муниципального экологического баттла будет команда экспертов: ______________________
Приветственное слово предоставляется ____________________________
Ведущий: итак, сейчас ознакомимся с правилами.
- Командам подготовлены 3 кейса: «Бесценный дар природы», «Загадка гибели птиц» (приложение 1), «Красный прилив», которые вы получите путем случайного выбора.
- Каждая команда должна решить предложенные вопросы и выполнить задание кейса, представить и защитить свой экологический проект. Защита проекта будет проходить в формате экологического боя между тремя командами в трех раундах. Роли в первом раунде будут распределяться по результатам жеребьевки и у нас появятся команда-докладчик, команда-оппонент, команда-рецензент.
- В первом раунде:
- первая команда-докладчик представляет решение одного задания в виде краткого, иллюстрированного презентацией, доклада (время доклада - не более 5 минут);
- вторая команда выполняет роль оппонента (подвергает критической оценке полноту, правильность и обоснованность представленного решения команды-докладчика) (время выступления - 5 минут, подготовка к оппонированию - 2 минуты);
- третья команда выполняет роль рецензента (наблюдает за ходом обсуждения и делает заключение о том, насколько полно две другие команды справились со своими ролями) (время выступления - 3 минуты, подготовка к выступлению - 2 минуты).
- Во втором и третьем раундах команды меняются ролями согласно жеребьевке и разыгрывают оставшиеся задания.
- На протяжении экологического боя участники могут взаимодействовать только с представителями своей команды. Руководит действиями команды капитан.
Ведущий: а сейчас проведем жеребьевку, выберем роль в первом раунде и кейс с заданиями. Прошу для жеребьевки подойти капитанов команд.
Ведущий: итак, роли определены для первого раунда. У каждой команды имеются кейсы. Вам необходимо:
- ознакомиться с кейсом;
- дать ответы на предложенные вопросы;
- обсудить ответы в микрогруппе, дополнить решение проблемы, оформить в виде проекта.
Время на решение кейса – 40 минут.
Первый раунд (по истечении 40 минут)
Второй раунд (команды меняются ролями)
Третий раунд (команды меняются ролями)
……………………………………………………………………………………….
Ведущий: Наш экологический баттл подходит к концу. Хочу поблагодарить всех участников за отличную работу. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим видеоролик.
Ведущий: А сейчас жюри объявит результаты нашего турнира (подведение итогов, награждение).
Ведущий: Дж. Байрон: “Не испытав страданий жажды, нельзя постичь, как много значит для людей вода”. В решении экологических проблем каждый может и должен принять участие, все зависит от экологической культуры, поведения каждого гражданина. Все очень просто. Перед нами ставятся вопросы: “когда вы моете руки, будете ли вы пытаться закрывать кран, видя, что вода ещё капает или равнодушно пойдете дальше? Это тоже проявление вашей гражданской позиции по отношению к природе и обществу.
Приложение 1
КЕЙС «ЗАГАДКА ГИБЕЛИ ПТИЦ»
Пляж в Охотском море оказался засыпан трупами мертвых птиц. Неприятную находку обнаружили местные жители 1 августа 2022 года. На фотографиях видно, что пляж усеян перьями и тушками птиц, которые умерли по неизвестной причине. По сведениям газеты «Экологическая вахта Сахалина» речь идет о сотнях, если не тысячах выброшенных льдами на берег тушек кайр, больших канюг, тихоокеанских чаек.
Причиной их смертей могли быть птичий грипп, разливы нефти, загрязнение воды ядовитыми веществами, пестицидами, неблагоприятные погодные условия (шторм), нехватка пищи или потеря среды обитания. Чтобы знать наверняка причину гибели птиц, необходимо провести некропсическое исследование.
Японские орнитологи проверили погибшую птицу на наличие вирусов птичьего гриппа и нильской лихорадки – оба результата оказались отрицательными. По мнению Кейсуке Сайто, одного из ведущих на Хоккайдо специалистов по болезням птиц, птицы погибли из-за нарушения герметичности оперения при загрязнении нефтепродуктами. Несмотря на то, что внешне птицы выглядели совершенно нормально, когда их опустили в воду, оперение сразу намокло, хотя у морских птиц оно всегда остается сухим.
При нефтяном загрязнении воды из живых существ, обитающих в море, больше всего уязвимы именно птицы. В основном это такие виды птиц, которые собираются на поверхности моря в стаи - гагарки, утки (гоголь, сибирская гага, морянка и т. д.). Морские птицы все время проводят на воде, где ловят рыбу, чистятся и даже спят, выходя на берег только для размножения. Несмотря на то, что они хорошо умеют летать, при опасности они обычно ныряют, чем взлетают. Поэтому они крайне беззащитны перед разливами нефти – они ныряют и собирают больше нефти, чем, если бы взлетали.
Используя материалы кейса и свои знания, ответьте на вопросы.
Вопрос 1. Почему нефтяное загрязнение воды вызывает гибель водных птиц?
Вопрос 2. Каковы причины возникновения нефтяных загрязнений воды?
Вопрос 3. Каков ущерб, наносимый разливом нефти природе?
Вопрос 4. Какие методы борьбы с нефтяным загрязнением воды существуют?
Критерии оценивания кейса «Загадка гибели птиц»
Вопрос 1. Элементы ответа:
- Загрязнение оперения птиц, утрата теплоизоляционных свойств, вследствие чего живые существа не могут поддерживать нормальную температуру тела.
- В процессе удаления нефти птицы случайно заглатывают ее, что приводит к серьезным последствиям, например к застою в кишечнике или нарушении работы почек и печени. Нефтью повреждаются внутренние органы, у птицы начинается интоксикация.
- По возвращении птицы в гнездо существует реальный риск поражения нефтью яиц, что приводит к истончению скорлупы, невылуплению птенца или нарушениям в его развитии.
Вопрос 2. Элементы ответа:
1) аварии нефтеналивных судов (танкеров) в результате столкновений, пожаров или крушений;
2) утечка нефти из береговых резервуаров;
3) промывание грузовых емкостей танкеров в море.
Вопрос 3. Элементы ответа:
- изменению условий обитания живых организмов
- нарушаются биологические процессы в воде, дефицит кислорода,
- уменьшение популяции рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих.
Вопрос 4. Элементы ответа:
- защита плавучими заграждениями (бонами) береговой линии от пятна нефти на воде;
- выжигание тяжелых нефтяных фракций;
- сбор нефти и закачка ее в специальные очистные суда;
- обработка нефтяного пятна бактериями (например, Pseudomonas), разлагающими углеводороды;
- применение специально разработанных диспергирующих агентов — менее токсичных и более подверженных биоразложению, чем традиционные;
- прокладка маршрутов супертанкеров вдали от опасных вод и экологически уязвимых побережий;
- строительство танкеров с двойными стенками грузовых емкостей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс
План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....
Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....
Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....
План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения раздела "Основы экологии". На данном ...
Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».
Внеурочное мероприятие форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения»....
"Водные ресурсы, их рациональное использование и охрана"
Задание1. Просмотрите видеоурок, пройдя по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4978/main/12313/Законспектируйте материал.2. Ответьте на вопросы теста, пройдя по ссылке https:/...