План-конспект урока по теме "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Конспект урока может быть использован при изучении темы "Основы рационального природопользования" в 11 классе или как обобщающий урок после прохождения раздела "Основы экологии".
На данном уроке был разработан Исследовательский проект
«Выяснение качества питьевой воды в с. К-Мияки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_-_istochnik_zhizni.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Главная мысль урока: вода самое распространенное на Земле вещество, но пресная вода дефицитный ресурс, требующий особой охраны.
Цели урока:
Образовательные – в ходе творческой, самостоятельной и групповой работы
актуализировать знания учащихся о современном состо-
янии водных ресурсов, о роли воды в биосфере.
Развивающие – формировать навыки самостоятельного анализа и оценки
предлагаемой информации.
Воспитательные – воспитывать активную позицию, ответственное отноше-
ние к водным ресурсам, к природе.
Оборудование: мультимедиа, компьютер.
Ход урока:
I. Роль воды в природе (рассказ учителя).
Вода – самое распространенное неорганическое соединение на нашей планете. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в главном движущем процессе на Земле – фотосинтезе. Вода присутствует во всей биосфере: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых существах.
Большая часть воды сосредоточена в морях и океанах. На пресные воды приходится всего 2%. Причем, подавляющее количество пресной воды находится в ледниках, а на суше, в реках, озерах и под землей – всего 0,6% пресной питьевой воды.
Из всех видов природных ресурсов человечество в наибольшей степени потребляет воду. Суммарный расход воды на одного жителя планеты составляет около 1000т, что в 1000 раз больше расхода топлива и в 10 000 раз превышает расход металлов.
Россия занимает после Бразилии второе место по запасам пресной воды, а вот в Башкортостане в расчете на душу населения пресной воды втрое меньше, чем в среднем по стране. Кроме того, она распределяется в республике неравномерно: в разных районах состояние водных источников, степень обеспеченности питьевой водой, ее качество – разные.
В настоящее время очень остро стоит проблема пресной воды. Чистой воды в мире не хватает. Перспективные расчеты показывают, что к 2100 году человечество может исчерпать все запасы пресной воды.
Проблемные вопросы:
- В чем же заключаются причины дефицита пресной воды?
- Каковы основные виды загрязнения природных вод?
- Каковы последствия избытка вредных примесей в воде?
II. Выступления учащихся по данным проблемным вопросам.
( Предварительно класс был разделен на группы, и каждая группа получила свое задание).
1). В чем заключаются причины дефицита пресной воды?
(Задание для первой группы учащихся)
Примерный образец ответа учащихся:
- рост городов, значительный рост народонаселения и концентрация его на сравнительно небольших территориях;
- создание мощных промышленных центров;
- увеличение потребления воды на нужды производства;
- освоение новых, ранее малонаселенных районов;
- загрязнение водоемов бытовыми и примышленными стоками;
- интенсификация сельскохозяйственного производства, орошение земель;
- снижение способности водоемов к самоочищению;
- чрезмерное потребление и загрязнение грунтовых вод;
2). Каковы основные виды загрязнения природных вод?
(Задание для второй группы учащихся)
Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.
Примерный образец ответа учащихся:
- нефть и нефтепродукты;
- сточные воды промышленных предприятий, содержащие, в том числе соли тяжелых металлов;
- сточные воды предприятий коммунального и сельского хозяйства;
- остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемых из почвы;
- поверхностно-активные вещества (в том числе и синтетические моющие средства);
- тепловое загрязнение;
- неорганизованный отдых населения;
В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички.
В 1 л пресной воды может содержаться до 1 г солей.
Допустимый уровень содержания примесей в воде:
(нормы Европейского сообщества, 1991г).
Вещества, соединения | Содержание примесей, мкг/л | Источники поступления |
Алюминий | 200 | Посуда |
Кадмий | 5 | Промышленные стоки |
Калий | 12000 | - |
Натрий | 15000 | - |
Медь | 3000 | - |
Ртуть (органич.соединения) | 1 | - |
Свинец | 50 | - |
Железо | 50 | Подземные воды |
Цинк | 200 | Посуда |
Нитраты | 50000 | Промышленные стоки, удобрения |
Фосфаты | 2200 | Удобрения, моющие средства |
Фтор | 1500 | Обработка воды |
Хлор | 40000 | Обработка воды |
Пестициды | 0,5 | Обработка растений |
3). Каковы последствия избытка вредных примесей в воде?
(Задание для третьей группы учащихся)
Примерный образец ответа учащихся:
- Свинец - вызывает анемию, поражает нервную систему человека;
- Алюминий - влияет на нервную систему, вызывает ухудшение памяти;
- Медь - провоцирует рвоту;
- Ртуть - поражает нервную систему;
- Нитраты - вызывают аллергию, отравления, могут быть
канцерогенами;
- Пестициды - могут быть канцерогенами;
- Кишечные
бактерии - вызывают опасные заболевания;
- Избыток калия
и натрия - нарушает функцию почек;
- Фосфаты и
нитраты - способствуют эвтрофикации водоемов и цветению воды;
- Хлор - при кипячении воды в присутствии органических
примесей может вступать с ними в реакцию, образуя
ядовитые хлорорганические соединения.
Таким образом, недостаток пресной воды является одной из глобальных экологических проблем современного человечества.
А как обстоит дело с пресной водой у нас в районе, селе?
Соответствует ли питьевая вода в нашем селе требованиям ГОСТа?
III. Исследовательский проект
«Выяснение качества питьевой воды в с. К-Мияки»
Цель исследования: выяснить соответствие питьевой воды в с. К-Мияки
Требованиям ГОСТа.
Задачи исследования:
- Изучить источники водоснабжения и их соответствие номам Сан Пин.
- Выяснить физические и химические свойства воды (цветность, мутность, рH, концентрацию химических веществ) и их соответствие требованиям Сан Пин.
- Выявить проблемы (если они есть) в водоснабжении населенного пункта.
Методы исследования:
- Изучение технологии водоснабжения с.К-Мияки и водозаборных скважин ПУЖКХ с.К-Мияки.
- Анализ биометрических данных Миякинской СЭС по нормативам СанПин.
IV. Заслушиваются выступления учащихся по группам. Результаты их исследований демонстрируются на слайдах.
- Каковы источники поступающей к нам воды?
- откуда поступает вода?
- за счет чего обеспечивается постоянное водоснабжение?
- как вода поступает от источника на станцию?
- какую территорию обслуживает данная станция?
(Задание для четвертой группы учащихся)
2. Как осуществляется процесс очистки воды?
- перечислите стадии очистки воды. Объясните подробнее, в чем заключатся каждая стадия. (Хлорирование, отстаивание, фильтрование, смешивание и т.п.)
(Задание для пятой группы учащихся)
- Выясните физические и химические свойства питьевой воды и ее соответствие требованиям ГОСТа и нормам СанПин.
(Задание для шестой группы учащихся)
- Есть ли у нас в поселке проблемы с водоснабжением? (если есть, то какие?)
(Задание для седьмой группы учащихся)
Проанализировав имеющиеся у нас данные, исходя из поставленных нами задач, мы можем сделать следующие
V. ВЫВОДЫ:
- По определяемым показателям питьевая вода соответствует требованиям СанПин. Избытка вредных примесей не обнаружено.
- Изменения в цветности, мутности, pH, концентрации химических веществ в разных водоисточниках незначительны и не превышают норм.
VI. Заключение (Рефлексия)
Возвращаясь к главной мысли нашего урока, можно сказать, что вода – самое распространенное вещество на Земле, но пресная вода – дефицитный ресурс, требующий особой охраны.
Фронтальная беседа по вопросу, какие меры по охране водных ресурсов вы могли бы предложить?
- экономия на производстве и в быту;
- чистка сточных вод;
- совершенствование технологии производства;
- прекращение сброса неочищенных вод;
- создание водоохранных зон.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Живи, родник, живи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Современное состояние и охрана водных ресурсов"
Вода - удивительное вещество на Земле. Еще Аристотель считал ее одним из элементов мироздания и трудно с ним не согласится. Она растворяет, разрушает и транспортирует. Но не смотря на то, что вода – с...
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов».
Урок в 8 классе по экологии Тема: «Рациональное использование и охрана водных ресурсов». Конспект урока. Тест к уроку....
Охрана водных ресурсов
Охрана водных ресурсов. Проблема пресной воды в мире....
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»
План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...
План - конспект открытого урока по Основам безопасности жизнедеятельности с использованием электронных образовательных ресурсов
Тема урока: «Модели поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».Цели урока:Образовательные:- дать характеристику и определить опасности, которые возникают при ЧС приро...
Внеурочное мероприятие. Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения».
Внеурочное мероприятие форме конференция для учащихся 7-8 классов по теме "Проблемы охраны водных ресурсов родного края и возможные пути их решения»....
Эко-баттл "Рациональное использование и охрана водных ресурсов"
Сценарий проведения экологического мероприятия в форме баттла - открытого состязания команд по заданной теме. В приложении приведен материал экологического кейса "Загадка гибели птиц"....