Роль игровых моментов при изучении физики.
статья

Аксютичев Алексей Викторович

Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осознанный выбор. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом помогают учителю технологии направленные на развитие коммуникативных способностей учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_fizika_26.08.19.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровых моментов при изучении физики.

Аксютичев А.В., учитель физики и ОБЖ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №7», г. Киров, Калужская область 

Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осознанный выбор. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом помогают учителю технологии направленные на развитие коммуникативных способностей учеников.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображении фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной, но жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этап подготовки

Разработка игры

  • разработка сценария
  • план деловой игры
  • общее описание игры
  • содержание инструктажа
  • подготовка материального обеспечения

Ввод в игру

  • постановка проблемы
  • условия, инструктаж
  • регламент, правила
  • распределение ролей
  • формирование групп
  • консультации

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/02/s_5bdc0052f1bd3/985456_1.png

Этап проведения

Групповая работа над заданием

  • работа с источниками
  • тренинг
  • мозговой штурм
  • работа с игротехником

Межгрупповая дискуссия

  • выступления групп
  • защита результатов
  • правила дискуссии
  • работа экспертов

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/02/s_5bdc0052f1bd3/985456_1.png

Этап анализа и обобщения

  • вывод из игры
  • анализ, рефлексия
  • оценка и самооценка

работы

  • выводы и обобщения
  • рекомендации

Практическое использование игровых моментов на различных этапах урока.

Одним из многочисленных примеров проведения деловой игры для учащихся является аукцион игрушек.

Аукцион начинается с объяснения правил участия в аукционе. На аукцион выставляется несколько игрушек, в устройстве которых заложены физические законы. Ведущий аукциона поочередно показывает действие данных игрушек.

Реклама к игрушке должна быть яркой, но не содержать фактических данных о принципе ее действия. Правилами поведения аукциона принято:

а) высказывается каждый желающий по каждой предоставленной игрушке;

б) высказывается только один раз, дополнять свои высказывания нельзя;

в) компетентное жюри оценивает данные характеристики конкретной игрушки и выбирает лучший вариант ответа;

г) победитель получает в награду данную игрушку и выбывает из участников аукциона;

д) игра продолжается, пока не разыграют все имеющиеся игрушки.

Для проведения подобного аукциона жюри можно выбрать из учащихся старших классов. Проведение таких мероприятий не ограничено возрастными особенностями. Даже самые старшие классы с интересом принимают участие, только уровень ответов при объяснении принципа действия будет выше.

На аукцион кроме игрушек можно выставить некоторые простые инструменты: ножницы, отвертку, уровень, и т.д. Участники аукциона должны объяснить принцип их действия. Некоторые предметы, выставляемые на аукцион, могут быть изготовлены учащимися самостоятельно. Тогда ученик должен предоставить паспорт-инструкцию по действию данной игрушки или какого-либо инструмента.

Могут рекламировать игрушки те ребята, которые их принесли на аукцион.

Завершающий момент – жюри подводит итог проведения аукциона. Поздравляют ребят, которые выиграли игрушки или другие предметы на аукционе, также награждаются и наиболее активные участники аукциона. Их можно наградить или призами, или памятными вымпелами участников аукциона.

Перечень предметов, которые можно выставлять на аукцион.

а) игрушки:

- заводные автомобили, пружинные пистолеты (сила упругости);

- инерционные автомобили (сила трения, закон инерции);

- игрушки-неваляшки (условия равновесия тел);

- мячи, резиновые игрушки (сила упругости);

- калейдоскоп (зеркальное отражение);

- флейты, свистульки (звук, источники звука)

б) инструменты:

- ножницы (рычаг, давление и т.д.);

- отвертка (клин);

- уровень (свободная поверхность жидкость);

- плоскогубцы (рычаг, давление) и т.д.

в) бытовые предметы:

- мыло (сила поверхностного натяжения);

- сахар (сила поверхностного натяжения, явление диффузии);

- фарфоровая чашка или пиала (теплопроводность);

- флакончик духов (явление диффузии);

- бумажные салфетки (капиллярные явления, явление смачивания);

- бутылка растительного масла (явление смачивания, силы поверхностного натяжения).

Как видно из данного списка количество и качество предметов, представленных на аукционе, зависит только от фантазии устроителей аукциона.

Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или закрепления пройденного. Эти игровые моменты позволяют держать в поле зрения весь класс, дают возможность ученику самому выбрать маршрут ответа и степень сложности вопросов.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/02/s_5bdc0052f1bd3/985456_3.png

Цветик - семицветик

На лепестках цветка цветика - семицветика с оборотной стороны записаны задания,

вопросы, на которые учащимся необходимо ответить.

В середине цветка написана тема вопроса.

«Яблоня»

На ветках волшебной яблони висят разноцветные яблоки. Эти яблоки должны легко сниматься, и на их обратной стороне написаны вопросы. На красных яблоках более трудные вопросы, желтые – с более легкими вопросами, самые простые вопросы по данной теме записаны на зеленых яблоках. Ученик может сам, учитывая степень своей подготовленности, выбирать «яблоки» и получить соответствующую оценку.https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/02/s_5bdc0052f1bd3/985456_4.png

Такие игры просты, в исполнении реквизита к ним, ученики с интересом принимают участие. Особенно хорошо применять такие игры для учащихся первой ступени изучения физики

«Рыбная ловля»https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/11/02/s_5bdc0052f1bd3/985456_5.png

Аналогично игре «Яблоня» построена игра «Рыбная ловля». С оборотной стороны на рыбках трех различных цветов, по степени сложности, написаны вопросы. Ученик выуживает вопросы при помощи удочки, у которой вместо крючка – маленький магнитик, а на носиках у рыбок прикреплены обычные скрепки. Ученик сам выбирает себе вопросы, выбирая себе уровень сложности.

Такие игры просты, в исполнении реквизита к ним, ученики с интересом принимают участие. Особенно хорошо применять такие игры для учащихся первой ступени изучения физики.  Можно интересно оформить подведение итогов урока, если класс предварительно разбить на две команды.

Опрос учащихся с использованием кроссвордов

Заинтересованность ученика при опросе повышает его активность. Этого можно добиться, используя кроссворды, которые могут составляться по темам, или по целому разделу. Составление кроссвордов формирует у учащихся логическое мышление, умение четко и кратко задавать вопрос, способствует знакомству с дополнительной литературой.

Все игровые технологии довольно универсальны и могут быть применены учителями-предметниками любой образовательной области. Сами игровые технологии настолько разнообразны, что данную статью можно было бы расширить и другими примерами применения игровых технологий в процессе преподавания физики.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых методик в изучении физики

концепция к конкурсу "Учитель года"...

Игровые моменты на уроках физики 7 – 11 классы

Представленный ресурс поможет учащимся  развивать мыслительную деятельность путем нахождения правильных ответов, распознавания ошибок, учителю – очень быстро проверить знания учащихся....

Роль физического диктанта в изучении физики

Усвоение учащимися изученного материала через физические диктанты...

Роль игрового момента в обучении плаванию

  Роль игрового момента в обучении плаванию  групп начальной подготовки     Плавание – жизненно важный навык. Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспи...

Игровые моменты на уроке физики

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков са...

«Роль игровых постановок в изучении английского языка» ,презентация «Подводный мир»

Игровые постановки- замечательный способ дополнительной мотивации детей разных ступеней обучения. В учебной сфере происходит развитие всех УУД, в воспитательной -сплачивается  учебный коллектив, ...

Роль игровых моментов на уроках математики и физики для развития интереса к предмету

Сообщение об использовании различных игровых приемов для развития интереса к предметам....