Роль физического диктанта в изучении физики
статья по физике (7 класс) по теме
Усвоение учащимися изученного материала через физические диктанты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktant.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль физического диктанта в изучении физики.
Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту в связи с потребностью специалистов высокой квалификации в области точных наук. Поэтому задача педагога- дать глубокие знания учащимся по физике, воспитать творческого человека, способного самостоятельно изучать этот предмет.
Одним из путей повышения качества обучения учащихся является контроль знаний. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему обучению; знаниях, умениях, навыках.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания школьников, ею определяется результативность и эффективность обучения.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся – сложный этап процесса обучения. Сложный и для учителя, и для учащихся. Для учителя он сложен в теоретическом, методическом и организационном отношении, а для ребят – в психологическом плане.
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность - большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить контроль за усвоением материала. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, сочинений и рефератов.
Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента.
С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Чтобы обдумывание не было длительным и занимало примерно одинаковое время у всех учащихся, необходимо круг вопросов, отбирать которые проверяются в форме физического диктанта.
Пример: Физический диктант №1. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Как движутся молекулы в твердом теле? | Колеблются возле положения равновесия |
2 | Каким свойством обладает жидкость? | Текучесть |
3 | В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем? | Твердом |
4 | Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого? | Диффузия |
5 | Какие силы существуют между молекулами вещества? | Силы притяжения и отталкивания |
6 | Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? | Твердое, жидкое, газообразное |
7 | В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул? | Газообразном |
8 | В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем? | Жидком |
9 | В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема? | Газообразном |
10 | Как называется мельчайшая частица вещества? | Молекула |
Пример: Физический диктант №2. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какие силы существуют между молекулами вещества? | Силы притяжения и отталкивания |
2 | В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул? | Газообразном |
3 | Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? | Твердое, жидкое, газообразное |
4 | Как называется мельчайшая частица вещества? | Молекула |
5 | В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем? | Жидком |
6 | В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем? | Твердом |
7 | В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема? | Газообразном |
8 | Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого? | Диффузия |
9 | Каким свойством обладает жидкость? | Текучесть |
10 | Как движутся молекулы в твердом теле? | Колеблются возле положения равновесия |
Пример: Физический диктант №3. Тема: «Первоначальные сведения о строении вещества». 7 класс.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? | Твердое, жидкое, газообразное |
2 | В каком агрегатном состоянии вещество имеет собственную форму и объем? | Твердом |
3 | Какие силы существуют между молекулами вещества? | Силы притяжения и отталкивания |
4 | В каком агрегатном состоянии расстояния между молекулами намного больше размеров самих молекул? | Газообразном |
5 | Как движутся молекулы в твердом теле? | Колеблются возле положения равновесия |
6 | Каким свойством обладает жидкость? | Текучесть |
7 | Как называют явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого? | Диффузия |
8 | В каком состоянии вещество не меняет собственной формы и постоянного объема? | Газообразном |
9 | Как называется мельчайшая частица вещества? | Молекула |
10 | В каком состоянии вещество легко меняет свою форму, но сохраняет объем? | Жидком |
Результат:
Номер диктанта | Ученик 1 | Ученик 2 | Ученик3 | Ученик 4 | Ученик 5 |
№1 | 50% | 60% | 70% | 60% | 70% |
№2 | 60% | 70% | 80% | 70% | 90% |
№3 | 70% | 80% | 90% | 80% | 100% |
В приведенных диктантах для 7 класса в этом разделе содержится теоретический материал, но можно использовать смешанные диктанты, примерные представлены для 8 и 9 классов. Примерные физические диктанты стимулируют учащихся выучить все формулы, определения, единицы измерения физических величин, физических постоянных.
Пример: Физический диктант. Тема: «Тепловые явления». 8 класс.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Чему равна 1 калория в джоулях? | 1 кал = 4,2 Дж |
2 | В каких единицах измеряется количество теплоты (СИ)? | Джоуль |
3 | Какие существуют способы изменения внутренней энергии? | Работа и теплопередача |
4 | Запишите формулу для расчета количества теплоты, выделяющегося при сгорании топлива? | Q = qm |
5 | Как называется физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 °С? | Удельная теплоемкость вещества |
6 | Запишите формулу для расчета количества теплоты, необходимое для нагревания тела? | Q = сm(t2 - t1) |
7 | По какой формуле рассчитывается количество теплоты, выделяемое телом при охлаждении? | Q = - сm(t2 - t1) |
8 | Как называется способ теплопередачи, где энергия передается от одного тела к другому или от одной его части к другой? | Теплопроводность |
9 | Какой вид теплопередачи может осуществляться в полном вакууме? | Излучение |
10 | Как называется способ теплопередачи, где энергия переносится самими струями газа или жидкости? | Конвекция |
Пример: Физический диктант. Тема: «Законы взаимодействия и движения тел». 9 класс.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Запишите третий закон Ньютона. | F1 = ̶ F2 |
2 | Запишите закон сохранения импульса. | p1 + p2 = p׳1+ p׳2 или m1ν1x + m2ν2x = m1ν׳1x + m2ν׳2x |
3 | Как называется вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением? | Перемещение |
4 | Запишите формулу для ускорения (по определению). | |
5 | Запишите закон всемирного тяготения. | |
6 | Запишите уравнение координаты движущегося тела. | х = х0 + sх |
7 | Запишите формулу для нахождения перемещения тела при прямолинейном равноускоренном движении. | |
8 | Как называется понятие для обозначения тела, которое рассматривается как точка, имеющая массу? | Материальная точка |
9 | Запишите второй закон Ньютона. | |
10 | Что образуют система координат, тело отсчета и прибор для измерения времени относительно которой рассматривается движение тела? | Система отсчета |
Как показывает практика работы учителей, диктанты можно использовать на всех этапах обучения физики. Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль физического эксперимента на уроках физики
Данный методический материал можно использовать на уроках физики...
Выступление на ГМО: "Роль физического эксперимента на уроках физики"
«Опыт ценнее тысячи мнений, рождённых воображением» (М.В. Ломоносов)« Опыт – верховный судья теории» (Л.Д. Ландау)«Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать»...
Физические диктанты на уроках физики
В материале представлены физические диктанты которые используются на уроках. Диктанты составлены по разным темам и разной сложности. ...
«Роль физического эксперимента на уроках физики»
Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно – воспитательного процесса посредством разработки и использования на уроках экспериментальных работ учащихся....
Роль экспериментальных задач при изучении физики
Презентация покажет роль экспериментальных задач....
Роль тестов и диктантов при изучении информатики в основной школе
Статья посвящена сравнению различных форм контроля и анализу их эффективности на уроке информатики....
Роль игровых моментов при изучении физики.
Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осо...