Доклад "Ценностные ориентации ученика и его ориентиры"
методическая разработка
Выступление на ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennostnye_orientatsii_uchenika_i_ego_orientiry.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»
Учитель истории и общенствознания Озерова Т.Ф.
Ценностные ориентации ученика и его ориентиры.
Проблема культурного возрождения стоит сегодня перед обществом в целом, но перед школой в особенности, так как, с одной стороны, она участвует в формировании нормативно-ценностной основы поведения у учащихся.
Школьный класс является компонентом воспитательной организации, каковой является школа. Следовательно, он, с одной стороны, «впитывает» в себя и транслирует культуру этой воспитательной организации, а с другой – сам является «мини-организацией» со своим укладом, культурой и т.п.
Что же такое культура класса? Под ней понимается система норм, представлений, убеждений и ожиданий школьников в сфере общения и поведения в классе, отражающая принятые и выработанные ими ценности и проявляющаяся в традициях, правилах, символах и других внешних фактах.
Школьный класс, как малая группа, обладает своей культурой – с ценностями, традициями, негласными правилами, символами и т.д. Ее значение, в особенности для класса, стремящегося к развитию, невозможно переоценить. Управление развитием возможно только на основании школьной культуры, т.к. именно ценностные составляющие, а так же отношение к ним будут определять его направление.
Школьная культура выступает фактором интеграции интересов руководства, педагогов, обучающихся посредством закрепления определенных правил, поведенческих установок в конкретной ситуации, поведенческих стереотипов, связанных с осуществлением конкретной деятельности и соблюдением норм ее выполнения.
Находясь в системе коллективных отношений, член образовательного учреждения усваивает опыт, стереотипы восприятия, мышления, поведения и ценности, той профессиональной среды, к которой он принадлежит.
Согласно определению в психологическом словаре: «Ценность – понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного».
Ценности – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Ценностные ориентации являются отражением в сознании человека тех ценностей, которые признаются им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Непосредственно в малых группах происходит реальное формирование личности, создается микроклимат, который определяет комфорт и дискомфорт в отношениях, формируются позитивные и негативные черты характера, идеалы, ценности и нормы поведения. Такой воспитывающей микросредой для ученика является школьный класс со свойственной ему культурой.
Основу культуры класса составляют те идеи, взгляды, основополагающие ценности, которые разделяются всеми членами группы. Они могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы класса в целом или интересы отдельных его учеников. Это - ядро, определяющее все остальное. Из ценностей вытекает стиль поведения, общения.
Ценности ученического коллектива во многом обусловлены имеющимися в нем социальными нормами, которые представляют собой принятые и разделяемые членами данного коллектива правила, стандарты, образцы, на которые в своем поведении они ориентируются. Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. Это - индивидуальные качества и поступки, наиболее высоко оцениваемые, если не всеми, то абсолютным большинством людей в данном коллективе. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смелость, а соответствующие личностные качества рассматриваться как образец для подражания.
Не секрет, что в последнее время среди школьников довольно часто наблюдается преклонение перед культом силы, «красивой жизни», понимаемое только как внешнее материальное благополучие любой ценой. Распространение в классе таких и подобных ценностей идет вразрез с целями гуманистического воспитания, причем это противоречие ведет к формированию двойной морали школьников: на словах декларируется и одобряется одно, а на деле происходит совсем другое. Если в школе приоритет духовного над материальным как наивысшей ценности традиционен, то каждый из воспитанников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности в той или иной мере.
Ценностные ориентации влияют на установление традиций, обычаев, ритуалов. В процессе жизнедеятельности коллективов традиции переосмысливаются, наполняются новым содержанием, множатся вместе с нравственным ростом коллектива. Так, например, традиция взаимопомощи как норма внутриколлективных отношений может постепенно преобразовываться в норму взаимоотношений с другими коллективами, в норму деятельности социальной организации и общества в целом.
Наиболее характерный и знакомый каждому школьнику ритуал - это вставание учащихся при входе в класс учителя или другого взрослого человека. Этим учащиеся выражают свое уважение к учителю и взрослому. Ритуалы во многом формируют у школьников чувство коллективизма. Общие переживания, эмоциональная их направленность всегда сближают, запоминаются, оставляют след в душе школьника.
Социальные нормы, ценности, традиции, обычаи и ритуалы коллектива взаимосвязаны и образуют социально-психологическую основу такого феномена как «чувство Мы». Оно выражается в осознании человеком своей личной принадлежности к общности, к коллективу, способному защитить его, поддержать в трудные минуты жизни.
Педагог должен осознавать ответственность за демонстрируемые и транслируемые им ценности, обогащая культуру класса нормами гуманного и конструктивного общения, укрепляя в сознании воспитанников не только ценность «Я», но и ценность «Другого».
Эти и подобные им противоречия тогда становятся движущей силой развития культуры класса, когда приобретают не только объективный, но и субъективный характер, т.е. их реальное возникновение осознается или хотя бы ощущается школьниками.
Например, ценность «знание» в младшем школьном классе понимается ребятами чаще всего как условие получения хороших оценок, заслуженных поощрений и т.п. Вследствие этого и в культуре класса могут длительное время сохраняться такие явления, как болезненная конкурентность одноклассников в сфере учебы, обиды на учителя по поводу незаслуженного, по их мнению, снижения отметки и т.п. (такое наблюдается у некоторых учеников как 5 класса, так и 11). В этом случае задача педагогов - показать ребятам истинную ценность знания, развивая их познавательные интересы и мотивы. Новый смысл этой ценности вызывает необходимость изменения установившихся норм общения и поведения; удовольствие от получения лучших, чем у одноклассников, оценок сменяется для школьника увлеченностью самим процессом познания.
Чтобы знания становились нравственной ценностью для ученика, необходимо, чтобы школьник активно включался в процесс самопознания, самообразования и самовоспитания. Ориентация в учебной деятельности на общечеловеческие ценности способствует формированию в человеке добрых черт, высоконравственных потребностей.
Так, уборка в классе может быть скучной и надоевшей обязанностью, которую ребята выполняют кое-как, стремясь побыстрее освободиться и заняться своими делами. Налицо противоречие между ценностями «класс» и «моя свобода». Однако, если ту же уборку классный руководитель организует как творческий результативный труд и убедит ребят, что при этом они заботятся и о своем классе, и о себе, то их отношение к классу постепенно изменится: забота о нем станет для них не посягательством на личную свободу после уроков, а нормой, отражающей ценность класса для каждого.
Важно отметить возрастную динамику ценностей. У младших школьников свои понятия о ценностях, иные у подростков и юношей. Каждый возрастной период несет с собой новое мироощущение, новые взаимоотношения с миром духовных ценностей, выработанных человеческой культурой.
Среди старшеклассников можно провести анкетирование на тему: «Общеклассные ценности и интересы». И вот параметры:
- Основные лидеры классов
- Принято ли у вас в классе смеяться над неуспешными, слабыми, некрасивыми:
- Готовы ли вы помочь своему товарищу, если он попал в сложную ситуацию –
- Можешь ли ты рассчитывать на учебную помощь, если она тебе понадобиться?
- Как вы думаете, будете ли вы встречаться после окончания школы?
- Ты считаешь свой класс сплоченным?
- Кто из учителей играет важную роль в развитии вашего класса?
- Происходит ли в вашем классе деление по имущественному, национальному или какому-то другому признаку?
- На вопрос «Какие события, происходящие в классе наиболее сильно повлияли на вас?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентация процесса обучения на развитие учащихся через внедрение личностно – ориентированной технологии « Портфель ученика»
Изучив множество инновационных направлений в развитии современной дидактики, способных помочь найти ответы на поставленные временем вопросы, я обратила свое внимание на новую педагогическую техн...
Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»
Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...
Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида
Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...
Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...
Доклад "Ценностные ориентации ученика и его ориентиры"
Выступление на ШМО...
Учитель и ученик. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма...