Ориентация процесса обучения на развитие учащихся через внедрение личностно – ориентированной технологии « Портфель ученика»
учебно-методический материал по теме
Изучив множество инновационных направлений в развитии современной дидактики, способных помочь найти ответы на поставленные временем вопросы, я обратила свое внимание на новую педагогическую технологию « Портфель ученика».
Это личностно – ориентированная технология, так как в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Главная цель в обучении - развитие творческих способностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ориентация процесса обучения на развитие учащихся через внедрение личностно – ориентированной технологии « Портфель ученика»
Школа своим учением окажет более глубокое
влияние в том случае, когда она образование по-
ставит на почву самообразования и саморазвития
и лишь будет по мере средств и возможности по-
могать этому процессу.
П.Ф.Каптерев, педагог и психолог.
План:
1.Вступление.
Проблемы современной школы.
2. Образовательная технология «Портфель ученика»:
а) Чем обусловлен мой выбор этой технологии?
б) Понятие «Портфель ученика».
в) Принципы данной технологии.
г) Типы «Портфеля».
д) Содержание «Портфеля»
е) Вариант модели «Портфеля».
ж) Презентация работы учащихся.
3. Некоторые выводы.
1.Вступление
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть, чтобы подготовить молодого человека к полноценной жизни и труду в новых исторических условиях? Эти вопросы встают перед педагогами во всем мире, а ответы на них приводят к необходимости реформирования существующей системы школьного образования.
Почему? Сравнительный анализ математической и естественно - научной подготовки учащихся 50 стран мира по данным 3 международного исследования показал, что самые высокие показатели по математике и естествознанию имеют школьники Японии, Ю.Кореи, Сингапура и Бельгии. Результаты российских школьников попадают в среднюю промежуточную группу. По заключению комиссии, анализировавшей данные исследования, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями, а больших успехов они достигли в области владениями фактологическим материалом – области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся значительно снижает уровень их ответов. Что же касается умения применять знания для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши дети были не на высоте. Подобные исследования проводились в 1991 и 1995 годах, и показатели тестирования были близкими, т.е. за 5 лет ничего не изменилось в состоянии естественно - научного образования в России. Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о недостатках общего среднего образования в разных странах мира, в том числе и в России. Чтобы работать на общество, на будущее, необходимо понять причины недостатков и избавиться от них.
Что же требуется в будущем обществе, каковы его запросы?
Попробуем ответить на этот вопрос, ответив на другие: какой работник нужен будущему работодателю, какой специалист будет востребован?
Скорее всего, такой, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для решения проблем), обладает критическим и творческим мышлением, владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманистических знаний. Те учащиеся, которые успешно усвоят школьный курс программы, научатся применять знания в знакомой ситуации, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, вряд ли смогут рассчитывать на успех в информационном обществе. Обществу нужны, просто необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации – осознание этого факта становится достоянием сегодняшнего дня. Все больше выпускников школ и вузов понимают, насколько им нужны знания, практические и интеллектуальные умения для самоутверждения в этой жизни. Конкурсы в учебные заведения убедительно свидетельствуют об этом, и студентов не надо принуждать к посещению лекций, они сами стремятся в аудитории. В ШКОЛЕ ЖЕ ПОДОБНОГО ПЕРЕЛОМА ПОКА НЕ ПРОИЗОШЛО, НЕОБХОДИМА СУЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА, УЧИТЫВАЮЩАЯ СЛОЖИВШЕЕСЯ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ, ВЫЗВАННОЕ ТЕМ, ЧТО ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАПРАВЛЕНО НА «НЕКОЕГО СРЕДНЕГО» УЧЕНИКА.
Традиционная система образования представляет собой схему « Учитель – учебник – ученик», рассчитанную на усвоение и воспроизведение последним знаний. Изжив себя, она должна быть заменена системой « ученик – учебник – учитель», т.е. на первый план должна выйти не личность учителя, который дает знания, а ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА, КОТОРЫЙ САМ ИХ ПОЛУЧАЕТ. Личность ученика должна быть в центре внимания педагога, психолога (именно таким образом построена система образования в лидирующих странах мира), следовательно, главное направление развития системы образования во многих странах, в том числе и России, лежит на пути становления системы личностно- ориентированного обучения.
Дело тут в народной мудрости: « Кто не успел, тот опоздал». Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны не только строить собственную судьбу, но и судьбу России, надо искать и находить ,искать оптимальные варианты выхода из сложившейся ситуации, находить пути решения назревших проблем.
2. Образовательная технология «Портфель ученика».
Изучив множество инновационных направлений в развитии современной дидактики, способных помочь найти ответы на поставленные временем вопросы, я обратила свое внимание на новую педагогическую технологию « Портфель ученика». Родиной «Портфеля» являются США, называют его еще по – иному – «Портфолио», что в переводе с итальянского означает «папка с документами» или «папка специалиста», но как бы ее не называли, однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира. Так, например, в Финляндии именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования.
Почему я остановила свой выбор на этой технологии?
- Во - первых, в условиях существующей у нас классно- урочной системы занятий она легко вписывается в учебный процесс, может не затрагивать содержание обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня.
- Во – вторых, эта технология гуманистична в чисто нравственном аспекте, так как обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала учениками, но и их интеллектуальное и нравственное развитие, самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, желание помочь другим.
- В- третьих, это личностно – ориентированная технология, так как в центре учебного процесса находится ученик, его познавательная и творческая деятельность. Главная цель в обучении - развитие творческих способностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Но чтобы эти цели были достигнуты, не хватает одного звена, а именно – формирование у учащихся способности к объективной самооценке, рефлексии, говоря языком психологов. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно, как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Важно, чтобы ученик умел адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности, а данная технология дает представление о том, каким образом можно сформировать у учащихся необходимые интеллектуальные умения, умения самостоятельного критического и творческого мышления. При этом в процессе познавательной деятельности ученики учатся вести дискуссию, аргументировать собственные действия, принимаемые решения. Все это – необходимые шаги к самопознанию и, соответственно, к самооценке. Однако умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности необходимо учить так же, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками.
В чем же заключается эта технология, способствующая формированию необходимых навыков рефлексии?
Начну с понятия « «Портфель ученика». Это комплект документов, самостоятельных работ ученика, которые он по собственному выбору или по заданию учителя отбирает в свое «досье». Отбор ведется либо по одному предмету, либо по разным в течение четверти, года, либо на протяжении всех лет обучения (например, творческие письменные работы или проекты). «Портфель» или отдельные работы предваряются объяснением ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что нет, согласен ли он с оценкой учителя, какие выводы он сделал из результатов работы. Время от времени – по истечении срока, предусмотренного на «досье» либо по завершении определенного объема работ по данному разделу программы или проекта – ученик выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе, группе или на родительском собрании. В ходе выступления он должен показать свое продвижение в выбранной им области знания, доказать, что он приложил максимум усилий, и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя, родителей, группой экспертов из числа одноклассников. Он должен показать, в чем эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности в данной области. Предполагается самое активное участие со стороны родителей, которые могут оценить работу своего ребенка, представленную в его «Портфеле».
Принципы данной технологии можно сформулировать следующим образом:
- Самооценка результатов овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:
*особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения.
*умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания
*особенности коммуникативной способности ученика (в умении аргументировать свою позицию, доходчиво и лаконично объяснять материал).
- Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить успехи в какой – то области знаний, он начинает систематично отслеживать результаты своей работы с целью проанализировать их, дать объяснения,. составить собственный краткий отчет: что, на его взгляд, ему удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание. Именно эти суждения, аргументы и составляют сущность рефлексии, ради которой и используется данная технология.
- Аккуратность и эстетичность оформления « Портфеля».
- Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.
5.Наглядность и обоснованность презентации «Портфеля».
При подготовке «Портфеля» рекомендуется сосредоточить свое внимание на следующих позициях:
*самостоятельность мышления ученика;
*определение временного периода создания «Портфеля»;
*отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка);
*процесс решения проблем.
Существует три типа «Портфеля»:
«Портфель» - отчет,
«Портфель» - самооценка
«Портфель» достижений.
В начальной школе рекомендуется использовать последний, так как это самый легкий тип, он представляет собой личный выбор работ обучающимся. Учитель ставит цель: оценить прогресс в учебной деятельности, ученик сам отбирает и формирует свой «Портфель». «Портфель» - отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятииях, тесты, эссе, проектные работы и т.д. Это «Портфель» для внешнего пользователя, его цель – показать, что учащийся справился с программой обучения. «Портфель» - самооценка содержит как работы ученика, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями. Этот вариант «Портфеля» целесообразнее использовать в работе с учащимися старших классов.
Эта система разновидностей «Портфеля» не единственная, выделяют еще такие виды, как «Портфолио документации», «Портфолио процесса», «Портфолио показательный», важно не это, а прежде всего то, что эта технология призвана привлечь внимание к оценочной деятельности. Материал для оценивания собирается самим обучающимся и обсуждается с педагогом, с родителями, администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченной цели. Таким образом, это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива.
Как уже было сказано выше, разделы «Портфеля» и их наполнение может быть самым разнообразным. Автор «Портфеля» должен быть абсолютно свободен в выборе его оформления, своих комментариев, но содержание может включать следующий материал:
*титульный лист (фамилия, имя ученика, период создания - дата начала и окончания работы, данные учителя, научного руководителя)
*содержание «Портфеля»:
- краткая история успехов ученика по предмету (анализ собственных результатов, что легче дается, что труднее, в чем эти трудности)
- записи, доклады, домашние работы (хотя бы один пример, иллюстрирующий индивидуальность, оригинальность мышления ученика)
- контрольные, самостоятельные творческие работы, тесты.
- любимая работа ученика (этот раздел должен быть предварен объяснением, почему вы выбрали именно этот вид работы в качестве предпочтительного для вас)
*оценка работы (письменная рецензия родителей или независимого рецензента, учителя, самого ученика).
Представлю вариант модели «Портфеля», который с успехом может быть использован учителем в разных классах.:
Разделы «Портфеля»:
*резюме – представление себя.
*»Самостоятельные работы» - контрольные, самостоятельные, зачетные и тестовые работы и т.д.
* «Это интересно» - проблемные, творческие работы, связанные с изучаемой дисциплиной.
* «Цикада цитат» - в этом разделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке, работа с которыми поможет сформировать собственную точку зрения.
* «Полезные советы» - в этом разделе собираются советы, которые могут пригодиться в будущем».
* «Графический организатор» - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий.
Но каким бы ни было наполнение Портфеля, важно то, что эта технология является перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного учащегося, так как она отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения. Причем, портфель позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика – учебные, творческие, социальные и другие, что делает его важнейшим элементом практико- ориентированного подхода к образованию.
Раздел отзывов.
Он включает в себя оценку учащимся своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, планирование будущей работы, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками.
Можно предложить серию вопросов для рецензентов:
Каково было Ваше первое впечатление от «Портфеля»?
Что Вас удивило в комментарии ученика?
Что вызвало чувство гордости?
Что Вы можете сделать, чтобы помочь Вашему ученику в дальнейшем?
Насколько аккуратно и логично организован материал?
Насколько ребенок был самостоятелен в работе?
Как часто он консультировался с Вами?
Какие дополнительные материалы он использовал?
Как проводить презентацию «Портфеля»?
Ученики выступают перед классом, раскрывая содержание своих работ, ребята задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки. Могут они выступить с защитой Портфеля на конкурсе «Ученик года», на заседании НОУ, на родительском собрании и т.д. Одним из эффективных способов оценивания Портфеля является модель «Итог»:
И | Интересные моменты «Портфеля». Что понравилось в нем особенно? |
Т | Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)? |
О | Оценка «Портфеля» на основании собственных критериев. |
Г | Главный вывод по всему «Порфелю». |
После публичной защиты ученика состоится серьезный разговор с учителем (наставником, научным руководителем) по поводу качества «Портфеля» и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы ученика производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этого разговора может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса.
3.Некоторые выводы.
Как уже было сказано, подходы к созданию «Портфеля» могут быть самыми разными в зависимости от сроков, поставленной цели, возраста учащихся и пр. Важно то, что ребята учатся анализировать свою работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности. Их учебная деятельность при этом становится более осознанной, и более осознанной становится ответственность за свой труд. Подводя итоги, хочу отметить, что достоинства «Портфеля» или, как его еще называют, «Портфолио», несомненны. Это прекрасное средство углубления познавательных интересов, развития интеллектуальных способностей учащихся, формирования мотивации достижения успеха.
Карымова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».
Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и прин...
Метод разработка "Личностно-ориентированнная технология "Портфель ученика""
В любой стране системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа (и вуз) готовят человека к активной деят...
Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".
Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»
«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Цель моей профессиональной деятельности согласуется с целями деятельности школы. Это развитие и воспитание образованной, культурной, социально зрелой, мобильной, талантливой личности....
Из опыта работы«Внедрение личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий в развитие творческого потенциала детей с ОВЗ»
«Главное для педагога - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочк...
Использование новых педагогических технологий в процессе обучения обучающихся русскому языку в условиях личностно ориентированного обучения
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Комментарии
Материал интересен может быть
Материал интересен может быть в том плане, что в ФГОСах предполагается выход на портфолио учащихся.