Учитель и ученик. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Учитель и ученик
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
(по рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса»)
Цель открытого урока : продемонстрировать возможности
интеграции инновационных педтехнологий как один из эффективных способов
реализации учебно – воспитательных задач.
Цели мастерской (учебно – воспитательные задачи):
- работа над развитием письменной речи;
- работа с художественным текстом;
- создание условий для развития навыков творческого мышления, воображения,
самопознания, а также формирования мировоззрения;
- моделирование ситуации, когда ученик может действовать автономно и рефлексивно,
входить в группы и продуктивно функционировать в них;
- создание на уроке атмосферы психологического и эмоционального комфорта, доверия,
сотрудничества, способствующих творческому самовыражению учащихся
Оборудование:
Компьютер, проектор и SMART доска
Музыкальный файл
текстовый файл (текст рассказа Борхеса)
Ход мастерской:
1. Приветствие учителя (мастера)
Сегодня пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый создаст свое небольшое произведение. Главное –творчески выполнить задание. Перед вами рабочие листы. В течение урока вам необходимо их заполнить. После каждого задания вы графически обозначаете свой результат. + - 0
Слайд 1.
- - Хочу начать мастерскую с неожиданного (звучит музыкальный файл).
- Как вам кажется, какова тема нашей мастерской?
Посмотрите, пожалуйста, на экран, попытайтесь по изображениям догадаться, что же станет предметом нашего сегодняшнего разговора, обсуждения.
Слайд 2.
- - Правильно, вот вы и сформулировали тему мастерской (на экране появляется тема УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК). Запишите её в тетрадь (свой рабочий лист, см. приложение 2).
2. Вопросы и задания
- - Закройте глаза, прокрутите свою школьную жизнь как кинопленку, чтобы вспомнить моменты общения между учеником и учителем
- - А теперь подумайте, что же нужно в отношениях между настоящим учителем и настоящим учеником, чтобы час ученичества, миг открытия и озарения состоялся. Запишите эти слова или словосочетания в рабочих листах.(зад.1) 1,2 строки
- - «Цепочкой» каждый читает вслух, остальные дописывают, если названное считают важным.
- - Перед вами роза. Какие ассоциации возникают? Запишите на 2 строчке 1 задания
- -Кто желает поделиться?
- - Ассоциативный ряд продолжу своими словами: свидание, красота, гармония, ранимость. Когда я прочитала рассказ аргентинского писателя 20 века Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые слова. А какие у вас будут- узнаем в конце урока
3. Работа с текстом
Слайд
- - Послушайте рассказ. Текст перед вами. Используйте при подчеркивании 2 цвета
По ходу прослушивания необходимо подчеркнуть слова, предложения, передающие состояния ученика и учителя.
( !!! Рассказ читается до последнего абзаца)
- Проследим, как же меняется состояние ученика и учителя. Зачитайте
Каковы причины этих изменений?
- Как помогают цитаты оценить качество учителя и ученика?
Обозначьте это словом, ведь мы играем словом. Пусть их будет несколько, но это должны быть слова (имена существительные, а не словосочетания и предложения).( задание 2)
Ученик |
|
“Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) | Самонадеянность, невоспитан ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать. |
“…Смотрел с недоверием…” | Недоверчивость |
“Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” | Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью |
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с Парацельсом о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) | Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость |
В ходе разговора с Парацельсом меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы |
|
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” | Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен |
После гневных слов Парацельс: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” | Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..) |
После того, как Парацельс якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” | Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество Парацельса. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+- |
Учитель |
|
“Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” | Способен ценить прекрасное |
“Парацельс засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” | Спокойствие Парацельса, объясняющееся и старческой слабостью и мудростью |
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес Парацельс | Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив? |
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “Парацельс взглянул с сожалением” | Понял, что это не тот ученик, который ему нужен |
После настойчивых просьб показать чудо “Парацельс задумался” | Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры” |
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” | Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо |
После того, как юноша бросил розу в огонь: “Парацельс был невозмутим” | Мудрость |
- Послушаем, что получилось?
- Чьи слова вам показались более удачными? Поставьте отметку себе по этому заданию
- Определите, чья роль вам ближе: Роль учителя или роль ученика.
- Пересядьте на 1 ряд, кому ближе роль учителя, на 2- кому ближе роль ученика
- Как вы думаете, о чем сожалеет Парацельс?
- Почему же Парацельс, моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
4. Составление вопросов к тексту
Слайд
- - Получив текст (приложение 1) и просмотрев его, обсудите в парах и запишите в тетрадь (на лист), какие вопросы к рассказу требуют обдумывания.
- - Вопросы от пары читаются всеми вслух. Вы же записываете самые, на ваш взгляд, существенные.
- Справились с этим заданием. Чьи вопросы показались интересными?
-О каком ученике молил Бога Парацельс?
5. Работа в группах
Займите свои первоначальные места
В тексте есть фразы: «Путь- это и есть камень...»
«Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера»
Какие слова являются ключевыми? Как понимать слова Парацельца?
Работаем в группах
- Каково значение слов ВЕРА и ДОВЕРИЕ?
(работа с толковыми словарями )
ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.
ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия
– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. Парацельс требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.
– Почему Парацельс называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)
Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.
2. ПУТЬ — это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”
(К Парацельсу в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)
ПУТЬ = КАМЕНЬ
(жизнь) = (цель)
(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. Парацельс пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)
- Справились ли с этим заданием?
-Парацельс перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.
6. Задания
- - Придумайте и напишите ещё один абзац – финал рассказа. Как бы он мог закончиться? Встретятся ли учитель и ученик? Что станет с Парацельсом?
- - Прочитайте свой финал и кратко объясните (обоснуйте) такое окончание.
- - А теперь прослушайте, как Борхес закончил свой рассказ (учитель читает последний абзац).
6. Работа в группах
Слайд
- - Объединитесь в группы по 4-5 человек. Выясните, какие слова в рассказе являются многозначными, символическими?
- - Выбранные каждой группой слова зачитайте, пожалуйста. А я записываю их на доске ( Золото, Роза, Камень, Дорога, Путь, Огонь, Слово, Деньги...)
7. Задания
- - Выпишите в тетрадь (на лист) любое из этих слов.
- - Подберите к нему слова – ассоциации по смыслу и по звучанию, запишите их рядом.
- - Озвучьте свои слова всем членам группы. Допишите, что понравилось, привлекло внимание.
- - Подчеркните 3 - 4 из записанных вами сегодня на уроке слов.
8. Самостоятельная творческая работа
Слайд .
- - Напишите небольшой текст( Синквейн), включите в него подчёркнутые(ое) вами слова (о).
9. Результаты творчества
- - Поделитесь своими успехами, зачитайте созданный текст.
- Любое произведение начинается с названия. Почему рассказ-притча назван « Роза Парацельса», ведь розу принес ученик ( как его звали) Иоганн Гризебах?
- Какие ассоциации к слову роза возникают после прочтения произведения Борхеса?
- Жизнь, вечность, вера, радость для одинокого Парацельса
- - Что же нужно в отношениях между учителем и учеником?
- доверие, вера, понимание, терпение, вдохновение, благодарность
10. Итоговая рефлексия
Слайд .
Было ли вам интересно?
-Поделитесь своими впечатлениями
Понравилось вам произведение?
Благодарю всех за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)
Данная разработка является одним из примеров эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Презентация к мастерской ценностных ориентаций и творческого письма «Поклонимся великим тем годам…»
Презентация сопровождает мастерскую...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе...
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе
Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...