Учитель и ученик. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Мастерская ценностных ориентаций  и творческого письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель и ученик

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма

(по рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса»)

Цель открытого урока : продемонстрировать возможности

интеграции инновационных педтехнологий как один из эффективных способов

реализации учебно – воспитательных задач.

Цели мастерской (учебно – воспитательные задачи):

-  работа над развитием письменной речи;

-  работа с художественным текстом;

-  создание условий для развития навыков творческого мышления, воображения,              

   самопознания, а также формирования мировоззрения;

-  моделирование ситуации, когда ученик может  действовать автономно и рефлексивно,

   входить в группы и продуктивно функционировать в них;  

-  создание на уроке  атмосферы  психологического и эмоционального комфорта, доверия,  

   сотрудничества, способствующих творческому самовыражению учащихся

Оборудование:

Компьютер, проектор и SMART доска

Музыкальный файл

текстовый файл (текст рассказа Борхеса)

Ход мастерской:

1. Приветствие учителя (мастера)

Сегодня  пришли не на урок, а в мастерскую, где каждый создаст свое небольшое произведение. Главное –творчески  выполнить задание. Перед вами рабочие листы. В течение урока вам необходимо их заполнить. После каждого задания вы графически обозначаете свой результат. + - 0

Слайд 1.

  • - Хочу начать мастерскую с неожиданного (звучит музыкальный файл).

- Как вам кажется, какова тема  нашей мастерской?

Посмотрите, пожалуйста, на экран, попытайтесь по изображениям догадаться, что же станет предметом нашего сегодняшнего разговора, обсуждения.

Слайд 2.

  • - Правильно, вот вы и сформулировали тему мастерской (на экране появляется  тема УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК). Запишите её в  тетрадь (свой рабочий лист, см. приложение 2).

2.  Вопросы и задания

  • - Закройте глаза, прокрутите свою школьную жизнь как кинопленку, чтобы вспомнить моменты общения между учеником и учителем
  • - А теперь подумайте, что же нужно в отношениях  между настоящим учителем  и настоящим учеником, чтобы час ученичества, миг открытия и озарения состоялся. Запишите эти слова или словосочетания  в рабочих листах.(зад.1) 1,2 строки
  • - «Цепочкой» каждый читает вслух, остальные дописывают, если названное считают важным.
  • - Перед вами роза. Какие ассоциации возникают? Запишите на 2 строчке 1 задания
  • -Кто желает поделиться?
  • - Ассоциативный ряд продолжу своими словами: свидание, красота, гармония, ранимость. Когда я прочитала рассказ аргентинского писателя 20 века Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые слова. А какие у вас будут- узнаем в конце урока

3. Работа с текстом

Слайд

  • - Послушайте рассказ. Текст перед вами. Используйте при подчеркивании 2 цвета

           По ходу прослушивания необходимо подчеркнуть  слова, предложения, передающие состояния    ученика и учителя.

( !!! Рассказ читается до последнего абзаца)

- Проследим, как же меняется состояние ученика и учителя. Зачитайте

 Каковы причины этих изменений?

-  Как помогают цитаты оценить качество учителя и ученика?

Обозначьте это словом, ведь мы играем словом. Пусть их будет несколько, но это должны быть слова (имена существительные, а не словосочетания и предложения).( задание 2)

Ученик

 

Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото)

Самонадеянность, невоспитан ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.

“…Смотрел с недоверием…”

Недоверчивость

Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка”

Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью

“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с Парацельсом о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу)

Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость

В ходе разговора с Парацельсом меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы

 

К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения”

Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен

После гневных слов Парацельс: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь”

Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)

После того, как Парацельс якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?”

Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество Парацельса. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-

Учитель

 

Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала”

Способен ценить прекрасное

“Парацельс засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога”

Спокойствие Парацельса, объясняющееся и старческой слабостью и мудростью

После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес Парацельс

Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?

После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “Парацельс взглянул с сожалением

Понял, что это не тот ученик, который ему нужен

После настойчивых просьб показать чудо “Парацельс  задумался”

Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”

“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?”

Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо

После того, как юноша бросил розу в огонь: “Парацельс был невозмутим”

Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление

- Послушаем, что получилось?

-  Чьи слова вам показались более удачными? Поставьте отметку  себе по этому заданию

- Определите, чья роль вам ближе: Роль учителя или роль ученика.

- Пересядьте на 1 ряд, кому ближе роль учителя, на 2- кому ближе роль ученика

- Как вы думаете, о чем сожалеет Парацельс?

- Почему же Парацельс, моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?

4.  Составление вопросов к тексту

Слайд

  • - Получив текст (приложение 1)  и просмотрев его, обсудите в парах и запишите  в тетрадь (на лист), какие вопросы к рассказу требуют обдумывания.
  • - Вопросы от пары читаются всеми вслух. Вы же записываете самые, на ваш взгляд, существенные.
  • Справились с этим заданием. Чьи вопросы показались интересными?

-О каком ученике молил Бога Парацельс?

5. Работа в группах    

Займите свои первоначальные места                               

В тексте есть фразы: «Путь- это и есть камень...»

                           «Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна вера»

Какие слова являются ключевыми? Как понимать слова Парацельца?

Работаем в группах

- Каково значение слов ВЕРА и ДОВЕРИЕ?

(работа с толковыми словарями )

ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.

ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия

– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. Парацельс требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.

– Почему Парацельс называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)

Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.

2. ПУТЬ — это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”

(К Парацельсу  в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)

ПУТЬ = КАМЕНЬ

(жизнь) = (цель)

(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. Парацельс пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)

- Справились ли с этим заданием?

-Парацельс перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.

6. Задания

  • - Придумайте и напишите ещё один абзац – финал рассказа. Как бы он мог закончиться? Встретятся ли учитель и ученик? Что станет с Парацельсом?
  • - Прочитайте свой финал и кратко объясните (обоснуйте) такое окончание.

  • - А теперь прослушайте, как Борхес закончил свой рассказ (учитель  читает последний абзац).

6. Работа в группах

Слайд

  • - Объединитесь в группы по 4-5 человек. Выясните, какие слова в рассказе являются многозначными, символическими?
  • - Выбранные каждой группой слова зачитайте, пожалуйста.  А я записываю их на доске ( Золото, Роза, Камень, Дорога, Путь, Огонь, Слово, Деньги...)

7. Задания

  • - Выпишите в тетрадь (на лист) любое из этих слов.
  • - Подберите к нему слова – ассоциации по смыслу и по звучанию, запишите их рядом.
  • - Озвучьте свои слова всем членам группы. Допишите, что понравилось, привлекло внимание.
  • - Подчеркните  3 - 4 из записанных вами сегодня на уроке  слов.

8. Самостоятельная творческая работа

Слайд .

  • - Напишите небольшой текст(  Синквейн), включите в него подчёркнутые(ое) вами слова (о).

                          

9.  Результаты творчества

  • - Поделитесь своими успехами, зачитайте созданный текст.
  • Любое произведение начинается с названия. Почему рассказ-притча назван « Роза Парацельса», ведь розу принес ученик ( как его звали) Иоганн Гризебах?
  • Какие ассоциации  к слову роза возникают после прочтения произведения Борхеса?
  • Жизнь, вечность, вера, радость для одинокого Парацельса
  • - Что же нужно в отношениях между учителем и учеником?
  • доверие, вера, понимание, терпение, вдохновение, благодарность

10. Итоговая рефлексия

Слайд .

Было ли вам интересно?

-Поделитесь своими впечатлениями

Понравилось вам произведение?

Благодарю всех за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В поисках Синей птицы» (педагогическая мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по сказке Метерлинка «Синяя птица»)

Данная разработка является одним из примеров  эффективного использования технологии педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы. Эта технология применяется мною на протяжении ...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма "Венок Пушкину"...

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!»

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма «Творите, люди, на Земле добро!» разработана в соответствии с целевыми ориентациями, методическими требованиями технологии развивающег...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья»

Мастерская ценностной ориентации и  творческого письма «Семья» в 6 классе...

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе

Мастерская ценностной ориентации и творческого письма «Семья» в 6 классе(2 урока)...