Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования".
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования.
Биология — учебная дисциплина, которая обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие личности учащегося, т. к. в основе ее содержания лежит комплексный биологический подход при изучении общества и его взаимодействия с природой.
Учителю необходимо понимать, что биология — единственный школьный предмет, дающий целостное представление о биосфере и ее роли в жизни Земли. Именно поэтому цели биологического образования отличаются особой широтой. Определяя их, следует обратить внимание на то, какой вклад может внести биология в развитие таких качеств личности учащегося, как:
- искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, интерес к осмыслению ( научить познавать и делать);
- способность к нравственным поступкам, готовность к эстетическому восприятию действительности ( научить жить в ладу с самим собой);
- стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих, умение рационально проводить досуг, склонность к самореализации (научить жить вместе)
Среди разнообразных задач, стоящих перед учителем биологии, одной из важнейших остается повышение качества знаний учащихся по предмету. Качество — это нормативный уровень, которому должны соответствовать знания и умения учащихся.
В деятельности учителя по использованию современных образовательных технологий выделяются следующие направления:
- Организация и совершенствование условий для результативной образовательной деятельности;
- изучение и апробация современных образовательных технологий;
- Разработка индивидуальных образовательных технологий;
- внедрение и распространение эффективных образовательных технологий;
- разработка и внедрение системы оценки эффективности используемых образовательных технологий.
Классификация образовательных технологий
В своей профессиональной практике я выделяю шесть основных групп эффективных образовательных технологий.
- Структурно-логические технологии.
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах «от простого к сложному», «от теоретического к практическому».
Системный подход.
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.
В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом.
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал 6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение.
Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком).
Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:
Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.
Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6 по 11 класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Только 40 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, разобрать новый материал, закрепить его. И все в темпе, в темпе! Словом, урок должен проходить в напряженном ритме.
Сегодня, когда компьютер прочно вошёл в повседневную жизнь, когда наши дети свободно используют его возможности и Интернет, нам, учителям, необходимо научиться использовать эти возможности в образовательных целях. Но, ни в коем случае компьютер не должен на уроке заменять учителя и доску.
Я считаю, что применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех: и для учителей, и для детей. Но, используя компьютер на уроке, нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером учащихся не должна превышать 25-30 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков.
«Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»
Компьютерные технологии являются как мощным информационным средством, так и большим помощником учителя на уроках. Ученики привыкают к монологам и диалогам учителя, и поэтому им уроки становятся не интересными. Чтобы поднять тонус ученика и держать его внимание на протяжении всего урока, нужно подавать информацию, как в звуковой, так и в визуальной форме. А это можно осуществлять с помощью компьютера.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование видеороликов, презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование компьютера целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: объяснение новой темы, опрос, закрепление нового материала, контроль знаний.
Другими словами, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:
- мультимедийное сопровождение лекций;
- демонстрация тем и разделов учебного курса с помощью мультимедийных презентаций;
- создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
- проведение исследований, экспериментов на уроках, демонстрация отчетов учащихся об исследовании;
- обработка информации, рецензирование источников литературы, источников сети Интернет, описательное аннотирование списка литературы определённой темы;
- работа с ЦОР и ЭОР.
На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
- Тренинговые технологии.
В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков.
Тренинг — (англ. “Training” - тренировка, выработка навыков) один из видов интерактивного (т. е. с активным включением в работу участников) обучения. По статистике, при восприятии информации на слух ( лекция), запоминается около 10 %, если же информация подкреплена визуальными образами, то может усвоиться до 40 %. И только при возможности слышать, видеть и, самое главное, действовать, эффективность восприятия повышается до 60 — 70 %. Если при проведении обучающего занятия более 70 % времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, обсуждению, анализу - то это обучение можно назвать тренингом.
Треннговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Кроме того, в школьном курсе биологии предусмотрено освоение ряда навыков практической предметной деятельности. На уроках биологии бывает необходимо тренинговое занятие по обучению шестиклассников навыку настройки светового микроскопа. На таком занятии учащиеся настраивают микроскоп не с целью изучения микропреператов (они подбираются случайным образом), а с целью доведения навыков настройки до автоматизма, что позволяет существенно экономить время проведения лабораторных работ в дальнейшем.
Например: (навыковый тренинг: «Микроскоп») Один обучающийся выступает в роли ведущего, остальные выступают в роли деталей микроскопа: «Окуляр», «тубус», «объектив», «предметный столик» и т. д.. из этих деталей обучающийся — ведущий «собирает» микроскоп. Возможны варианты тренинга с соревновательным компонентом — на скорость, точность и т. д.
Этот же тренинг (только под названием «Молекула»)можно использовать при построении молекулы какого — либо вещества, например: молекулы белка, нуклеотида, молекулы АТФ и т. п. Можно добавить обсуждение особенностей соединения составных частей молекулы друг с другом, например, тип связи или энергетическая емкость связи.
Обучающий тренинг использую в таких темах, как «Антропогенез» в 8 классе при формировании познавательных УУД:
Тренинг «Кто он?»
Задание: «Загадай название предковой формы человека. С помощью наводящих вопросов остальным учащимся необходимо найти правильный ответ.
Варианты: австралопитек, кроманьонец, неандерталец, питекантроп и т. д.
Нюансы: можно задавать и открытые и закрытые вопросы.
Вопросы к де брифингу:
- Почему ты загадал именно этого предка человека?
- Какие черты тебе кажутся наиболее прогрессивными и наиболее эволюционно важными?
- На твой взгляд, каковы причины дальнейших эволюционных изменений?
Социально — психологические тренинги провожу на уроках биологии в 8 классе и на занятиях спецкурса «Формирование ЗОЖ» и « Оказание ПМП».
Тренинг «Жизненные ситуации»: в данном тренинге формируется и анализируется отношение к, допустим, людям, с заболеванием или к жизни с болезнью, формируется гражданская позиция к вредным привычкам, тренируется умение отказа от употребления наркотических препаратов, алкоголя, табачных изделий, или согласие с выбором зож и т. д.
- Проектные технологии.
Современное образовательное пространство немыслимо без интеграции проектных технологий и образовательного процесса. Проектная деятельность в работе учителя условно делится на проекты в рамках предметной учебной деятельности и общеобразовательные проекты, реализуемые во внеурочное время. Наглядным примером в моей работе могут служить выполненные ребятами проекты во время проведения предметных недель. В 2014 -2015 учебном году обучающиеся 9 -11 классов подготовили проекты на тему «Клумба в школьном дворе», в 2015 — 2016 учебном году ребята подготовили проекты о пользе и вреде некоторых продуктов питания. Обучающиеся 5 класса вместе со мной подготовили проект «Твердые бытовые отходы».
- Игровые технологии.
Игровые образовательные технологии в школе включают в себя любое взаимодействие педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета. Основная особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель трансформируется в игровую задачу. Основным преимуществом игровых технологий является возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации. Игровые технологии весьма сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной реализации.
Игровые технологии эффективны не только на первой и второй ступенях обучения, но также показывают высокие результаты в старших классах. На уроках биологии я чаще использую игровые технологии не как самодостаточную форму работы, а в качестве элемента более обширной технологии. Например, на этапе закрепления материала предлагаю учащимся выполнить имитационное упражнение, позволяющеезакрепить полученные знания и навыки в непринужденной творческой обстановке.
Игра на уроке может стать очень серьезным занятием, так как может выступать в нескольких функциях:
- Обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание.
- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятии в увлекательное приключение. Например, я провожу некоторые контрольные работы в игровой форме, где использую такие игры как: «Четвертый лишний», «Угадай ка!», «Найди ошибку».
- Коммуникативная функция – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов. Например, я использую игру «Мозаика»: ученикам раздаются конверты, в которых на листах белого картона, величиной с открытку, написаны 5 вопросов и 10 полосок с ответами (на каждый вопрос по 2 ответа, очень похожих или противоположных). Ученики должны рядом с вопросами разложить полоски с ответами, лишние полоски убрать обратно в конверт, затем все полоски с ответами нужно перевернуть ответом вниз — должна сложиться картинка, если на все вопросы даны верные ответы.
Ответы на вопросы пишутся на чистой стороне обычных поздравительных открыток: на одной открытке — правильные ответы, на другой — неверные ответы, затем обе открытки разрезаются на полоски, все полоски перемешиваются.
Например:
вопросы:
1. Плод растений семейства Крестоцветные
2. Формула цветка растений семейства Бобовые
3. Тип корневой системы у растений из класса Двудольные
4. Соцветие у растений семейства Злаки
5. Формула цветка растений семейства Розоцветные.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении. В данном случае я использую физминутки в форме игры «Био — хлоп!»
Можно использовать и такие игры:
Игра 1. «Капитан Врунгель» (проводится в парах). Все учащиеся хорошо знают этого героя и за что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками, который оформляется на отдельных листах и должен содержать 5-6 ошибок. Ученики обмениваются работами и выявляют в них ошибки. Работа оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа и правильности найденных ошибок.
Игра 2. «Кто лишний?» Может проводиться при изучении любой темы. Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее и объяснить, почему. Могут быть использованы гербарии растений, рисунки, фотографии, комнатные растения. Ученик получает конверт, в котором лежат рисунки, или гербарные листы, или просто карточка, на которой написаны названия растений. Например, спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария. (Лишний – сфагнум, так как перечислены водоросли, а сфагнум – мох).
Игра 3.«Биологическое домино». На карточках написано название вида или рода растений, относящихся к одному семейству. Приглашаются два ученика, которые получают равное количество карточек. Первый ученик кладет карточку, второй должен дополнить название вида или рода данного растения. Работа выполняется в паре, партнеры которой должны быть равными по силе.
Чаще всего учитель является «ведущим» игры, который управляет всем процессом и подводит итоги. Оценивают результаты игры, как правило, сами учащиеся. За правило надо принять то, что «ведущий» должен быть готов поощрить каждого ученика, чтобы поднять мотивацию даже самых «малоуспевающих».
Таким образом, игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов, способствует развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Благодаря игровым технологиям педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их познавательную деятельность, повысить самооценку и позволить им самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.
Биология - это точная наука. Но она может взволновать, пробудить мысли и чувства. В своей работе, готовя каждый урок, ищу и нахожу то, что помогает разбудить в ребенке чувства любви, помогает ему понять важность происходящего, заставляет удивиться и поразится! Природа-это уникальнейшая и совершеннейшая система. Важно вызвать, растеребить чувства к ней, интерес к познанию, помочь понять свое место мире.
Учитель биологии Ульянова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...
Внедрение эффективных педагогических технологий, как фактор повышения качества математического образования
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс требует не только адаптации ученика его психологической готовности к новым способам обучения, но и изменение отношения п...
ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной заметке освещаются методика работы муниципального тьютора Тимашевского района по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ – по биологии...
Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.
Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...
Мастер – класс на тему: «Структурно-логическая технология как один из элементов повышения качества биологического образования»
Мастер – класс на тему:«Структурно-логическая технология как один из элементовповышения качества биологического образования»Подготовила учитель биологии высшей категорииГБОУ ООШ с. Н...
Педагогический совет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий"
Педсовет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий". В разработке представлена классификация педтехнологий. Цель - раскрытие роли соврем...