Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
материал по теме
На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vnedrenie_sovremennykh_pedagogicheskikh_tekhnologiy_v_dopolnitelnom_obrazovanii.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение современных педагогических технологий в процесс обучения.
Новые педагогические технологии завоевывают все большую популярность среди педагогов. Они отвечают духу времени. Знание технологий, которые помогают в развитии ребенка за время его обучения, – важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на занятиях. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.
ТЕХНОЛОГИЯ – (греч.techne) – мастерство, умение, т.е. продуманный процесс воплощения цели в конкретный предмет или действие
Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели, направленные на оптимизацию процесса
Цель педагогических технологий – создание оптимальных условий и форм образования.
Педагогическая технология включает в себя три этапа:
Предварительный этап
В ходе предварительного этапа педагогу необходимо:
- провести анализ существующих технологий обучения;
- уточнить структуру педагогической технологии;
- уточнить цели и перечислить конкретные задачи;
- разработать критерии оценки результатов;
- определить условия и средства достижения целей.
Проектировочный этап
На этом этапе деятельность педагога включает:
- диагностику уровня подготовленности и индивидуально психологических особенностей обучающихся;
- отбор содержания учебного материала;
- выбор системы контроля качества усвоения с учетом выбранных критериев оценки результатов;
- проектирование этапов технологии для конкретного содержания учебного материала;
Рефлексивный этап
На этом этапе педагог оценивает результаты проектирования педагогической технологии с ориентацией на выбранные критерии, на индивидуально-психологические особенности личности конкретного обучающегося.
Педагогами дополнительного образования используются в работе современные образовательные технологии такие как:
*Личностно-ориентированное обучение
Оно сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Целью технологии личностно-ориентированного обучения является максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
*Технология индивидуального обучения
Это такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она включает в себя: индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
*Групповая технология
предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.
*Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества которая как целостная технология пока нигде не воплощена в практику, но рассыпана по сотням книг, ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. В дополнительном образовании сотрудничество распространяется на все виды отношений детей, педагогов, родителей с социальным окружением. Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
*Технология КТД (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.
*Технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)
ТРИЗ является междисциплинарной наукой, призванной объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Эта технология ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
*Технология проблемного обучения
Такая технология, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Цель этой технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
*Технология программированного обучения
Она предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучения осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
*Игровая технология
Игровая технология применяются педагогами в работе с обучающимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Она обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
*Технологии развивающего обучения.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Она включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
-разбудить активность детей;
-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
-подвести эту деятельность к процессу творчества;
-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий — дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Исследование использования новых педагогических технологий при организации деятельности учреждения дополнительного образования детей позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
-применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
-проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
-научить детей новым методам работы;
-оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
С сентября 2010 года на базе Центра детского творчества работает районная экспериментальная площадка по теме «Внедрение новых современных образовательных технологий в работе учреждения дополнительного образования», разработана программа экспериментальной работы. В экспериментальную работу включены педагоги дополнительного образования и администрация Центра.
В связи с этим с педагогами дополнительного образования была проведена большая подготовительная работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя и актуальная информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях при директоре, педагогических советах, РМО педагогов дополнительного образования, педагогических пятницах, мастер – классах.
Педагогами используются в работе современные образовательные технологии, которые соответствуют направленности творческого объединения, такие как:
-информационно – коммуникационная технология
-личностно-ориентированное обучение
-маркетинговая технология
-технология проблемного обучения
-технология педагогического диагностирования
- технология инновационной оценки «портфолио»
- игровые технологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008
Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...
Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии
Новые технологии обучения на уроках географии в школе закрытого социума...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ)
Статья посвящена проблемам развития творческих способностей участников образовательного процесса, рассмотрены возможные пути их решения в практике преподавания физики...
Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей
Рекомендация для педагогов ДОД...
Доклад: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий, направленных на здоровьесбережение.»
«Изучение и внедрение современных педагогических технологий,направленных на здоровьесбережение.»...
Выступление на методическом объединении воспитателей " Повышение качества образования и воспитания в школе-интернате через внедрение современных педагогических технологий способствующих самореализации ребенка в разных видах деятельности"
Выступление на МО воспитателей...
Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»
Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...