ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по биологии ( класс) на тему

В данной заметке освещаются методика  работы  муниципального тьютора Тимашевского района   по подготовке учащихся  к сдаче ЕГЭ – по биологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор:Ларина Т,В.- тьбтор, учитель биологии

МБОУ СОШ№13 Тимашевский район Краснодарский край

Краткая аннотация статьи.

В данной заметке освещаются методика  работы  муниципального тьютора Тимашевского района   по подготовке учащихся  к сдаче ЕГЭ – по биологии

Тьюторство –  как  педагогическая технология появилась в России недавно.

    (глагол tutor– обучать, давать уроки, наставлять)

В целях качественной подготовки выпускников ОУ   Краснодарского края  к итоговой (государственной) аттестации в форме ЕГЭ, повышения качества преподавания и профессиональной подготовки педагогов ОУ   края, путём обеспечения системного сопровождения их деятельности в муниципальных  образовательных   учреждений, на базе ККИДППО в Краснодарском крае с 2006 года создан с институт тьторства.  На базе каждого муниципалитета края     приказом управления образования  администрации муниципального образования назначены тьюторы по всем предметам. Муниципальный тьютор – высококвалифицированный, опытный специалист, владеющий достаточной информацией в области нормативно-правового, программного, учебно-методического обеспечения предметов, обладающий высоким уровнем знания содержательной и технологической базы.

Муниципальный тьютор проходит курсовую подготовку и переподготовку ежегодно в ККИДППО.

Основные задачи которые стоят перед муниципальным тьютором.

  1. Совершенствование и качественное развитие методики подготовки учащихся к ЕГЭ  по биологии.
  2.  Взаимодействие    с управлением образования муниципального образования   района, администрацией общеобразовательных учреждений, профессиональными объединениями педагогов, методической службой.
  3. Повышение  качества профессиональной подготовки педагогов-биологов  путём обеспечения системного сопровождения их деятельности.

Обязанности тьютора

  1. Систематически  повышать свой профессиональный уровень.
  2. принимать участие в планировании и реализации работы   РМО по       совершенствованию преподавания предметов.
  3. Добросовестно относиться к работе и выполнять возложенные на него обязанности.

Права тьютора

1. Участвовать в работе комиссий (аттестационных, экспертных и т.д., семинаров, совещаний; проводить семинары и совещания, относящиеся к компетенции муниципального тьютора.

2. Запрашивать и получать в установленном  порядке  от   УО   сведения

обучающихся сдающих ЕГЭ по биологии.

Тьютор муниципального образования должен владеть:

  • методикой сбора и обработки информации;
  • методикой выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов научно-методической работы;
  • навыками работы на компьютере.

 Тьютор - это педагог нового поколения - педагог консультант.

 Тьюторы- специалисты которые  должны помогать   учителям –биологам в организации деятельности,  а учащимся сдать    экзамены в форме ЕГЭ на «хорошо» и «отлично».

 Об успешности тьютора судят по краевому рейтингу муниципалитета в итоговой таблице.

Давайте вспомним составляющие успешности тьютора.

  Четыре составляющие успешности тьютора

  • Анализ ЕГЭ за прошлый год
  • Составление плана работы на новый текущий год
  • Повышение профессионального уровня
  • Организация районного межшкольного консультационного пункта для учащихся

Тьютор вместе с учителями района должны работать согласованно по разным направлениям,

таким как : Информационное  направление

 Знакомство учащихся и их родителей с процедурой проведения экзамена, со структурой КИМов,  изменениями в КИМах)

Организационное направление

Составление диагностических- тематических контрольных работ

 Проводение пробных  ЕГЭ

Методическое направление

  Организация дополнительных занятия на базе ресурсного центра-(работа межшкольного консультационного пункта)

 Проведение семинаров обучающего характера для учителей.

Диагностико – аналитическое направление

  • Анализ результатов диагностических работ.
  • Мониторинг качества знаний и умений каждого ученика района.

Выявление типичных ошибок и  плохо усвоенных тем.

Чтобы успех был закономерен, необходимо:

Для каждого ученика, сдающего ЕГЭ, с учётом его индивидуальных особенностей – психического состояния, способностей, готовности к обучению, манеры поведения – создаётся учителем биологом индивидуальный план повторения тем различных разделов биологии.  Для выявления  пробелов в знаниях и определения их объёма помогает мониторинг результатов обученности  по основным темам курса. Первичный мониторинг проводит учитель, на районных диагностических контрольных выявляет пробелы тьютор . По анализам районных контрольных работ в школы тьютор направляет  методические рекомендации. Затем учителем составляется  диагностическая карта   для учащегося, где отражена картина усвоения элементов, проверяемых в ЕГЭ.

  •   В учебные планы  учителей, начиная с 10 класса, внесена графа повторение материала за курс основной школы в сочетании с вопросами общей биологии.  На каждом уроке  от 3до 5 минут повторяется материал,  который изучался на ступени среднего звена. Опытные учителя начинают  подготовку к ЕГЭ с  самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока вводят  тестовый материал,  который аналогичен содержанию КИМов, который поможет сформировать у учащихся   умения работать с частями А.В. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок.    
  • За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
  •   Для того, чтобы подготовить и успешно сдать  учащимся этот экзамен, необходимо представлять каждому учителю уровень требований, возможную  структуру и особенности тестовых заданий, КИМов. В течение  года с учителями и учениками  проводятся занятия по отработке выполнения заданий  частей А, В.С. Необходимо научить учащихся при выполнении заданий пользоваться схемами , таблицами . На уроках усилить практическую направленность в обучении биологии.
  • Для информационной поддержки учащихся в каждой школе  на стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете биологии  размещена информация по процедуре проведения экзамена, указаны изменения в КИМах, расписание консультаций, сайты.
  • Полезные сайты при подготовке к ЕГЭ по биологии

Полезные ссылки и сайты

Адрес

Методические

рекомендации

по использованию сайтов  при подготовке

к ЕГЭ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ И САЙТЫ

1

Министерство образования и науки Российской Федерации

http://mon.gov.ru/ 

Форум учителей, новые документы

2

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

http://obrnadzor.gov.ru/ru/kontrol/ 

Утверждение сроков и единого расписания ЕГЭ

3

ФГУ "Федеральный центр тестирования" (ФЦТ)

http://www.rustest.ru/ 

Проведение ЕГЭ за пределами РФ, заполнение бланков

4

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

http://www.fipi.ru/ 

 Изучение демонстрационных КИМов; открытый сегмент

5

Федеральный портал "Российское образование"

http://www.edu.ru/ 

Итоги ЕГЭ 2009, демоварианты тестов ЕГЭ в режиме on-line, форум

6

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp 

демоварианты

7

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

http://window.edu.ru/window 

8

Официальный информационный портал единого государственного экзамена

http://www1.ege.edu.ru/content/view/21/43/ 

Краткий словарь ЕГЭ, правила проведения ЕГЭ, шкала результатов, вопрос-ответ, нормативные документы

9

Официальный информационный портал единого государственного экзамена  (ЕГЭ)

http://www.ege.edu.ru/ 

 Основные сведения о ЕГЭ, шкала результатов,   психологическая поддержка учеников и родителей, демоверсии ЕГЭ

          В кабинетах биологии Тимашевского района созданы информационные уголки, где находятся методические пособия и сборники с тестами по ЕГЭ и ГИА, тексты   ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений.

На каждого ученика заводится папка, где находятся документы,   отражающие  мониторинг подготовки к экзамену, индивидуальный план подготовки, и  диагностическая  карта подготовки, ученические  решения заданий с развернутым ответом и их оценки с комментариями.

Индивидуальный план подготовки к ЕГЭ ученицы  (ка) 11 «А» класса МОУ СОШ №

2013-2014 уч.год  Ф.И.О.______________________________________

№п/п

Темы повторения

Дата

1

Вирусы – неклеточные формы жизни

2

Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия

3

Закономерности наследственности, их цитологические основы.

4

Формы изменчивости организмов.

5

Генетика человека. Методы изучения

6

Биотехнология, клеточная и генная инженерия.

7

Царство животных. Многообразие многоклеточных и одноклеточных животных.

8

Царство Грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения.

9

Царство растений. Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов, систем органов человека.

10

Строение клеток, тканей, органов, систем органов человека.

11

Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.

12

Анализаторы. Органы чувств. Строение и функции.

13

Нейрогуморальная регуляция функции организма.

14

Гигиена человека.

15

Эволюция органического мира.

16

Экосистема и присущие им закономерности.

Диагностическая карта  по биологии  ученицы(ка) 11 «А»класса
МОУ СОШ №13   Ф.И.О.________________________________________

п/п

Элементы проверяемые в ЭГЭ

Число, месяц

1

Биология, как наука, методы исследования

2

Признаки живого

3

Уровни организации живой природы

4

Царства живой природы

5

Клеточная теория, ее основные положения

6

Химическая организация клетки

7

Строение про и эукариотических клеток

8

Метаболизм: энергетический и пластический обмен.

9

Митоз. Мейоз.

10

Разнообразие организмов: автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы. Вирусы.

11

Генетика, ее задачи

12

Закономерности наследственности

13

Изменчивость признаков у организмов

14

Генетика человека. Селекция, ее задачи

15

Биотехнология.

Царство грибов. Лишайников.

16

Царство растений

17

Животные общие признаки строение и жизнедеятельность

18

Многообразие многоклеточных и одноклеточных животных

19

Взаимосвязь животных и среды их обитания

20

Строение и жизнедеятельность организма человека: пищеварение, дыхание, кровообращение, нервная система.

21

Опора и движение, выделение, кожа, размножение.

22

Внутренняя среда организма. Иммунитет.

23

Анализаторы. Органы чувств.

24

ВНД человека. Поведение и психика.

25

Гигиена человека.

26

Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции

27

Естественный отбор результат эволюции

28

Гипотезы возникновения жизни на Земле.

29

Человек как вид, его место в системе органического мира. Этапы эволюции человека.

30

Среда обитания организмов.

31

Экосистема ее компоненты. Биосфера глобальная экосистема

Диагностическая карта контрольного тестирования по биологии

 

Ф.И. 

Не выполнены задания по темам 

Допущены ошибки по темам 

Своевременная корректировка КТП 

Диагностическая карта выпускника

Тема работы

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И..

Ф.И.

1

Краевая диагностическая контрольная работа

2

Пробный ЕГЭ

3

Краевая диагностическая контрольная работа

4

Прогнозируемый результат

  • Основная работа тьютора заключается:
  1. В  конце каждого учебного года тьюторы проводят анализ ЕГЭ и ГИА

 В анализе отражают мониторинг  успеваемости  выпускников, процент учащихся, не прошедших порог успешности. 

Распределение выпускников по уровням подготовки к ЕГЭ по биологии  в Тимашевском районе

Группы по уровню подготовки

Баллы

2012-2014

Участники ЕГЭ

2012

Участники ЕГЭ

2013

Участники ЕГЭ

2014

Баллы

2015

Участники ЕГЭ

2015

Первичный

Тестовый

Количество

%

Количество

%

Количество

%

Первичный

Тестовый

Количество

%

2 – минимальный

15 – 21

26 – 40

5

5,15

12

14

0

0

1-20

2-40

2

3

3 – удовлетворительный

22 – 26

41 – 65

65

67,01

33

38,82

31

45,58

21-41

41-65

 31

47,7

4 – хороший

47 – 60

66 – 80

23

23,71

13

15,29

25

36,76

42-52

67-79

23

35,38

5 - отличный

61 - 69

81 - 100

4

4,12

7

8,23

12

17,65

53-61

81-100

9

13,84

.  .Мониторинг распределения баллов по Тимашевскому району в сравнении со средним баллом по РФ и Краснодарскому краю

 

 

 

год

Средний балл ЕГЭ

%  не сдавших

Порог

Сдавали в районе

человек

Наивысший балл в районе

РФ

край

район

РФ

край

район

2009

53

53,5

57,8

7,7

7

5

35

48

84

2010

55.5

58

62,8

5,8

3,8

1,6

36

63

95

2011

54,2

56,4

57,28

7,3

4

2, 30

36

69

98

2012

54,3

59,3

60,2

7,5

3

1,07

36

94

93

2013

58,56

 61,9

56,86

5,96

4,0

7

36

85

93

2014

54,83

61,0

67,2

2,4

0

36

68

98

2015

53,63

 60,6

65,31

7,6

 6,2

1

36

65

99

Мониторинг распределения баллов в Тимашевском районе

Определяется средний балл за экзамен по району,  по каждой школе

  • Выстраивается рейтинг школ  по убыванию среднего балла за экзамен согласно таблице

Рейтинг школ  района

№школы

Количество

учеников

Средний балл

Средний балл по   району

Средний балл по краю  

Средний балл по России  

  • Сравнивается средний балл с Краевым и Российским баллом.
  • Проводится мониторинг по каждому заданию,  определяется процент  выполнения этого задания.

Задания части В

Кол-во учащихся получивших

0 баллов

2014год

Кол-во учащихся получивших

0 баллов

2015год

Кол-во учащихся получивших

2 балла

2014 год

Кол-во учащихся получивших

2 балла

2015 год

Темы разделов биологии

  • В конце анализа  даются рекомендации  учителям,  на какие  разделы учебного материала  необходимо обратить внимание на следующий учебный год.
  1. Каждый учебный год тьютор составляет  план   своей работы на текущий год

по совершенствованию подготовленности учителя  и ученика к ЕГЭ     

  В плане должны  быть отражены мероприятия для улучшения качества подготовки к экзаменам, сроки выполнения, ответственные, и категория слушателей, для которых проводится это мероприятие.

Ответственными   за проведение мероприятий могут быть: тьютор, методист, руководитель РМО, учителя    школ.

В содержание мероприятий должны быть включены:

  •  Семинары-практикумы для учителей, на которых проводится обучение и отработка заданий ЕГЭ с учителями.
  • Районные  и краевые контрольные работы по биологии.
  • Адресная помощь учителям  не только молодым, но и учителям школ,  показавших низкие результаты.
  • Организация консультационного пункта для учащихся школ района.
  • Должна быть запланирована  районная контрольная работа-3 часовая, по структуре и содержанию соответствующая экзамену по биологии.  

  1. В Краснодарском крае муниципальные тьюторы проходят курсовую переподготовку каждый год на базе ККИДППО.

           Она разделена на осеннюю и весеннюю сессии. На них тьюторы обмениваются опытом   работы и повышают уровень своего профессионализма.

           4. Тьютор – биолог составляет районные диагностические работы для учащихся. В      школах, согласно графику, учителя биологи их проводят по школам на местах, после чего тьютор обрабатывает данные контрольной работы. Делает анализ, с которым  тьютор знакомит учителей на заседаниях РМО

 6. . Трёх часовая контрольная работа проводится на выезде одновременно для всех учащихся в базовой школе района. На контрольной работе   ребята отрабатывают навыки по  заполнению бланков КИМов, приучаются четко,   неукоснительно  выполнять  инструкции, использующиеся в материалах ЕГЭ, к четко разборчиво писать.

 Контрольная работа проводится в феврале месяце. Анализируется в течение трёх дней и анализ результатов готовности к экзамену,  каждый учитель доводит не только до  учащихся, но и  до родителей. Если ученик получает неудовлетворительный результат, то  

родители приглашаются для беседы, на которой оговаривается и решается вопрос дальнейшей подготовки выпускника к экзамену

  Работа районного консультационного пункта.

Одним из важных  этапов  в работе тьютора по биологии является организация консультационного пункта.

   Консультационный пункт по подготовке к экзамену  по  биологии,  для учащихся 11 классов   организовывается в базовой школе района. В Тимашевском районе это МБОУ СОШ№1.

  • Составляется график работы пункта  
  • Согласовывается с методистом ЦРО.
  • Консультационые занятия проводятся 1 раз в неделю, по субботам с 15ч-17ч.
  • Консультации проводят учителя района,  у которых ученики показывают высокие результаты на экзаменах.

Все выше перечисленные методические приёмы позволяют

1.     Обеспечить  положительную мотивацию, интереса к предмету.

2.      Обеспечивает последовательность работы, переход от более простых к более сложным заданиям.

3.     Необходимый доброжелательный диалог  педагога и ученика.                   4.     Индивидуальный подход к каждому      выпускнику позволяет

добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ по биологии.

Литература

Положение о статусе муниципального тьютора Ейского района lib2podelise.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной...

Мастер – класс на тему: «Структурно-логическая технология как один из элементов повышения качества биологического образования»

Мастер – класс на тему:«Структурно-логическая технология как один из элементовповышения качества биологического образования»Подготовила учитель биологии высшей категорииГБОУ ООШ с. Н...

Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.

Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модел...

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....

Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС

Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы  в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»требует поиска принципиальн...

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования".

Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования"....