ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка по биологии ( класс) на тему
В данной заметке освещаются методика работы муниципального тьютора Тимашевского района по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ – по биологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЬЮТОРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор:Ларина Т,В.- тьбтор, учитель биологии
МБОУ СОШ№13 Тимашевский район Краснодарский край
Краткая аннотация статьи.
В данной заметке освещаются методика работы муниципального тьютора Тимашевского района по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ – по биологии
Тьюторство – как педагогическая технология появилась в России недавно.
(глагол tutor– обучать, давать уроки, наставлять)
В целях качественной подготовки выпускников ОУ Краснодарского края к итоговой (государственной) аттестации в форме ЕГЭ, повышения качества преподавания и профессиональной подготовки педагогов ОУ края, путём обеспечения системного сопровождения их деятельности в муниципальных образовательных учреждений, на базе ККИДППО в Краснодарском крае с 2006 года создан с институт тьторства. На базе каждого муниципалитета края приказом управления образования администрации муниципального образования назначены тьюторы по всем предметам. Муниципальный тьютор – высококвалифицированный, опытный специалист, владеющий достаточной информацией в области нормативно-правового, программного, учебно-методического обеспечения предметов, обладающий высоким уровнем знания содержательной и технологической базы.
Муниципальный тьютор проходит курсовую подготовку и переподготовку ежегодно в ККИДППО.
Основные задачи которые стоят перед муниципальным тьютором.
- Совершенствование и качественное развитие методики подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии.
- Взаимодействие с управлением образования муниципального образования района, администрацией общеобразовательных учреждений, профессиональными объединениями педагогов, методической службой.
- Повышение качества профессиональной подготовки педагогов-биологов путём обеспечения системного сопровождения их деятельности.
Обязанности тьютора
- Систематически повышать свой профессиональный уровень.
- принимать участие в планировании и реализации работы РМО по совершенствованию преподавания предметов.
- Добросовестно относиться к работе и выполнять возложенные на него обязанности.
Права тьютора
1. Участвовать в работе комиссий (аттестационных, экспертных и т.д., семинаров, совещаний; проводить семинары и совещания, относящиеся к компетенции муниципального тьютора.
2. Запрашивать и получать в установленном порядке от УО сведения
обучающихся сдающих ЕГЭ по биологии.
Тьютор муниципального образования должен владеть:
- методикой сбора и обработки информации;
- методикой выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов научно-методической работы;
- навыками работы на компьютере.
Тьютор - это педагог нового поколения - педагог консультант.
Тьюторы- специалисты которые должны помогать учителям –биологам в организации деятельности, а учащимся сдать экзамены в форме ЕГЭ на «хорошо» и «отлично».
Об успешности тьютора судят по краевому рейтингу муниципалитета в итоговой таблице.
Давайте вспомним составляющие успешности тьютора.
Четыре составляющие успешности тьютора
- Анализ ЕГЭ за прошлый год
- Составление плана работы на новый текущий год
- Повышение профессионального уровня
- Организация районного межшкольного консультационного пункта для учащихся
Тьютор вместе с учителями района должны работать согласованно по разным направлениям,
таким как : Информационное направление
Знакомство учащихся и их родителей с процедурой проведения экзамена, со структурой КИМов, изменениями в КИМах)
Организационное направление
Составление диагностических- тематических контрольных работ
Проводение пробных ЕГЭ
Методическое направление
Организация дополнительных занятия на базе ресурсного центра-(работа межшкольного консультационного пункта)
Проведение семинаров обучающего характера для учителей.
Диагностико – аналитическое направление
- Анализ результатов диагностических работ.
- Мониторинг качества знаний и умений каждого ученика района.
Выявление типичных ошибок и плохо усвоенных тем.
Чтобы успех был закономерен, необходимо:
Для каждого ученика, сдающего ЕГЭ, с учётом его индивидуальных особенностей – психического состояния, способностей, готовности к обучению, манеры поведения – создаётся учителем биологом индивидуальный план повторения тем различных разделов биологии. Для выявления пробелов в знаниях и определения их объёма помогает мониторинг результатов обученности по основным темам курса. Первичный мониторинг проводит учитель, на районных диагностических контрольных выявляет пробелы тьютор . По анализам районных контрольных работ в школы тьютор направляет методические рекомендации. Затем учителем составляется диагностическая карта для учащегося, где отражена картина усвоения элементов, проверяемых в ЕГЭ.
- В учебные планы учителей, начиная с 10 класса, внесена графа повторение материала за курс основной школы в сочетании с вопросами общей биологии. На каждом уроке от 3до 5 минут повторяется материал, который изучался на ступени среднего звена. Опытные учителя начинают подготовку к ЕГЭ с самых первых уроков биологии в 6 классе. В структуру урока вводят тестовый материал, который аналогичен содержанию КИМов, который поможет сформировать у учащихся умения работать с частями А.В. Подготовкой к ЕГЭ нужно заниматься постоянно, из урока в урок.
- За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 11 класса необходимо переходить к детальному повторению.
- Для того, чтобы подготовить и успешно сдать учащимся этот экзамен, необходимо представлять каждому учителю уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий, КИМов. В течение года с учителями и учениками проводятся занятия по отработке выполнения заданий частей А, В.С. Необходимо научить учащихся при выполнении заданий пользоваться схемами , таблицами . На уроках усилить практическую направленность в обучении биологии.
- Для информационной поддержки учащихся в каждой школе на стенде «Как готовиться к ЕГЭ» в кабинете биологии размещена информация по процедуре проведения экзамена, указаны изменения в КИМах, расписание консультаций, сайты.
- Полезные сайты при подготовке к ЕГЭ по биологии
№ | Полезные ссылки и сайты | Адрес | Методические рекомендации по использованию сайтов при подготовке к ЕГЭ | |
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ И САЙТЫ | ||||
1 | Министерство образования и науки Российской Федерации | Форум учителей, новые документы | ||
2 | Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | Утверждение сроков и единого расписания ЕГЭ | ||
3 | ФГУ "Федеральный центр тестирования" (ФЦТ) | Проведение ЕГЭ за пределами РФ, заполнение бланков | ||
4 | Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) | Изучение демонстрационных КИМов; открытый сегмент | ||
5 | Федеральный портал "Российское образование" | Итоги ЕГЭ 2009, демоварианты тестов ЕГЭ в режиме on-line, форум | ||
6 | Российский общеобразовательный портал | демоварианты | ||
7 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам | |||
8 | Официальный информационный портал единого государственного экзамена | Краткий словарь ЕГЭ, правила проведения ЕГЭ, шкала результатов, вопрос-ответ, нормативные документы | ||
9 | Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ) | Основные сведения о ЕГЭ, шкала результатов, психологическая поддержка учеников и родителей, демоверсии ЕГЭ |
В кабинетах биологии Тимашевского района созданы информационные уголки, где находятся методические пособия и сборники с тестами по ЕГЭ и ГИА, тексты ЕГЭ по биологии с ответами, список пособий, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ, кодификатор заданий ЕГЭ по биологии и перечень проверяемых заданиями ЕГЭ умений.
На каждого ученика заводится папка, где находятся документы, отражающие мониторинг подготовки к экзамену, индивидуальный план подготовки, и диагностическая карта подготовки, ученические решения заданий с развернутым ответом и их оценки с комментариями.
Индивидуальный план подготовки к ЕГЭ ученицы (ка) 11 «А» класса МОУ СОШ №
2013-2014 уч.год Ф.И.О.______________________________________
№п/п | Темы повторения | Дата |
1 | Вирусы – неклеточные формы жизни | |
2 | Генетика, ее задачи. Основные генетические понятия | |
3 | Закономерности наследственности, их цитологические основы. | |
4 | Формы изменчивости организмов. | |
5 | Генетика человека. Методы изучения | |
6 | Биотехнология, клеточная и генная инженерия. | |
7 | Царство животных. Многообразие многоклеточных и одноклеточных животных. | |
8 | Царство Грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения. | |
9 | Царство растений. Особенности строения и жизнедеятельности тканей и органов, систем органов человека. | |
10 | Строение клеток, тканей, органов, систем органов человека. | |
11 | Внутренняя среда организма. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. | |
12 | Анализаторы. Органы чувств. Строение и функции. | |
13 | Нейрогуморальная регуляция функции организма. | |
14 | Гигиена человека. | |
15 | Эволюция органического мира. | |
16 | Экосистема и присущие им закономерности. |
Диагностическая карта по биологии ученицы(ка) 11 «А»класса
МОУ СОШ №13 Ф.И.О.________________________________________
№ п/п | Элементы проверяемые в ЭГЭ | Число, месяц | ||||||||||||||
1 | Биология, как наука, методы исследования | |||||||||||||||
2 | Признаки живого | |||||||||||||||
3 | Уровни организации живой природы | |||||||||||||||
4 | Царства живой природы | |||||||||||||||
5 | Клеточная теория, ее основные положения | |||||||||||||||
6 | Химическая организация клетки | |||||||||||||||
7 | Строение про и эукариотических клеток | |||||||||||||||
8 | Метаболизм: энергетический и пластический обмен. | |||||||||||||||
9 | Митоз. Мейоз. | |||||||||||||||
10 | Разнообразие организмов: автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы. Вирусы. | |||||||||||||||
11 | Генетика, ее задачи | |||||||||||||||
12 | Закономерности наследственности | |||||||||||||||
13 | Изменчивость признаков у организмов | |||||||||||||||
14 | Генетика человека. Селекция, ее задачи | |||||||||||||||
15 | Биотехнология. | |||||||||||||||
Царство грибов. Лишайников. | ||||||||||||||||
16 | Царство растений | |||||||||||||||
17 | Животные общие признаки строение и жизнедеятельность | |||||||||||||||
18 | Многообразие многоклеточных и одноклеточных животных | |||||||||||||||
19 | Взаимосвязь животных и среды их обитания | |||||||||||||||
20 | Строение и жизнедеятельность организма человека: пищеварение, дыхание, кровообращение, нервная система. | |||||||||||||||
21 | Опора и движение, выделение, кожа, размножение. | |||||||||||||||
22 | Внутренняя среда организма. Иммунитет. | |||||||||||||||
23 | Анализаторы. Органы чувств. | |||||||||||||||
24 | ВНД человека. Поведение и психика. | |||||||||||||||
25 | Гигиена человека. | |||||||||||||||
26 | Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции | |||||||||||||||
27 | Естественный отбор результат эволюции | |||||||||||||||
28 | Гипотезы возникновения жизни на Земле. | |||||||||||||||
29 | Человек как вид, его место в системе органического мира. Этапы эволюции человека. | |||||||||||||||
30 | Среда обитания организмов. | |||||||||||||||
31 | Экосистема ее компоненты. Биосфера глобальная экосистема |
Диагностическая карта контрольного тестирования по биологии
№ | Ф.И. | Не выполнены задания по темам | Допущены ошибки по темам | Своевременная корректировка КТП |
Диагностическая карта выпускника
№ | Тема работы | Ф.И. | Ф.И. | Ф.И.. | Ф.И. |
1 | Краевая диагностическая контрольная работа | ||||
2 | Пробный ЕГЭ | ||||
3 | Краевая диагностическая контрольная работа | ||||
4 | Прогнозируемый результат |
- Основная работа тьютора заключается:
- В конце каждого учебного года тьюторы проводят анализ ЕГЭ и ГИА
В анализе отражают мониторинг успеваемости выпускников, процент учащихся, не прошедших порог успешности.
Распределение выпускников по уровням подготовки к ЕГЭ по биологии в Тимашевском районе
Группы по уровню подготовки | Баллы 2012-2014 | Участники ЕГЭ 2012 | Участники ЕГЭ 2013 | Участники ЕГЭ 2014 | Баллы 2015 | Участники ЕГЭ 2015 | ||||||
Первичный | Тестовый | Количество | % | Количество | % | Количество | % | Первичный | Тестовый | Количество | % | |
2 – минимальный | 15 – 21 | 26 – 40 | 5 | 5,15 | 12 | 14 | 0 | 0 | 1-20 | 2-40 | 2 | 3 |
3 – удовлетворительный | 22 – 26 | 41 – 65 | 65 | 67,01 | 33 | 38,82 | 31 | 45,58 | 21-41 | 41-65 | 31 | 47,7 |
4 – хороший | 47 – 60 | 66 – 80 | 23 | 23,71 | 13 | 15,29 | 25 | 36,76 | 42-52 | 67-79 | 23 | 35,38 |
5 - отличный | 61 - 69 | 81 - 100 | 4 | 4,12 | 7 | 8,23 | 12 | 17,65 | 53-61 | 81-100 | 9 | 13,84 |
. .Мониторинг распределения баллов по Тимашевскому району в сравнении со средним баллом по РФ и Краснодарскому краю
год | Средний балл ЕГЭ | % не сдавших | Порог | Сдавали в районе человек | Наивысший балл в районе | ||||
РФ | край | район | РФ | край | район | ||||
2009 | 53 | 53,5 | 57,8 | 7,7 | 7 | 5 | 35 | 48 | 84 |
2010 | 55.5 | 58 | 62,8 | 5,8 | 3,8 | 1,6 | 36 | 63 | 95 |
2011 | 54,2 | 56,4 | 57,28 | 7,3 | 4 | 2, 30 | 36 | 69 | 98 |
2012 | 54,3 | 59,3 | 60,2 | 7,5 | 3 | 1,07 | 36 | 94 | 93 |
2013 | 58,56 | 61,9 | 56,86 | 5,96 | 4,0 | 7 | 36 | 85 | 93 |
2014 | 54,83 | 61,0 | 67,2 | 2,4 | 0 | 36 | 68 | 98 | |
2015 | 53,63 | 60,6 | 65,31 | 7,6 | 6,2 | 1 | 36 | 65 | 99 |
Мониторинг распределения баллов в Тимашевском районе
Определяется средний балл за экзамен по району, по каждой школе
- Выстраивается рейтинг школ по убыванию среднего балла за экзамен согласно таблице
Рейтинг школ района
№школы | Количество учеников | Средний балл | Средний балл по району | Средний балл по краю | Средний балл по России |
- Сравнивается средний балл с Краевым и Российским баллом.
- Проводится мониторинг по каждому заданию, определяется процент выполнения этого задания.
Задания части В | Кол-во учащихся получивших 0 баллов 2014год | Кол-во учащихся получивших 0 баллов 2015год | Кол-во учащихся получивших 2 балла 2014 год | Кол-во учащихся получивших 2 балла 2015 год | Темы разделов биологии |
- В конце анализа даются рекомендации учителям, на какие разделы учебного материала необходимо обратить внимание на следующий учебный год.
- Каждый учебный год тьютор составляет план своей работы на текущий год
по совершенствованию подготовленности учителя и ученика к ЕГЭ
В плане должны быть отражены мероприятия для улучшения качества подготовки к экзаменам, сроки выполнения, ответственные, и категория слушателей, для которых проводится это мероприятие.
Ответственными за проведение мероприятий могут быть: тьютор, методист, руководитель РМО, учителя школ.
В содержание мероприятий должны быть включены:
- Семинары-практикумы для учителей, на которых проводится обучение и отработка заданий ЕГЭ с учителями.
- Районные и краевые контрольные работы по биологии.
- Адресная помощь учителям не только молодым, но и учителям школ, показавших низкие результаты.
- Организация консультационного пункта для учащихся школ района.
- Должна быть запланирована районная контрольная работа-3 часовая, по структуре и содержанию соответствующая экзамену по биологии.
- В Краснодарском крае муниципальные тьюторы проходят курсовую переподготовку каждый год на базе ККИДППО.
Она разделена на осеннюю и весеннюю сессии. На них тьюторы обмениваются опытом работы и повышают уровень своего профессионализма.
4. Тьютор – биолог составляет районные диагностические работы для учащихся. В школах, согласно графику, учителя биологи их проводят по школам на местах, после чего тьютор обрабатывает данные контрольной работы. Делает анализ, с которым тьютор знакомит учителей на заседаниях РМО
6. . Трёх часовая контрольная работа проводится на выезде одновременно для всех учащихся в базовой школе района. На контрольной работе ребята отрабатывают навыки по заполнению бланков КИМов, приучаются четко, неукоснительно выполнять инструкции, использующиеся в материалах ЕГЭ, к четко разборчиво писать.
Контрольная работа проводится в феврале месяце. Анализируется в течение трёх дней и анализ результатов готовности к экзамену, каждый учитель доводит не только до учащихся, но и до родителей. Если ученик получает неудовлетворительный результат, то
родители приглашаются для беседы, на которой оговаривается и решается вопрос дальнейшей подготовки выпускника к экзамену
Работа районного консультационного пункта.
Одним из важных этапов в работе тьютора по биологии является организация консультационного пункта.
Консультационный пункт по подготовке к экзамену по биологии, для учащихся 11 классов организовывается в базовой школе района. В Тимашевском районе это МБОУ СОШ№1.
- Составляется график работы пункта
- Согласовывается с методистом ЦРО.
- Консультационые занятия проводятся 1 раз в неделю, по субботам с 15ч-17ч.
- Консультации проводят учителя района, у которых ученики показывают высокие результаты на экзаменах.
Все выше перечисленные методические приёмы позволяют
1. Обеспечить положительную мотивацию, интереса к предмету.
2. Обеспечивает последовательность работы, переход от более простых к более сложным заданиям.
3. Необходимый доброжелательный диалог педагога и ученика. 4. Индивидуальный подход к каждому выпускнику позволяет
добиться хороших результатов выполнения экзаменационных работ по биологии.
Литература
Положение о статусе муниципального тьютора Ейского района lib2podelise.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных и интерактивных методик преподавания предметов гуманитарного цикла как эффективное средство повышения качества современного образования
Презентация об использовании активных и интерактивных методик при изучении предметов гуманитарного цикла...
ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной...
Мастер – класс на тему: «Структурно-логическая технология как один из элементов повышения качества биологического образования»
Мастер – класс на тему:«Структурно-логическая технология как один из элементовповышения качества биологического образования»Подготовила учитель биологии высшей категорииГБОУ ООШ с. Н...
Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модел...
Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.
Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....
Интегрированные уроки как один из эффективных форм повышения качества обученности учащихся в рамках ФГОС
Обеспечение качественного языкового образования в условиях сельской школы в контексте реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»требует поиска принципиальн...
Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования".
Доклад по теме "Эффективные педагогические технологии повышения качества биологического образования"....