Выступление на МО воспитателей. Тема: «Формирование личности воспитанника через воспитательные мероприятия, проводимые в группе»
методическая разработка

На формирование личности ребенка оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_formirovanie_lichnosti_vospitannika.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся"

Выступление на МО воспитателей.

Тема: «Формирование личности воспитанника  через воспитательные мероприятия, проводимые в группе»

Автор: Ивашко Оксана Леонидовна,

Воспитатель

Г. Троицк

На формирование личности ребенка оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование её нравственности. Понятие «нравственность» представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек: этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственная воспитанность – это качества личности, определяющиеся в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Понятие « нравственное воспитание» достаточно широко. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы произвольно правильно ориентируется в окружающей жизни. Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: отношение к « малой родине», к труду, к другим людям, к природе, к себе и своему здоровью. Таким образом, задачами воспитания являются:

-способствовать формированию у школьников представления о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;

  • создавать условия для формирования патриотических чувств: любовь к Родине, к земле, где вырос и родился;

-побуждать        к        формированию        потребностей        и        мотивов        нравственного поведения;

  • обогатить эмоциональный мир детей;

-вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;

-помочь в осознании значимости воспитания в себе нравственных качеств для формирования будущей личности.

Процесс воспитания - эта сложная, непрерывная система формирования и развития личности, включающая в себя как воздействие извне, так и внутри самой системы.

Сложность процесса воспитания в специальной коррекционной школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.

Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой длительный процесс: воспитание рассматривается как целенаправленное развитие каждого растущего человека как личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека. Целенаправленное формирование личности человека предполагает её развитие в соответствии с индивидуальными физиологическими и психологическими способностями.

В процессе воспитания необходимо формировать у ребенка ценностные ориентации и убеждения, которые будут обеспечивать следование исторически обусловленным нормам поведения.

Воспитание в специальном коррекционном учреждении осуществляется по признакам:

  1. Единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития.
  2. Доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностях детей.
  3. Воспитание в труде.
  4. Уважение к личности ребенка параллельно с разумной требовательностью. 5.Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании -

всестороннее изучение личности детей и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных особенностей детей.

Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально- значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтому определены задачи:

-способствовать формированию нравственных ценностей у школьников через систему воспитательных мероприятий

-побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к формированию себя как нравственной и гармоничной личности

- успешная социальная адаптация детей в обществе

Формируя личность ребенка ведем работу по развитию нравственного сознания, то есть совокупности чувств и эмоций, которые определяют отношение человека к миру: людям, вещам, идеям, собственному поведению, формам деятельности, принципам.

Время экономических перемен внесло в нашу жизнь новые проблемы. Это прежде всего, потеря нравственных ориентиров, резкое снижение уровня культуры, проникновение в сознание людей сомнительных ценностей, ложных идеалов (культа денег, эгоизма, обмана)

Все это становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Ни для кого не секрет, что нравственно-культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, демонстрируя их в повседневной

жизни своим поведением, общением.   Любовь   к   родным   людям, сострадание, взаимопомощь, чувство ответственности, красоты, справедливости, правдивость – вот где заложены истинные основы человеческой личности.

Задачей нравственного воспитания является формирование у детей нравственных чувств и оценок, формирование нравственного сознания, опыта поведения, которое соответствует принятым нормам и традициям.

Нравственно воспитанный – человек, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные нормы поведения.

В своей работе я стараюсь формировать у воспитанников такие качества личности как совесть, ответственность, товарищество, трудолюбие, благородство, доброта, стыд, милосердие, уважение к людям, стремление говорить правду, не делать зла, защищать добро, умение управлять собой.

Большинство   учащихся   специальных     коррекционных   школ   из   семей

«группы риска». У детей из таких семей не сформированы понятия о том, что хорошо и что плохо, отсутствуют элементарные знания о культуре поведения, плохо сформированы навыки личной гигиены, дети не умеют контактировать со сверстниками, взрослыми. У них завышенная или заниженная самооценка, повышена внушаемость и в связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние.

Известно, что у детей с ОВЗ нарушена эмоционально - волевая сфера, что также затрудняет процессы их воспитания. Кроме того, необходимо        учитывать,        что                у        некоторых                детей наблюдаются аффективные вспышки,                расторможенность,        неразвитость элементарных человеческих чувств и эмоций – страха, обиды, смущения, которые вызваны действием не только средовых факторов, но и биологическими причинами. Данное определение ещё больше затрудняет процесс обучения детей моральным нормам.

Поэтому я стараюсь, как воспитатель организовать целенаправленное педагогическое воздействие на проблемного ребенка в целях формирования у него определенных нравственных качеств, созданию условий, при которых будет идти целенаправленное воздействие на сознание и поведение ребенка.

У наших учеников с опозданием и трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Так как формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с особыми образовательными потребностями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. И для этого необходима специальная воспитательная работа.

Методы, с помощью которых происходит формирование у детей нравственных знаний: Первая группа: рассказ, беседа, разъяснение, убеждение.

Вторая группа: методы, направленные на формирование опыта общественных отношений, умений, привычек нормативного поведения, то есть практическая организация различных видов деятельности межличностного общения в различных ситуациях, упражнения, приучение.

Третья группа методов - средства воздействия на личность, которая дополнительно стимулирует, подкрепляет социально-нормативное поведение

личности или тормозят проявление социальных отклонений (поощрение, соревнование, осуждение, наказание)

В нашей школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития, и реализации личности. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т. е. коррекционно - развивающую среду.

В воспитательной работе стараюсь проводить работу по воспитанию у детей чувства дружбы, товарищества, коллективизма, которые закрепляются в совместных мероприятиях, разных видах деятельности.

Внеклассная работа должна способствовать развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений и навыков.

Любое образовательное учреждение задается целью воспитать нравственную, социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете ТЕМА: «Формирование творческой, инициативной личности в образцовой хореографической студии «Надежда»»

Главный в педагогическом прцессе - ребёнок, в творческом - ребёнок, но его рулевой - это мудрый и знающий педагог....

Роль воспитателя в формировании личности ребенка

Выступление на методическом объединении "Роль воспитателя в формировании личности ребенка"...

Выступление на ШМО по теме: «Формирование компетентности личности как основа самореализации социализации учащихся»

Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения каса...

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка.Внутренний анализ эффективности деятельности кафедр".

Выступление на педагогическом совете школы «Формирование личности и социокультурной компетенции обучаемого средствами иностранного языка»...

Выступление "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы"

Презентация к выступлению и текст выступления на тему "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы" содержит: основные теоретические выводы, ...

Выступление на МО воспитателей Тема: «Создание коррекционно-развивающей среды, стимулирующей деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества»

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными...

Выступление на семинаре «Методическая поддержка педагогов, реализующих АООП в условиях современной школы» на тему: «Формирование начальных математических представлений у воспитанников подготовительной группы и первоклассников с когнитивными нарушениями»

Основными задачами работы по передаче математических знаний, с учетом особенностей детей с когнитивными нарушениями, являются:- развитие умения воспринимать, запоминать, различать,...