Выступление "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы"
презентация к уроку
Презентация к выступлению и текст выступления на тему "Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика в условиях современной школы" содержит: основные теоретические выводы, упор сделан на формирование метапредметных умений, формирование гражданственности и патриотизма, толератности, нравственных качеств личности и творческих способностей, а также иллюстративный материал, в том числе - фотографии из личного архива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовка всесторонне развитой личности Способной самостоятельно учиться; С широким кругозором и гибким мышлением; Умеющую самостоятельно критически мыслить; Умеющую отстаивать свою точку зрения, уважая мнения других людей; Носителя нравственных и культурных ценностей; Гражданина и патриота
Особенность гуманитарных дисциплин: Формирование гражданственности; Формирование патриотизма; Воспитание толерантности; Воспитание нравственности и формирование мировоззрения; Формирование творческих способностей; Формирование коммуникативной компетентности
Метапредметные умения Л огическое мышление, умение выделять главное, анализировать , обобщать , сравнивать , систематизировать , вести аргументированную полемику, доказательно отстаивать собственное мнение.
Формирование гражданственности и патриотизма
Воспитание нравственности
Воспитание толерантности
Развитие творческих способностей
Предварительный просмотр:
Влияние гуманитарных дисциплин на формирование личности ученика
в условиях современной школы.
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, сегодня всё более востребованными становятся результаты обучения не только в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Исключительную значимость приобретает проблема подготовки всесторонне развитой личности. Современное общество требует от нас подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, с широким кругозором, гибким мышлением, умеющим самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, при этом быть носителем высоких нравственных качеств и культурных ценностей, быть гражданином и патриотом своей страны. Школа должна ребёнка: «научить учиться», и процесс обучения должен превратиться из процесса накопления знаний в процесс развития личности ученика.
Каким образом учитель, школа могут сформировать личность ребенка? Во-первых, своим личным примером. Во-вторых, с помощью того предмета, который учитель преподает. Особенностью гуманитарных дисциплин является то, что они способны влиять на развитие таких сторон личности, как гражданственность, патриотизм, толерантность, нравственность, формируют структуру ценностей и мировоззрение, творческие способности, коммуникативную компетентность.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности, ребенку необходимо сформировать метапредметные умения, которыми он может пользоваться не только на данном уроке, но и на уроках вообще и в жизни: логическое мышление, умение выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать, систематизировать, вести аргументированную полемику, доказательно отстаивать собственное мнение. Например, умение сравнивать - при изучении темы «Как учились в Древней Греции» учащиеся составляют сравнительную таблицу «Сходства и различия в обучении Древней Греции и Современной России». Историческая наука учит критически воспринимать информацию. Для этого на уроках истории ученики работают с историческими источниками, с разными мнениями ученых на один и тот же вопрос. Например, нужно проработать понятие «государство». Предлагая учащимся разные источники, можно показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному: у Ленина - одно, у Платона - другое, у Осипа Мандельштама - третье. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно, потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Метапредметный подход позволяет не заучить, а промыслить и понять.
Еще одним важным метапредметным умением является коммуникативная компетентность. Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяет большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования и мало времени отводится на развитие устной речи своих воспитанников. Основные формы коммуникации на уроках гуманитарного цикла: монолог – пересказывать, как подготовленный заранее текст, так и новый, неподготовленный – по плану, с опорой на ключевые понятия или вопросы, в свободной манере, спрашивать-отвечать, аргументировать свой ответ, защищать свое мнение, сообщать, критиковать. Например, при изучении темы «Обмен и торговля» учащиеся работают с текстом учебника и должны составить пересказ с опорой на вопросы: Как появилась торговля? Что такое бартер? Какие существовали места торговли? Что такое рынок? Роль торговли? Также используются диалог и полилог (в виде учебной беседы ученик-учитель, в парах, в группах, дискуссии, диспута, защиты проекта). Еще один метод развития коммуникативных умений – это групповая проектная работа, где учащиеся могут на себя примерить различные роли – выступающий, ассистент, корреспондент, лидер группы. Учащиеся учатся сотрудничать, и в этом сотрудничестве добиваться поставленной цели. Например, при обобщении блока тем «Школа» по обществознанию в 5 классе, учащиеся готовят групповые творческие проекты по предложенным темам «Как учились наши родители», «Наш класс», «Тема дружбы в искусстве». Учитель выдвигает критерии и делит класс на группы по жребию. Далее идет самостоятельная творческая работа и защита проекта, анализ выступлений и работ, рефлексия с само- и взаимооцениванием.
Мощным фактором формирования гражданственности и патриотизма являются предметы гуманитарного цикла, в частности история и обществознание. Воспитательная функция обусловлена самим содержанием предметов: изучая историю - формируется патриотизм, изучая обществознание - гражданственность. Например, в курсе обществознания 5 класса есть блок тем «Родина», где рассматриваются вопросы патриотизма, гражданственности, изучается государственная символика. Здесь предусматривается творческая составляющая изучения тем, например, провести урок-знакомство с культурой и традициями народов России, составить коллаж «Символ моей Родины», написать письмо сверстнику из другой страны, где рассказать о России с приложением фотографий. Только при условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника гражданской позиции, патриотизма, нравственного сознания, готовности к достойному служению Отечеству. Чтобы верно оценивать настоящее со всеми его достижениями и проблемами, необходимо знать прошлое во всей его сложности и противоречивости.
Для успешного нравственного развития личности необходимо не просто знакомить ребенка с нравственными законами общества и правилами поведения, принятыми в нем, но и целенаправленно формировать навыки нравственного поведения. Например, в курсе обществознания за 8 класс есть темы, «Мораль», «Долг и совесть», «Нравственный выбор». Но мало просто выучить теоретический материал, нужно осознанно применять его в жизни. Для этого на уроках рассматриваются ситуации и моделируется поведение в них. Например, при изучении темы «Нравственный выбор» обсуждается эпизод фильма Алексея Германа «Проверки на дорогах», когда партизанам нужно было решить – взорвать или нет мост, по которому проходит немецкое оружие на фронт, если в это время под мостом проплывает баржа с советскими военнопленными. Гуманитарные дисциплины оказывают важное влияние на осознание подростком своего места в современном обществе, формирование моральных принципов и ценностных ориентаций, способствуют становлению мировоззрения.
Еще одним важным аспектом при формировании личности в современном обществе является воспитание толерантности. Формирование нравственных качеств личности оказывает влияние и на воспитание у учащихся основ толерантности. Современный школьник должен понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, быть готовы и способным жить и действовать в многообразном мире. А, следовательно, нужно работать над формированием таких качеств личности, как уважение, доброжелательность, сдержанность, терпимость, принятие многообразия мира при сохранении своей индивидуальности. В отличие от точных дисциплин гуманитарные имеют дело только с идеальными объектами, свойства которых нельзя проверить экспериментальным путем, что приводит к существованию множества гуманитарных истин, каждая из которых имеет право на существование. История учит признавать разнообразие позиций и мнений (например, в курсе истории Древней Греции мы рассматриваем разные точки зрения античных философов на природу человека и обсуждаем их); воспитывать уважительное отношение к ценностям других людей; формировать готовность и способность вести диалог с другим людьми, достигать в нем взаимопонимания; представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику. Например, при изучении темы «Образование государства Киевская Русь» в 6 классе, говоря о призвании варягов, указываем на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является коллективная творческая деятельность. Она помогает наладить отношения между разными учащимися внутри группы ради достижения общей цели, вести диалоги, критически воспринимать аргументацию оппонентов, уметь находить нужные аргументы. Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. На современном этапе школа должна научить их жить в мире людей, людей с разным менталитетом, разной культурой, вероисповеданием. Школа должна научить понимать их и самого себя, и через это понимание прийти к собственной системе взаимоотношений с людьми и с миром, в основе которой будут лежать логика и толерантность – яркие показатели общей культуры, сознания, интеллекта отдельного человека и, как следствие, общества.
Предметы гуманитарного цикла также помогают в развитии творческих способностей ребенка, в формировании у них инициативности, самостоятельности, организаторских качеств, развитии фантазии. Конечно, для этого необходимо создать особую атмосферу доверия, ситуацию успешности трудного, но посильного для учащихся дела. Необходимо выбирать такие занятия, где можно пофантазировать, поразмышлять, предложить различные варианты. Это может быть достигнуто приемами проблемного обучения: выдвижением гипотез, постановкой проблемных вопросов, организацией дискуссий, созданием кластеров, написанием эссе (например, на тему истории России 19 века «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать»), заданиями исследовательского характера, например, задачи по поиску ошибок. Например, при изучении темы «Повседневная жизнь греков» предложить составить текст с историческими ошибками, а потом по парам проработать его. Важное место в развитии творческих способностей учащихся занимает проектная деятельность. Например, при обобщении знаний по курсу истории России - составить творческие проект - историческую игру – лото, домино, ходилка и представить ее.
Таким образом, гуманитарные дисциплины оказывают большое влияние именно на формирование личности ребенка, развивают в нем необходимые для жизни в современном обществе качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни"
Статья о создании единой системы воспитания гармонично развитой личности ребёнка в условиях современной жизни....
Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл. Мотивация к его...
ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».
«Настоящее искусств...
Формирование коммуникативной компетенции обучащихся на уроках литературы в условиях современной школы
Данная статья предназначена для учителей литературы. В ней рассказывается о том, каким образом можно формировать универсальные учебные действия на уроках литературы....
Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
Как отмечено в педагогической литературе (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...
Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы
Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...
Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы
Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...