Статья "Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся"
статья
Характеристика современного подхода к оценке образовательных результатов учащихся с презентацией - учителем-практиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie_kak_sovremennyy_podhod.docx | 21.79 КБ |
prezentatsiya_formiruyushchee_otsenivanie_kak_sovremennyy_podhod.pptx | 505.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание как современный подход
к оценке образовательных результатов учащихся.
Кондрашова Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №1» г. Курчатова.
№ слайда | Текст |
1 | Сегодня в России в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся. |
2 | На слайде мы видим различия в определениях оценки и оценивания. А также определение формирующего оценивания. Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост». |
3 | Утвердившись в определениях, я точно поняла, что, безусловно, все мы работаем согласно личностному ориентированию. Иначе и отметки были бы у всех одинаковые, и качество знаний не повышалось бы. Что же говорят об этом наши коллеги? Я обратилась к интернету. Если набрать данный вопрос в поисковике, мы увидим множество «умных», «оптимистичных», почти доходчивых информационных слайдов по теме. |
4 | Вот, например. Базовые принципы формирующего оценивания. Обо всем и ни о чем. Но не суть. Можно воспользоваться методической литературой, статьями по обобщению опыта. Но когда я рассмотрела имеющиеся варианты, я подумала, что свой опыт по данному вопросу представила бы иначе. Коллеги, на ваш взгляд, каковы принципы формирующего оценивания в нашей работе? (предполагаются ответы коллег) |
5 | Предлагаю вам лишь несколько своих вариантов принципов формирующего оценивания. Вы видите их на слайде. Это не теория. Это опыт. У вас данные принципы работают? Можно ли данный опыт транслировать? Конечно, нет. Все должно быть правильно и весело. Что делать? Вероятнее всего, учиться работать так, чтобы, действительно, всем было хорошо. Как это осуществить, пока не знаю, но о некоторых приемах работы вам расскажу. |
6 | Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не выполняет перечисленные функции. Причины этого следует искать не в способе формального выражения результатов оценивания (отметке), а в подходах к самому оцениванию: в школе оценка выполняет «карательно-управленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению стойкого страха или неприязни к школе и к самому процессу образования, то есть использование оценивания, которое не имеет четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс. |
7 | Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик . Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дельнейшее обучение и развитие. |
8 | Безусловно, все мы подошли к формирующему оцениванию с приходом ЕГЭ, а затем и ВПР. Оценивая каждый этап работы, мы приходим к общему результату, делаем выводы, намечаем дальнейший план работы. Подобная работа, безусловно, велась учителем и раньше, мы только не называли оценивание «формирующим» |
9 | Например, оценивания выразительного чтения. Еще в начальной школе учителя вместе с учащимися анализируют чтение выступающего и вместе оценивают согласно критериям. А позже ученики делают это самостоятельно. На уроках русского языка часто использую технологию «Индивидуальный маршрут». Учащийся рефлексирует и сам выбирает, готов Тли он к контролю. Таких примеров, конечно, множество. |
10 | Особая значимость формирующего оценивания открылась мне при подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку и литературе. При подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку (последний выпуск был поделен на группы по 15 человек, и это очень удобно), конечно, внимательно знакомимся с критериями оценки. После обучающих сочинений следуют самостоятельные работы учащихся. Для начала анализирую их сама согласно критериям индивидуально, следующие работы – классом (каждую работу обсуждаем на наличие каждого требования и оцениваем). |
11 | А уже в 4 четверти ребята работают в группах по 3 человека. Ценность данной работы в том, что формируется структурная зоркость при написании сочинения, внимательность при самостоятельной проверке написанного. Дети данный подход оценили высоко. И результативность его была подтверждена на ЕГЭ. |
12 | Формы, методы, техники по формирующему оцениванию учитель может выбирать сам, главное – быть компетентным и не навредить ученику своим незнанием. Ну и еще хотелось бы, чтобы труд учителя тоже оценивался с помощью адекватной формирующей оценки, предполагающей достойную материальную отметку. |
13 | Рекомендую материалы : Всероссийская научно практическая конференция «Опыт внедрения современных образовательных технологий в учебно –воспитательное пространство» Направление Управление знаниями как средство формирования компетентностей личности в современном обществе на сайте. |
14 |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оценка –определение ценности или значимости чего-нибудь. Оценивание –это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. ( Большой толковый психологический словарь) Формирующее оценивание: оценивание встроено в процесс преподавания и учения ; предполагается обсуждение учебных целей с учениками ; оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты ; ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание ; обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении ; укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении; оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания Формирующая оценка направлена на конкретного ученика!!!
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность: определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал , определить, сформирован ли тот или иной практический навык , сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу ( комплекс учебных задач).
Формирующее оценивание. Учитель знает критерии отметок и оценивает согласно критериям. Критерии совпадают с программой оценивания электронного журнала. Результаты оценивания совпадают с мнением родителей о способностях их детей. Результаты оценивания не мешают учителю успешно проходить аттестацию, получать стимулирующую оплату, иметь достойную репутацию («…этот дает качественные знания, а у этого одни двойки…») и др. ???
Основные функции оценки: констатирующая (информационная) контролирующая, регулирующая.
Критерий и его содержание(Какой результат оцениваю?) Чему учусь? Что развиваю? Уровни (Какой шкалой пользуюсь?) Как фиксируются мои результаты? Характеристику каждого уровня (По каким признакам я определяю проявление того или иного уровня?) Как я пойму, что нахожусь на том или ином уровне развития этого умения? Как я пойму, что я этому научился?
Русский язык. Часть 1. № заданий. Количество баллов. 1-7 9-15 17-25 По 1 баллу. 16 От 0 до 2 баллов 8 От 0 до 5 баллов. 26 От 0 до 4 баллов. 27 24 балла ИТОГО: 58 баллов.
Лист оценки выразительного чтения стихотворения Критерии оценки выразительного чтения стихотворения: 1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения. 2. Знание текста. Безошибочность чтения. 3.Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, логические паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса, высоты и длительности в ударении.) Умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса. 4. Проникновение в идейно-художественное содержание произведения (в чем состоит идея и замысел произведения). Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить данным произведением?). 5. Выявление своего отношения к читаемому. 6. Активное общение со слушателями. Эмоционально-образная выразительность. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные. 7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.). 8. Эффективное использование мимики и жестов. 9. Четкое и правильное произношение. 10. Простота и естественность чтения.
Работа в группах. 1-ый вариант работы 2-ой вариант работы 1. Учащийся читает своё сочинение вслух членам группы. Учащийся читает своё сочинение вслух членам группы. 2. Учащийся повторно читает сочинение, выделяя каждую часть сочинения согласно структурным требованиям. Члены группы анализируют структуру сочинения, в случае необходимости, дополняют его коллективно 3 Члены группы анализируют структуру сочинения, в случае необходимости, дополняют его коллективно Члены группы оценивают сочинение согласно критериям. 4 Учащийся оценивает своё сочинение согласно критериям. Работа над ошибками (коллективно или самостоятельно) 5 Члены группы оценивают сочинение согласно критериям. 6 Работа над ошибками (коллективно или самостоятельно)
Использование формирующего оценивания при организации образовательного процесса предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся: 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам. 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся. 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся. 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке. 5. Оценивать деятельность учащихся по критериям 6. Осуществлять обратную связь: учитель – ученик, ученик – ученик , ученик – учитель. 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем их достижений. 8. Определять место учащегося на пути достижения цели. 9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося.
РЕКОМЕНДУЮ! https:// lotvsch.edumsko.ru/uploads (МАТЕРИАЛЫ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР, УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КУСАКИНОЙ Т.В.)
Информационные ресурсы. https://infourok.ru/formiruyuschee-ocenivanie-rezultatov-obrazovatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsy https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury/ http://window.edu.ru/resource/276/39276/files/29.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...
Достоинства и недостатки современных средств оценки образовательных достижений учащихся
Сравнительный анализ средств оценки в виде таблицы...
Построение системы оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В статье содержится обобщение опыта работы по итогам реализации школьного инновационного проекта в 2013 - 2015 гг. в ходе подготовки школы к переходу на ФГОС ООО, предствлены апробированные подх...
Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС
Статья посвящена видам .формам,оценивания в зависимости от результатов ообучения(предметных,метапредметных,личностных)...
Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...
Оценка образовательных результатов учащихся
Пересмотр целевых установок и приоритетов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Оценивание позволяет учащемуся проверить свою степень готов...
Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся
В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...