Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС
статья по математике на тему
Статья посвящена видам .формам,оценивания в зависимости от результатов ообучения(предметных,метапредметных,личностных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 204.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка образовательных результатов учащихся по математике в условиях ФГОС.
Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера .
Д. Дьюи
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из важных проблем обучения, решение которой призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы мотивировали учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:
- устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;
- получать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
- отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта, и в частности в достижении планируемых результатов освоения программ основного образования;
- обеспечивать обратную связь: учитель – учащийся – родители;
- отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
- Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Комплексный подход к системе оценивания в школе позволяет вести оценку достижений обучающихся по трем группам результатов обучения: личностным, метапредметным и предметным.
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельному предмету (математике, алгебре, геометрии).
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, часто в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Под личностными результатами в стандарте понимается: становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников основной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
Особенность этой группы планируемых результатов заключаются в том, что в их описании отсутствует блок «Выпускник научится». Это значит, что личностные результаты обучающихся в полной мере с требованиями стандартов не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов описана как оценка планируемых результатов, представленных в разделах: «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия».
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Другими словами, основное содержание оценки метапредметных результатов в школе строится вокруг понятия «умение учиться».
В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно, уровень их сформированности может быть качественно оценен и измерен:
- достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;
- достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике и другим предметам с учетом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся;
- достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе или комплексных заданий, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.
По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Виды оценивания:
- стартовая диагностика;
- текущее оценивание;
- итоговое оценивание;
- нестандартизированные виды оценивания.
Стартовая диагностика
Проводится в 5-9 классах для определения:
- уровня остаточных знаний,
- сформированных УУД,
- организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».
Работы проводятся на 1-2 неделе сентября:
- Используется инструментарий , по содержанию равнозначный использованному в конце предыдущего класса;
- Позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить “зону ближайшего развития ученика.
- Результаты фиксируются в сводных таблицах, где указаны проверяемые умения, в листах индивидуальных достижений.
Текущее оценивание
Процесс оценки учителем результатов и достижений, полученных в ходе осуществляемого постоянно и систематически наблюдения за деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности, выполнения стандартизированных проверочных, контрольных ,диагностических работ и т.д. , а также выполнения нестандартизированных работ, проектов, творческих, практических работ . К текущему оцениванию можно отнести самооценивание и взаимооценивание учащихся.
Итоговое оценивание
Годовые проверочные работы (конец апреля-май)
Цель:
- оценка способности учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.
- сформированность УУД на межпредметной основе.
Последовательность действий учителя:
- определить результаты по каждому разделу в соответствии с используемым УМК;
- выделить умения, которые характеризуют достижение этого результата;
- определить умения в каждом разделе, которые характеризуют обязательный уровень достижения результата, и необходимы для обучения в следующем классе;
- определить количество и уровень заданий по каждому разделу;
- составить задания разных типов заданий: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом;
- дать характеристику каждому заданию.
Нестандартизированные виды оценивания
- проекты
- практические работы
- творческие работы
- исследовательские работы
- портфолио
- самооценка,самоанализ и т.д.
Выдвигается новый набор требований к выставлению оценки.
- Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
- Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
- За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится отдельная отметка.
- Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
- За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную работу. В таблицу требований заносятся обе отметки.
- За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.
Список литературы
- Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.
- Лукичева Е.Ю. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения математике. 2-е изд., доп. и испр. СПб.: СПб АППО, 2013.
- Стандарты второго поколения: примерные программы по учебным предметам. Математика 5–9 классы. М.: Просвещение, 2011.
4. http://beestudy.ru/sistema-ocenki-po-formirovaniju-uud-po-predmetu- matematika/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Августовское совещание учителей математики и информатики Аксубаевского муниципального района " Оценка образовательных достижений учащихся по математике"
Оценка предметных результатов обучения (2 слайд)Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для дан...
Построение системы оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО
В статье содержится обобщение опыта работы по итогам реализации школьного инновационного проекта в 2013 - 2015 гг. в ходе подготовки школы к переходу на ФГОС ООО, предствлены апробированные подх...
Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).
Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет повысить профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...
Оценка образовательных результатов учащихся
Пересмотр целевых установок и приоритетов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Оценивание позволяет учащемуся проверить свою степень готов...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ в РФ
Оценка образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС ООО из опыта работы...
Современный подход к оценке образовательных результатов учащихся
В современном обществе востребованы образованные люди, которые отличаются мобильностью, могут работать в команде, принимать на себя ответственность за принятые решения и отвечать за полученный результ...
Статья "Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся"
Характеристика современного подхода к оценке образовательных результатов учащихся с презентацией - учителем-практиком....