Статья "Особенности проектной деятельности обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) в школе-интернате"
статья (8 класс)
Активные формы обучения детей с ГУО являются актуальными и перспективными для современной школы-интерната. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в коррекционной работе школы имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Особенности проектной деятельности обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе-интернате»
Быкова Ольга Александровна,
учитель начальных классов (дефектолог),
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-
интернат № 1»
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно»
Активные формы обучения детей с ГУО являются актуальными и перспективными для современной школы-интерната. Одной из таких форм является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Метод проекта в коррекционной работе школы имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, строится с учетом психофизических возможностей обучающихся с нарушениями интеллекта и особенностей их коллективной деятельности.
В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. «Метод проектов» возник еще в начале XX века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
В 1918 г. Килпатрик пишет работу «Метод проектов», в которой рассматривает систему целевых актов педагогического процесса. Основная идея этого педагога заключалась в необходимости активной деятельности учащихся в социальном окружении. Он основывает свое понятие проекта на «теории жизненного опыта» Дьюи. Дети должны приобретать опыт и знания, решая практические проблемы в жизненных ситуациях. В своей статье «Опасности и трудности метода проектов и как их преодолеть» Килпатрик характеризует проект следующим образом: «Термин проект относится к любой единице целенаправленного опыта, к любому примеру целенаправленной деятельности, где доминирующая цель, как внутреннее побуждение, устанавливает цель действия, руководит его ходом, предоставляет стимул, его внутреннюю мотивацию. Проект, таким образом, может относиться к любому виду жизненного опыта, получение которого фактически побуждается доминирующей целью». Килпатрик выделяет 4 типа проектов.
К первому типу он относит те случаи, в которых доминирующей целью является создание чего-либо, воплощение идеи в материальную форму. Материал, из которого делают вещь, может быть разнообразным: от глины, дерева, ткани до слов и мыслей, письма, речи, поэмы, симфонии или молитвы. Продукт может быть незначительным, временным (изделие из песка на морском берегу, изготовленное ребенком) или великим и вечным (империя Александра или законы Ньютона). Критерием для отнесения замысла к проекту является характер цели.
Второй тип проекта можно определить как проект, который направлен на получение удовольствия от созерцания, что и является целью. К такого рода проектам Килпатрик относит случаи, когда мальчик видит фейерверки и поражается этим, когда его мать с подобной целью восхищается закатом или красотой Моны Лизы. Несмотря на то, что по сравнению с первым типом проектов данные проекты предполагают пассивность, этот тип переживания является проектом. Критерием также является наличие цели.
Третий тип проекта – это проект, в котором доминирующей целью является решение проблемы. Килпатрик предупреждает о том, что трудно отделить проблему от проекта. Критерием является наличие или отсутствие цели. Если человек не видит цели в решении проблемы, это не является проектом. По мнению Килпатрика, третий тип проекта подразумевает: 1) осознанную трудность, проблему, 2) цель – решить проблему.
Четвертый тип проекта представляет задания, целью которых является приобретение некоторого уровня знаний или умений. Доминирующая цель, которой является учеба, и является сущностью проектов четвертого типа .
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся с ОВЗ, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний во внеурочной деятельности. Именно поэтому классный руководитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет классного руководителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе. В определенном смысле классный руководитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии. Как учитель может создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?
К ответу на этот вопрос, ответу весьма индивидуальному у каждого участника, может подвести перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом:
- энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели;
- специалист, который компетентен в нескольких областях;
- консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам;
- руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект;
- координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем;
- эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Задачи проектной технологии. Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучающихся. Данная технология предполагает «проживание» обучающимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое обучающимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют значимость для обучающихся проекта, а это зависит от того, насколько самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить». Данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у обучающихся, но и на самореализацию их личности.
Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
- развивать у обучающихся с ОВЗ коммуникабельность и умение сотрудничать;
- обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умения искать пути решения поставленной задачи;
- развивать у обучающихся с ОВЗ исследовательские умения.
Теоретические позиции проектного обучения:
- образовательный процесс строится не на логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
- развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ.
Метод проектов направлен на:
обучение планированию:
- обучающийся должен уметь четко определить цель;
- описать основные шаги по достижению поставленной цели;
- концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы;
развитие критического мышления:
- аналитическое;
- ассоциативное;
- логическое;
- системное;
развитие творческого мышления:
- пространственное воображение;
- самостоятельный перенос теоретических знаний в практику;
- комбинаторные умения;
- прогностические умения;
умения работать с информацией:
- отбирать нужную;
- анализировать;
- систематизировать и обобщать;
- выявлять проблемы;
- выдвигать обоснованные гипотезы их решения;
- ставить эксперименты;
- статистически обрабатывать данные;
- генерировать идеи;
формирование коммуникативных компетенций:
- работать в коллективе;
- владеть культурой коммуникации;
- умение адаптироваться к действительности;
умение составлять письменный отчет:
- обучающийся должен уметь составлять план работы,
- четко презентовать информацию,
- оформлять сноски,
- иметь понятие о библиографии;
формирование позитивного отношения к работе:
- обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм;
- стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы.
Этапы работы над проектом:
- выбор темы;
- формулирование варианта проблем;
- распределение задач по группам;
- групповая или индивидуальная разработка проекта;
- защита проекта.
Какие же бывают типы проектов:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает небольшое научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.
Проектная деятельность в работе и специфика метода проектов во внеурочной деятельности
Технология проектной деятельности – личностно–ориентированное обучение, направленное на развитие учащегося. Она может использоваться практически при изучении любой темы. А так же при обобщении, закреплении и повторении учебного материала и при проведении неурочных занятий.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя. Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя. Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни. Опыт работы учителей с детьми с ГУО нашей школы-интерната показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует:
- коррекции недостатков развития ребенка;
- развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;
- формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;
- формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;
- воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;
- формированию умений публично выступать и работать в команде.
Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип “успеха”, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Результаты, которые могут быть получены после применения проектной технологии следующие:
– прочное и глубокое усвоение знаний;
– высокий уровень самостоятельной работы учащихся;
– высокий уровень научности в знаниях у учащихся;
– умение работать в группе, вести групповое обсуждение;
– сплочение детского коллектива;
– мотивация коллективных достижений.
Учащиеся 8 доп класса работали в I четверти 2023-2024 учебного года над своим первым проектом «Нарисуй «Елку победы», который выполнен в рамках Международного конкурса рисунков «Нарисуй «Елку победы», организованного Музеем победы в целях патриотического воспитания подрастающего поколения.
Проектная работа способствовала решению таких важных навыков работы небольшой группой, как организация и распределение (с помощью классного руководителя) объема работы, воспитание чувства ответственного поведения, развитие эстетического вкуса, доброты, аккуратного отношения к выполняемой работе (подготовительная работа к работе над проектом «Мы за мир!»).
Школа в современной жизни должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование. Проектная деятельность в школе-интернате способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ.
Проектная деятельность позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, как новая технология обучения, она более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Литература
- И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630),
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М.: Аркти, 2010. – 240с.
- ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования / под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.– М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
- Н.Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Окружающий мир
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе...
Рабочая адаптированная общеобразовательная программа "Изобразительная деятельность" 6-7 классы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами....
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТНМР (II вариант) 6 «А», 6 «Б», 7 «А» классов на
Программа внеурочной деятельности «Разговоры о важном» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с умеренной, т...