Выступление на Педсовете по теме: «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Классный руководитель: Бодунова Марина Владимировна
материал (5 класс)

Бодунова Марина Владимировна

Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

02.11.2020 г.

Выступление на Педсовете по теме:

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Классный руководитель: Бодунова Марина Владимировна

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:

  • Адаптацию физиологическую,
  • психологическую
  • социальную, или личностную.

Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Какими должны быть пятиклассники

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор

Возникающие проблемы:

  • очень много разных учителей;
  • непривычное расписание;
  • много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • проблемы со старшеклассниками;
  • возросший темп работы;
  • возросший объем работ в классе и д/з;
  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
  • ослабление или отсутствие контроля;
  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей; 
  • самостоятельность в работе с текстами;
  • низкий уровень развития речи;
  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
  • своеобразие подросткового возраста. 

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Возможные реакции:

  • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
  • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
  • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
  • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

Сроки адаптационного периода.

  • 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
  • 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).

Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.

1.Слабые навыки решения математических задач.

2. Плохое владение пересказом текста.

3 Невнимательность и неусидчивость.

4 Частая смена приятелей.

5. Одиночество.

6. Логопедический диагноз.

7. Социальное положение.

8. Физическое и психологическое состояние.

Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.

В 5 классе 8 учащихся: 4 девочки и 4 мальчика.

По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.

По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей, семей с достатком. В классе 2 (Ашихмин Данила, Колянова Анна) ребёнка из многодетных семей. 2 (ГерасимчукАлёна, Куцевич Мария) воспитываются матерью-одиночкой.

Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:

На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.

- на начало учебного года я, как классный руководитель, познакомилась с личными делами учащихся;

- побеседовала с предыдущим классным руководителем о ребятах, получила исчерпывающую характеристику на каждого из них;

- налажен контакт с родителями (по телефону, в приложениях Viber, WhatsApp)

-составлен план работы с классом, план работы с родителями;

- оформлен классный уголок;

- ежедневно проводились беседы, которые носили организационный характер, решались текущие вопросы;

-еженедельно проводились тематические классные часы;

- наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий;

-  знакомство с условиями проживания детей (вместе с соц. педагогом посетили семью Герасимчук А., побывала в доме Куцевич М.)

-сотрудничество с учителями-предметниками.

Учащиеся 5 класса приняли активное участие во всех предложенных школьных мероприятиях:

1.Конкурс рисунков «Дорога глазами детей»

2.Поселковый кросс, посвящённый дню освобождения Смоленщины

3. Конкурс рисунков и слоганов «Пожарная безопасность».

Приняли участие в следующих конкурсах:

1. Районный фестиваль-конкурс «Вместе мы- Россия», приуроченный к Дню народного единства. (Исаев А., Кузьмин С., Черненков И.)

2. Проведён школьный этап Рождественских чтений «Александр Невский –святой защитник земли Русской» (Исаев А., Кузьмин С., Черненков И.)

Ребята активно участвовали в уборке территории школы.

 Мною были проведены следующие тематические классные часы:

 1 сентября – Всероссийский урок, посвященный 75-летию Победы в ВОВ, Беседа «Моя дорога в школу».

3 сентября – «Мы помним тебя, Беслан!». Свеча памяти.

8 сентября – Безопасное поведение на водоёмах

9 сентября – Правила поведения в школе

10 сентября – Правила дорожного движения для велосипедистов

16 сентября – Действия в случае пожара. Эвакуация.

23 сентября –Внеклассное мероприятие, посвященное Дню освобождения Смоленщины (города Починка)

7 октября – «Если вы попали в заложники...» Ваши действия?

15 октября – Пожар в школе. Действия в случае пожара.

22 октября – Викторина «Знатоки дорожного движения»

29 октября – Безопасность на каникулах.

На своих уроках обращала внимание на следующее:

  • По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
  • Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
  • Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
  • Осуществляла индивидуальный подход к каждому ученику

В конце I семестра подвели итоги по посещаемости и успеваемости.

В I семестре в классе 3 хорошиста ( Исаев А., Балачук А.,Куцевич М.) Балачук А. закончила четверть с 2 четвёрками по математике и немецкому языку. У Коляновой А. 1 тройка по истории, у Кузьмина С.  – 2 тройки по математике и немецкому языку.

Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 38%.

Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. Проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....

«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)

Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...

Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....

Педсовет "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"

Выступление на педсовете заместителя директора по УВР +презентация....

Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.

Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене...

Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»

Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»  Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение ...