Выступление на Педсовете по теме: «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Классный руководитель: Бодунова Марина Владимировна
материал (5 класс)
Выступление на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
02.11.2020 г.
Выступление на Педсовете по теме:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Классный руководитель: Бодунова Марина Владимировна
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие:
- Адаптацию физиологическую,
- психологическую
- социальную, или личностную.
Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья пятиклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
Какими должны быть пятиклассники
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- проблемы со старшеклассниками;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
- ослабление или отсутствие контроля;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей;
- самостоятельность в работе с текстами;
- низкий уровень развития речи;
- слабое развитие навыков самостоятельной работы;
- своеобразие подросткового возраста.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Сроки адаптационного периода.
- 2 – 4 недели после начала учёбы (у большинства учащихся)
- 2 – 3 месяца после начала учёбы (у некоторых учащихся).
Факторы, влияющие на сроки адаптационного периода.
1.Слабые навыки решения математических задач.
2. Плохое владение пересказом текста.
3 Невнимательность и неусидчивость.
4 Частая смена приятелей.
5. Одиночество.
6. Логопедический диагноз.
7. Социальное положение.
8. Физическое и психологическое состояние.
Основная задача классного руководителя в период адаптации – создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки каждого ученика.
В 5 классе 8 учащихся: 4 девочки и 4 мальчика.
По физическому развитию дети разные: есть дети с крепким физическим развитием и есть дети с хроническими заболеваниями.
По социальному статусу: есть дети из полных семей, неполных, многодетных семей, семей с достатком. В классе 2 (Ашихмин Данила, Колянова Анна) ребёнка из многодетных семей. 2 (ГерасимчукАлёна, Куцевич Мария) воспитываются матерью-одиночкой.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
На начало учебного года я, как классный руководитель ознакомилась с личными делами учащихся, характеристиками.
- на начало учебного года я, как классный руководитель, познакомилась с личными делами учащихся;
- побеседовала с предыдущим классным руководителем о ребятах, получила исчерпывающую характеристику на каждого из них;
- налажен контакт с родителями (по телефону, в приложениях Viber, WhatsApp)
-составлен план работы с классом, план работы с родителями;
- оформлен классный уголок;
- ежедневно проводились беседы, которые носили организационный характер, решались текущие вопросы;
-еженедельно проводились тематические классные часы;
- наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий;
- знакомство с условиями проживания детей (вместе с соц. педагогом посетили семью Герасимчук А., побывала в доме Куцевич М.)
-сотрудничество с учителями-предметниками.
Учащиеся 5 класса приняли активное участие во всех предложенных школьных мероприятиях:
1.Конкурс рисунков «Дорога глазами детей»
2.Поселковый кросс, посвящённый дню освобождения Смоленщины
3. Конкурс рисунков и слоганов «Пожарная безопасность».
Приняли участие в следующих конкурсах:
1. Районный фестиваль-конкурс «Вместе мы- Россия», приуроченный к Дню народного единства. (Исаев А., Кузьмин С., Черненков И.)
2. Проведён школьный этап Рождественских чтений «Александр Невский –святой защитник земли Русской» (Исаев А., Кузьмин С., Черненков И.)
Ребята активно участвовали в уборке территории школы.
Мною были проведены следующие тематические классные часы:
1 сентября – Всероссийский урок, посвященный 75-летию Победы в ВОВ, Беседа «Моя дорога в школу».
3 сентября – «Мы помним тебя, Беслан!». Свеча памяти.
8 сентября – Безопасное поведение на водоёмах
9 сентября – Правила поведения в школе
10 сентября – Правила дорожного движения для велосипедистов
16 сентября – Действия в случае пожара. Эвакуация.
23 сентября –Внеклассное мероприятие, посвященное Дню освобождения Смоленщины (города Починка)
7 октября – «Если вы попали в заложники...» Ваши действия?
15 октября – Пожар в школе. Действия в случае пожара.
22 октября – Викторина «Знатоки дорожного движения»
29 октября – Безопасность на каникулах.
На своих уроках обращала внимание на следующее:
- По возможности опрашивать каждого ученика за урок не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять обратную связь и своевременно проводить коррекцию знаний
- Ставить оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока)
- Стараться не только научить, а развивать мышление ребёнка средствами своего предмета
- Осуществляла индивидуальный подход к каждому ученику
В конце I семестра подвели итоги по посещаемости и успеваемости.
В I семестре в классе 3 хорошиста ( Исаев А., Балачук А.,Куцевич М.) Балачук А. закончила четверть с 2 четвёрками по математике и немецкому языку. У Коляновой А. 1 тройка по истории, у Кузьмина С. – 2 тройки по математике и немецкому языку.
Успеваемость составила – 100%, качество знаний – 38%.
Можно считать, что адаптация в 5 классе ещё не завершена. Проблемы у некоторых воспитанников будут на протяжении всего учебного периода в школе. Эти проблемы носят социальный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В докладе представлен материал по изучению классного коллектива 5 класса.Разные виды диагностики в таблицах и диаграммах,выводы и предложения....
«Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»(Отчёт на педсовете)
Отчёт на педсовете "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"...
Родительское собрание в 5 классе на тему "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
В данной презентации вы найдёте материал к родительскому собранию, тема которого очень важна в жизни каждого школьника и его родителей....
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе"
Доклад для педсовета "Адаптация пятиклассников"...
Педсовет "Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения"
Выступление на педсовете заместителя директора по УВР +презентация....
Мастер-класс. Тема: Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения.
Формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене...
Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
Педсовет по теме «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» Это странное слово «АДАПТАЦИЯ» Термин "адаптация" имеет латинское происхождение ...