Модель учебного занятия
методическая разработка

Садыкова Оксана Владимировна

Модель учебного занятия в учреждении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Модель

учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

 практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

 познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

 которые активизируют познавательную

деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

 которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного

 (письменного) опроса, а также заданий

 различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

 психологического состояния, причин

некачественной работы, результативности работы,

 содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном

 результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного

задания в системе последующих занятий

 Приложение 2

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие и изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Орг. момент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Орг. момент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в

 стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов

 деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений)

 в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения

 – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Приложение 3

Памятка

по конструированию задач учебного занятия

Обучающие задачи

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

Любовь к малой Родине:

к родному дому, школе, семье, двору, центру

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета;

доброжелательность;

дружелюбие;

готовность сотрудничать;

вежливость

Умение заботиться:

  • доброту;
  • искренность;
  • чуткость;
  • общительность;
  • стремление помочь;
  • отзывчивость

Положительную самооценку

Младший школьный  возраст

Формировать

Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • сдержанность;
  • основы самоконтроля;
  • скромность;
  • самостоятельность;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • настойчивость;
  • выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;
  • гигиенические знания и умения;
  • оптимизм;
  • доброжелательное отношение к труду;
  • культура труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;
  • стремление помогать;
  • патриотизм;
  • активную жизненную позицию;
  • критичность;
  • оптимизм;
  • общественную активность;
  • чувство долга;
  • предприимчивость

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

умение аргументировать свою позицию;

положительную самооценку;

самокритичность;

оптимизм;

уверенность в себе;

лидерские качества;

умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • рассудительность;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • самостоятельность;
  • умение адаптироваться к новым условиям;
  • умение прогнозировать собственную де6ятельность;
  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие интересов;
  • осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;
  • общественную активность;
  • интерес к культуре и истории России;
  • стремление принести пользу обществу;
  • понимание личного и общественного значения труда;
  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
  • потребность к самопознанию;
  • умение ставить цели и реализовать их;
  • осознание значимости результата

Потребность в общении в контексте культуры:

  • умение идти на компромисс;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • умение доказать свою точку зрения;
  • умение выходить из конфликтных ситуаций;
  • знание этики семейных отношений;
  • умение организовать культурный досуг

Способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой);
  • самовоспитанию;
  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • формированию профессионально важных качеств личности;
  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

Возраст

воспитан-

ников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший  школьный

возраст

  • развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес);
  • развивать эмоциональную сферу;
  • развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
  • развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;
  • развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
  • развивать эстетические чувства

Подростки

  • развивать самопознание;
  • развивать интерес к познавательной деятельности;
  • развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;
  • развивать творческие способности;
  • формировать способы социального взаимодействия;
  • развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

  • развивать познавательные и профессиональные интересы;
  • развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
  • формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);
  • развивать самопознание;
  • развивать творческие способности

Приложение 4

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  • Изложение нового материала.
  • Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Приложение 5

Алгоритм подготовки учебного занятия

1 этап

 

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

 

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- Определение типа занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

 

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Приложение 6

Традиционные и нетрадиционные формы

организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.



Предварительный просмотр:

Учебное занятие в дополнительном образовании

Требования

к организации учебного занятия в учреждении дополнительного образования

Примерная структура занятия в УДО:

1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.

2. Актуализация знаний (повторение) - проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3. Объяснение нового материала - ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца эталона знаний и умений.

4. Закрепление - Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, на перенос в сходную или измененную ситуацию.

5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.

Планирование занятия.

Различают следующие типы и виды учебных занятий:

Типы занятий

Виды занятий

1. Вводные занятия

(изучение, усвоение нового учебного материала)

¨ лекция

¨ объяснение

¨ беседа

¨ демонстрация

¨ занятие исследовательского типа

2. Обобщающие занятия

(занятия обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного) - Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

¨ повторение

¨ обобщение

¨ занятие репродуктивного типа

¨ практическое занятие

¨ занятие - экскурсия

¨ семинар, конференция

¨ итоговое занятие

¨ обобщающая самостоятельная работа

3. Контрольные (учета и оценки знаний и умений)

¨ опрос, ¨ зачет, ¨ конкурс, ¨ концерт

¨ выставка, ¨ соревнование

4. Комбинированные

Сюда входят основные виды всех 4-х типов занятий

Методы обучения – это деятельность ребенка, ведущая к усвоению знаний и умений; деятельность педагога, управляющего процессом усвоения материала.

Формы обучения – это виды занятий, организуемые с учетом количества детей

Средства обучения – все то, что «лежит» между педагогом и ребенком и необходимо тому и другому для проведения учебных процедур.

Схема тематического планирования

(план-конспект занятия).

· Название УДО

· Название детского объединения;

· Дата, время и место проведения занятия;

· Возраст и год обучения группы (учащегося);

· Фамилия, имя, отчество (полностью) педагога, его категория, пед. стаж;

Название темы:  согласно календарно-тематическому плану

Цель занятия: указывается дифференцированно:

Образовательная цель – какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся

Развивающая цель – какой развивающий результат может дать занятие

Воспитательная цель – какие качества личности будут формироваться

Методы обучения        показ, беседа, тренинг, этюды, импровизация

Формы обучения        группой, звеньями, индивидуально

Тип и вид занятия: например, комбинированное, вводное занятие (изучение нового материала) или итоговое (обобщающее) занятие

Оборудование, наглядность и основные источники информации: можно указать основную специальную литературу, ТСО, использованные муз. произведения

Ход занятия.

В этом разделе определяются основные этапы занятия, их последовательность от вводного до заключительного, время, выделяемое на каждый из этапов, содержание каждого этапа занятия в соответствии с предложенной структурой, формы работы педагогов и детей, использование средств и методов обучения, т.е. воспроизводится «живая картина занятия». Степень ее полноты может быть различной: от подробного воспроизведения всего происходящего на занятии до схематического, позволяющего представить в общих чертах деятельность ПДО и учащихся на занятии.

1. Актуализация знаний (повторение изученного материала)

Здесь указывается, какие ранее изученные понятия и действия надо активизировать. Намечается форма контроля за ходом работы, приемы самоконтроля учащихся, их взаимопроверки.

2. Изучение нового материала, форми-рование новых умений и навыков

Указываются новые понятия и действия, которые вводятся в данной теме. Указываются предполагаемые приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся. Конкретно намечается, что должны узнать и усвоить учащиеся, какие действия научиться выполнять и каким способом.

Организация контроля.

В процессе изучения нового материала необходимо организовать контроль за усвоением новых знаний, он может включать:

1. Постановку логических вопросов.

2. Организацию обратной связи.

3. Самостоятельную работу.

3. Закрепление изученного материала

Указанные в предыдущем разделе плана действия, умения и навыки должны прочно закрепляться на занятии, главным образом в процессе самостоятельного применения. Определяется вид и тип самостоятельной работы учащихся.

Методика организации самостоятельной работы.

Самостоятельная работа должна быть организована в 4 этапа по принципу “от простого к сложному”:

1. по образцу

2. полусамостоятельно (напр., синхронно с педагогом)

3. абсолютно самостоятельно

4. творчески.

4. Итоги занятия

 Результаты достижения цели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования учебного занятия. Деятельностная модель ФГОС: от теории к практике.

Данное методическое пособие демонстрирует технологию проектирования учебного занятия на деятельностной основе в условиях реализации стандартов второго поколения....

« Учебное занятие в учреждении дополнительного образования – модель деятельности педагога и детского коллектива»

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, ...

Памятка для педагогов "Модель учебного занятия"

Памятка "Модель учебного занятия"  в виде схемы-таблицы, в которой в простой доступной форме изложены все этапы учебного занятия, сформулированы задачи каждого этапа, содержание деятель...

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ...

Методическая разработка учебного занятия Построение модели робота для следования по линии

В Методической разработке учебного занятия Построение модели робота для следования по линии предложен вариант занятия для обучения детей 10-14-ти лет основам программного оуправления роботом...

Учебное занятие по изготовлению модели ракеты «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН»

Мы предлагаем  совершить экскурсию на «Союз» и «Аполлон», познакомиться с их устройством, а также с теми изменениями, которые внесены в их конструкции в связи с предстоящи...

Вступительная статья для методического пособия с мультимедийными презентациями моделей учебных занятий для 5 класса по курсу «Литература Вятского края».

Мультимедийное пособие адресовано учителям русского языка и литературы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, руководителям курсов внеурочной деятельности, работающим по прогр...