Технология проектирования учебного занятия. Деятельностная модель ФГОС: от теории к практике.
методическая разработка по теме
Данное методическое пособие демонстрирует технологию проектирования учебного занятия на деятельностной основе в условиях реализации стандартов второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностная модель ФГОС:
от теории к практике.
В.А.Основина, профессор кафедры Управления ИПКПРО
Проектирование и организация учебного процесса
на компетентностной (деятельностной) основе
Состояние освоения и реализации действующего государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области
В процессе изучения состояния деятельности школ по освоению и реализации действующего государственного стандарта общего образования было проведено исследование с охватом 283 педагогических работников. В ходе исследования было выявлено следующее:
1) 92,1 % респондентов при проектировании и организации учебного процесса используют старые целевые установки: «дать представление о…», « ввести …», «показать….» и т.п. и под них отбирают учебный материал, без предоставления ученику права выбора уровня сложности программного материала;
2) 78,3 % не владеют современными педагогическими технологиями; не умеют использовать оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся для организации продуктивной деятельности учителя и учащихся;
3) 98,7 % респондентов не реализуют требования Федерального компонента государственного стандарта о формировании общих учебных умений, навыков и способов деятельности, хотя они являются необходимым условием развития и социализации учащихся;
4) у 79,7 % педагогов преобладающими формами организации учебно-познавательной деятельности являются фронтальные;
5) 87, 3 % педагогов используют устаревшие контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые не обеспечивают: выявление уровня сформированности системы знаний, уровня овладения учащимися умениями и навыками, способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; предоставление ученику права выбора уровня сложности КИМа в соответствии с его учебными возможностями и способностями; объективность оценки уровня подготовки учащихся;
В совокупности выявленные проблемы приводят к несоответствию школьной оценки результатам ЕГЭ и другим формам внешнего независимого контроля знаний.
Цели и задачи образования, стоящие перед современной школой, определены Концепцией модернизации российского образования, получили своё дальнейшее развитие в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков (УУД), т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»
Целями основного общего образования являются:
- Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- Приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет основные задачи:
- усиление личностной ориентации содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на приобретение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач
Сравните:
Требования к результатам | |
Стандарт 2004 года | Стандарт второго поколения |
понятие пространственных фигур (куб, многогранник) - по изображению, модели | нахождение фигур в окружающем пространстве, работа с моделями (раскрашивание граней, получение отпечатков вершин, граней, ребер, выполнение сечений и развертки) и др. |
Результат - узнавание и называние пространственных фигур | Результат - умение работать с пространственными фигурами, простейшие представления планиметрии, основы для формирования пространственного мышления. |
2. Впервые в содержании школьного образования на каждой ступени выделены
Универсальные учебные действия (УУД):
-личностные (желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности)
- регулятивные (планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления)
- познавательные (читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;)
- знаково- предметные (понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме)
- коммуникативные (участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения)
планируемые результаты:
- личностные
- предметные
- метапредметные (использование усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, достигаются за счет формирования УУД)
Например, вот так может выглядеть самостоятельная работа по физике ( деятельностный подход)
1.Опишите явление диффузии по плану изучения явления.
2. Приведите примеры данного явления в природе, быту.
3. Объясните процесс засолки огурцов.
4. Предложите способ быстрой засолки огурцов. Обоснуйте его.
5.Почему сельдь, плавая в соленой океанской воде, не просаливается.
Таблица №1
Ожидаемые результаты
(метапредметные)
Познавательная деятельность (познавательные УУД) | Информационно – коммуникативная деятельность (коммуникативные УУД) | Рефлексивная деятельность ( регулятивные УУД) |
Выпускник основной школы | ||
- использует для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование); - умеет определять структуру объекта познания, находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого; - умеет разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; - определяет адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; -комбинирует известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; -умеет сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; -умеет различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы; - исследует несложные практические ситуации, выдвижения предположения, понимает необходимость их проверки на практике; - использует практические и лабораторные работы, несложные эксперименты для доказательства выдвигаемых предложений; - описывает результаты этих работ; - умеет творчески решать учебные и практические задачи: умеет мотивированно отказаться от образца, искать оригинальные решения и самостоятельно выполнять различные творческие работы; - участвует в проектной деятельности. | - адекватно воспринимает устную речь и способен передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; -владеет осознанным беглым чтением текстов различных стилей и жанров; - проводит информационно-смысловой анализ текста, используя при этом различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое). - владеет монологической и диалогической речью, умеет вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); - умеет создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно); -умеет составлять план, тезисы, конспект, приводит примеры, подбирает аргументы, формулирует выводы, отражает в устной или письменной форме результаты своей деятельности; - умеет перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), выбирает и использует выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; - использует для решения познавательных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. | - умеет самостоятельно организовывать учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств); -владеет навыками контроля и оценки своей деятельности, умеет предвидеть возможные последствия своих действий, искать и устранять причины возникших трудностей; -умеет оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности, свое физическое и эмоциональное состояние; -осознанно определяет сферу своих интересов и возможностей; - соблюдает нормы поведения в окружающей среде, правила здорового образа жизни; - владеет умениями совместной деятельности; -объективно оценивает свой вклад в решение общих задач коллектива; -учитывает особенности различного ролевого поведения (лидер, подчинённый); -оценивает свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; -умеет использовать свои права и выполнять свои обязанности как гражданина, члена общества и коллектива ОУ. |
Выпускник средней (полной) школы | ||
-умеет самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - использует элементы причинно-следственного и структурно функционального анализа; -умеет исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять характеристики изучаемого объекта; -самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; - участвует в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвигает гипотезы, осуществляет их проверку, владеет приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умеет отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»; -самостоятельно создает алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирует полученные результаты; -умеет создавать собственные произведения с использованием мультимедийных технологий, -использует разнообразные средства, умеет импровизировать. | -умеет искать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд), отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно поставленной цели; - умеет переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирает знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - умеет, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; -умеет выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью, свободно работает с текстами разных стилей, понимает их специфику; -адекватно воспринимает язык средств массовой информации, владеет навыками редактирования, создания собственного текста; -использует мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации, информации; -умеет создавать базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владеет основными видами публичных выступлений, следует этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). | -понимает ценности образования как средства развития культуры личности; - объективно оценивает свои учебные достижения, поведение, черты своей личности; учитывает мнения других людей при определении собственной позиции и самооценки; - умеет соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; - владеет навыками организации и участия в коллективной деятельности: в постановке общей цели и определении средств ее достижения, конструктивном восприятии иных мнений и идей, учете индивидуальности партнеров по деятельности, объективном определении своего вклада в общий результат; -умеет оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования; - осознает свою национальность, социальную, конфессиональную принадлежность, толерантен; -определяет собственное отношение к явлениям современной жизни; -умеет отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; - осуществляет осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. |
Таблица № 2
Последовательность действий учителя и учащихся
в технологии деятельностного обучения
№ п/п | Действия | Содержание действий |
1. | Самоопределение к деятельности. | Организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - выделяется содержательная область деятельности («могу»). |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Учащиеся подготавливаются к проектировочной деятельности, учителем организуется: - актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; - тренировка соответствующих мыслительных операций; - создается проблемная ситуация, фиксируются затруднения учащихся в индивидуальной деятельности. |
3. | Постановка учебной задачи. | Учащиеся: -соотносят свои действия с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирования, выполнения практического задания; - выявляют и фиксируют причину затруднения. Учитель: -организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации. Определяется цель деятельности и формируется тема урока. |
4. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения. | - Выдвигаются и проверяются гипотезы; - организуется коллективная деятельность учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий; - новый способ действий фиксируется в устной и письменной форме. |
5. | Первичное закрепление учебного материала. | Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия выполняют типовые задания на новый способ действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов. |
6. | Самостоятельная работа. | Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся: - самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действия; - осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом; - оценивают свою самостоятельную работу. |
7. | Включение новых знаний в систему и повторение. | Новое знание включается в систему знаний. Возможна отработка ранее изученных алгоритмов и подготовка к введению новых знаний на последующих уроках. |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока). | Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. Фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечаются цели последующей деятельности. |
- 1. Умения в познавательной деятельности:
- 1.1. Использование различных методов познания: наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование;
- 1.2. Определение структуры объекта познания, выделение функциональных связей между частями целого;
- 1.3. Выделение причинно-следственных связей;
- 1.4. Умения различать структурные элементы знаний: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- 1.5. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- 1.6. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предложений.
- 2. Умения в информационно-коммуникативной деятельности:
- 2.1. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов;
- 2.2. Перевод информации из одной знаковой формы в другую (из таблицы, схемы, аудиовизуального ряда в текст).
- 3. Умения в рефлексивной деятельности:
- 3.1. Организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств);
- 3.2. Умение прогнозировать результат;
- 3.3. Поиск и устранение причин, описанных в заданиях трудностей, проблемных ситуаций;
- 3.4. Оценочные умения.
Технология проектирования учебного занятия
на деятельностной основе.
1 этап.
Составление Рабочей программы.
В пояснительной записке определяются предметные, метапредметные, личностные результаты.
В календарно- тематическом планировании прописываются указанные выше предметные, метапредметные, личностные результаты.
В календарно- тематическом планировании обосновывается тип учебного занятия:
- по изучению и первичному закреплению способов деятельности.
- по комплексному применению знаний и способов деятельности.
- по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
- по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.
В календарно- тематическом планировании обосновывается форма учебного занятия:
Дискуссия, диспут.
Консультация, конференция, консилиум.
Общественный смотр знаний.
Практикум, творческий отчёт.
Семинар, собеседование.
Экскурсия.
Учебная игра.
Нетрадиционные уроки: КВН, урок-суд, пресс-конференция
Урок
2 этап.
Составление технологической карты урока.
- Указываются как минимум 5 основных этапов уроков.
- организационно-мотивационный
- предъявление нового материала
- актуализация знаний в новой ситуации
- рефлексия
- прощание « мотив на завтра»
2. Определяются цели каждого этапа.
Требования к обучающим целям:
Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы.
Организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы.
Выявить степень усвоения ЗУНов, способов действий.
Актуализировать субъектный опыт каждого учащегося.
Обеспечить:
- усвоение знаний и способов действий по теме урока;
- закрепление;
- применение знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;
- проверку и оценку знаний и способов действий;
- условия для формирования ключевых компетенций;
3. Прописывается деятельность учителя на каждом этапе ( из таблицы № 2)
4. Прописывается деятельность учащихся на каждом этапе( из таблицы № 2)
5. Определяется планируемый результат на каждом этапе
( личностный, предметный , метапредметный) ( из таблицы № 1)
3 этап. Самоанализ учебного занятия по карте анализа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-99857-1364215492.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из условий достижения качества образования является эффективное управление учебным процессом учителем. Прежде всего, овладение новыми формами перспективного и текущего планирования у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-168993-1427724500.jpg)
«Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий» Изучение темы: «Механическое движение» в 7 классе в режиме информационных технологий
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий.В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе как процессе передач...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/04/picture-427715-1396611640.jpg)
Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».
Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136308-1351865949.jpg)
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136308-1351865949.jpg)
«Проектирование учебного занятия на основе технологии проблемного обучения»
Итоговая работа , написанная на курсах повышения квлификации, в которой я попыталась обобщить материал о применении технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-212366-1680804248.jpg)
Презентация "Системно - деятельностный подход в обучении – основа ФГОС (от теории к практике)"
Реализация положений системно-деятельностного подхода...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/21/picture-1412809-1655798244.jpg)
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы ФГОС НОО 2021, УМК Купалова по предмету «Русский язык»
Задачи:1. Научиться сравнивать предложения с прямой речью и косвенной по структуре предложения.2. Научиться анализировать: единицы синтаксиса (предложения с прямой речью и сложные предложения), письме...