3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Система работы с двигательно-одаренными обучающимися». 2022 г.
статья

Печенкина Светлана Юрьевна

Модернизация образования РФ - это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени - стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Таким образом, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СТАРОГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Выступление на ШМО

на тему: «Система работы с двигательно-одаренными обучающимися».

учитель физической культуры

Печенкина Светлана Юрьевна

п. Старый городок

Модернизация образования РФ - это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени - стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Таким образом, современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать неординарные задачи. Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на создание в дошкольных, школьных, средних специальных учреждениях и вузах условий для развития одаренности.

Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению, основываясь на наблюдении педагога, созданию развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка. Реализация креативного потенциала личности является насущной потребностью сегодняшнего дня, социальным заказом современности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей, в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.

Принципы выявления и пути развития одаренных детей.

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей.

Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Спортивно и физически одаренные дети

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренности мы отнесли следующие психофизические особенности детей:

  • ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);
  • умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность - одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. На сегодня определенны виды одаренности:

  • умственная;
  • социальная;
  • моторная;
  • практическая.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть врожденными так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить, как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной деятельности. Для выявления двигательной одаренности, используется комплексная диагностика двигательной активности и длительная идентификация во времени и разных ситуациях. Проявления одаренности включает любые модели поведения, в которых проявляется взаимодействия трех основных групп черт - способностей выше среднего уровня, высокой степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности. Человек, у которого проявляется совокупность этих свойств, нуждается в дополнительных возможностях и образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой обучения. Соответственно задача учителя состоит в том чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка – в данном случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.

В работе используются следующие признаки одаренности для диагностики - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.

При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми  учитывается, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности. Так например у начальной школы (дети 7-10 лет) - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя начальных классов стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и посёлка.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки, Я-концепции, самоактуализации. Нужно  включать одаренных детей  в соревнования  с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. Источник склонности к соревновательности, у одаренных детей, следует искать в превышающих средние возможности ребенка к высоко дифференцированной оценке. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому нужно привлекать таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

В урочной работе используется  форма селективной дифференциации, опережающее обучение  и привлекаем детей к внеурочным занятиям в спортивных кружках и секциях, где с ними будет проводиться индивидуально-ориентированная работа.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В 10-11 классе по разделу спортивная гимнастика, оздоровительно-рекреационная деятельность одаренные дети создают индивидуальные проекты тренировочных или концертных программ соответственно уровню и виду своей одаренности, привлекаются к участию в соревнованиях и конкурсах, участвуют в работе научно-исследовательских конференциях учащихся в школе, предметных олимпиадах различного уровня.

Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая образовательную технологию в работе с классом мы ориентируемся на специфику контингента обучающихся – повышенная готовность к обучению (легко осваивают упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта (футбол, волейбол, баскетбол), определяем какие цели и задачи являются приоритетными: обучающие, развивающие, обучающее-развивающее, развитие уже явно выраженных способностей или напротив недостаточно выраженных. Определить принципы обучения (дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм обучения), определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие, развивающие) и конечно учитывать тип образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность, осуществляемая с одаренными детьми, включает в себя спортивные кружки, секции, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы. Особым пластом является работа, связанная с ранней профессионализацией одаренных детей. Речь идет о тех детях, которые уже очень рано продемонстрировали способности в какой-либо области и стали получать подготовку в этой области (легкая атлетика, футбол, акробатика и т.д.). Существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют общественные объединения и ассоциации. Они дополняют государственные структуры, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам образования одаренных детей. 

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физической культуре подходят следующие формы работы:

  • секционные занятия по видам спорта;
  • занятия исследовательской деятельностью;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • летние оздоровительные площадки для детей;
  • сотрудничество с другими школами;
  • соревнования.

Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей. Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии

Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов  по курсам географии ...

Выступление на 8 межрегиональных Булдаковских (педагогических) чтениях "Педагогические технологии в образовательной практике" по теме "Система работы классного руководителя с родителями обучающихся"

В данном материале можно ознакомиться с различными формами работы классного руководителя, которые актуальны в наше время. А также познакомиться с индивидуальными, групповыми и коллективными формами ра...

Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"

quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...

Выступление на ШМО воспитателей «Система работы по профессиональной ориентации обучающихся»

Выступление на ШМО воспитателей «Система работы по профессиональной ориентации обучающихся»...