Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии
методическая разработка по географии по теме
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3 Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zanyatii_3.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на занятии «мастер-класс» № 3
Тема: Система работы по внедрению исследовательских проектов по курсам географии (6-11 класс).
(слайд) Жизнь человека – движение по пути познания. Каждый из нас изначально, по своей природе, исследователь. Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Новые знания можно получать разными путями: через обыденный опыт, умозрение, веру, интуицию, откровение и др. Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
(слайд) В ходе многочисленных специальных экспериментов, направленных на изучение особенностей исследовательского поведения людей и животных, было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Исследовательское поведение выполняет важнейшую функцию — функцию развития. Последняя обеспечивает адаптацию организма к динамичному внешнему окружению и в конечном итоге является гарантией выживания данного организма и вида в целом. Вероятно, поэтому в ходе эволюции природа добилась того, что мотивация исследовательского поведения не только у людей, но и животных в ряде случаев оказывается более сильной, чем пищевая или оборонительная.
Творчество человека выступает в качестве наиболее яркого проявления его исследовательского поведения. Причем исследовательский, творческий поиск для человека важен, по меньшей мере, с двух точек зрения: с точки зрения получения какого-то нового продукта и с точки зрения значимости самого процесса поиска. В социальном и образовательном планах особенно важно то, что человек способен испытывать и испытывает истинное удовольствие не только от результатов творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска.
О биологических корнях исследовательского поведения красноречиво говорят и многие факты, полученные в результате изучения психосоматических заболеваний. Специалисты, изучавшие проблемы психосоматических расстройств, утверждают, что поисковая активность важна как фактор регулирования психического и соматического здоровья. Неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже психическим заболеваниям (Ротенберг В. С., Бондаренко С. М.). Внешнее ограничение поисковой активности приводит к ущемлению одной из наиболее значимых человеческих потребностей — потребностей в исследовательском поиске.
Более того, многие психологи и педагоги, в особенности работающие с одаренными детьми, отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и, прежде всего, саморазвития личности.
(слайд) Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н. С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. «Детская любознательность, — как отмечает Н. С. Лейтес, - если её удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию всех способностей». И напротив, как отмечают в своей книге другие исследователи В. С. Ротенберг и С. М. Бондаренко: «Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются».
В образовательном плане не менее важно и другое, тесно связанное с этим обстоятельством наблюдение. Нереализованная исследовательская активность ребенка может найти и обычно находит выход в деструктивной деятельности. Это легко объяснимо — потребность должна тем или иным способом удовлетворяться. Однако при этом и педагоги, и родители, и общество считают себя вправе ограничивать исследовательскую активность ребенка. Для этого придумано много специальных методов и приемов, создано множество средств, которые варьируют в зависимости от разных факторов: возраста, особенностей ситуации, предметного содержания деятельности и др. Для самых маленьких — это «игровые манежи» (куда бы ни пополз — везде решетка) и многочисленные запреты («не лезь», «не тронь», «отстань» и др.). Для младших школьников — это чаще всего невнимание к их вопросам («тебе рано об этом знать», «любопытной Варваре…» и т. п.). Для подростков — это подчеркнуто пренебрежительное отношение к их собственным выводам и умозаключениям, сделанным ими на основе собственного опыта: наблюдений и экспериментов.
(слайд) Итак, мы определили исследовательское поведение как вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности и направленный на изучение нестандартного объекта или разрешение нетипичной ситуации. Но, говоря об исследовательском поведении, нельзя не заметить существование близких, нередко неоправданно отождествляемых с ним понятий, таких, как «исследовательская деятельность» и «исследовательские способности». Для того чтобы их охарактеризовать, рассмотрим общую схему, описывающую действие механизма исследовательского поведения.
В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Основой всего выступает безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И. П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс — что такое?». И. П. Павлов подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Он достигает особой силы у высших обезьян и у человека. И. П. Павлов писал также о том, что эта «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение: она не выводится из других побуждений и несводима к ним. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением.
При этом исследовательское поведение может быть качественно разным. Оно может развиваться на основе «метода проб и ошибок», или интуиции, а может быть и более конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе, получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Но в данном случае мы уже вправе говорить не столько об исследовательском поведении, сколько о специфическом виде деятельности — деятельности исследовательской. Исследовательская деятельность - особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Но если поисковая активность предполагает только лишь поиск в условиях неопределенной ситуации, то исследовательская деятельность включает в себя и анализ получаемых результатов (в данном случае мы имеем в виду акт аналитического мышления: анализ, синтез, классификация и др.), и оценку на их основе развития ситуации, и прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего ее эволюционирования, а также моделирование своих будущих, предполагаемых действий.
Ввод в обиход термина «исследовательская деятельность» требует появления и определения следующего, тесно связанного с ним понятия — «исследовательские способности». Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
В контексте данных рассуждений особую важность приобретает вопрос индивидуальных различий в исследовательском поведении и уровнях развития исследовательских способностей. Маленькие дети, как следует из изложенного выше, рождаются исследователями, но стоит им немного подрасти, как по этому параметру их несложно дифференцировать, на тех, кто наиболее склонен и способен к активному исследовательскому поиску, и тех, кого это меньше привлекает и у кого это хуже получается. Природа экспериментирует постоянно, и каждый живой организм склонен к этому, что совершенно естественно. Именно поэтому исследовательский рефлекс — один из базовых, безусловных рефлексов. Очень важна биологическая роль потребности в исследовательском поведении. Эта потребность является пружиной, движущей силой развития и саморазвития.
(слайд) Я считаю, что именно этой движущейся силой и должен пользоваться учитель в своей педагогической деятельности. Как это делать и с чего начинать? Рассмотрим проект программы внедрения метода исследовательских проектов по курсам географии на фрагментах-примерах уроков.
(слайд) Проект программы внедрения метода исследовательских проектов
по курсам географии.
6 класс (начальный этап)
(слайд) Пояснительная записка
При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. А именно:
Темы детских работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
(слайд) На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся обучаются поиску информации и возможных вариантов решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания. В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией).
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
(слайд) Предполагаемые умения и навыки:
- понятийные: сущность понятий «исследование», «проблема», «цель», «задачи», их основное отличие, «библиография», «план исследования»;
- поисковые: находить информацию по каталогам, специальной литературе, справочникам, энциклопедиям, осуществлять контекстный поиск, библиографический поиск, формулирование ключевых слов;
- информационные: самостоятельно находить информацию, выделять главное, ориентироваться в информации, приём и передача информации;
- аналитические: приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения, наблюдения и др.;
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя.
7 - 8 класс (средний этап)
(слайд) Пояснительная записка
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Школьники самостоятельно подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
(слайд) Предполагаемые умения и навыки:
- понятийные: сущность понятий «исследовательские методы», «практическая и научная актуальность»; «объект и предмет исследования», «гипотеза», «эксперимент», «результат исследования»;
- поисковые: находить информацию по каталогам, осуществлять контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулировать ключевые слова, знать порядок оформления списка используемой литературы;
- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, умение коллективного планирования, умение взаимопомощи в группе в решении общих задач, овладение опытом разных социальных позиций;
– интеллектуальные: развитие навыков самообразования, приемов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), умение выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
- информационные: понимать структурные связи в тексте, критически осмысливать текст, составлять тезисы; повышать уровень владения техникой работы с информацией, повышать уровень владения техникой работы с информацией, знать структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения; – презентационные: овладение способами обработки и представления результатов, способами презентации себя и своей деятельности.
9 - 11 класс (заключительный этап)
(слайд) Пояснительная записка
Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
(слайд) Предполагаемые умения и навыки:
- рефлексивные: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- поисковые: архивный поиск, умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, находить несколько вариантов решения проблемы, устанавливать причинно – следственные связи;
- менеджерские: умение проектировать процесс, планировать деятельность, время, ресурсы, анализировать собственную деятельность (ее ход и промежуточные результаты);
- коммуникативные: умение организовывать взаимодействие со всеми участниками проекта, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, взаимодействовать с любым партнером, умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- презентационные: навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, артистические умения, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы;
- информационные: усовершенствование ранее приобретенных знаний и умений.
Найдите во фрагменте урока 6 класса все важные моменты обучения учащихся исследованию с помощью пояснительной записки (цель – увлечь предметом и начать ознакомление с процессом исследования, с понятиями «проблема», «цель», с аналитическими приемами обобщения, анализа, синтеза, сравнения, наблюдения и т.д.)
Фрагмент урока 6 класса по теме «Рельеф дна Мирового океана»
- Даже в прошлом веке люди мало что знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и оно имеет вот такие формы рельефа: отмель (шельф), котловины (ложе), склон, горы, хребты, желоба.
- Как определить кто прав? (Надо исследовать.) Что вы себе представляете под этим словом?
- Как думаете с чего надо начать? (С изучение техники и оборудования, с помощью которых можно вести исследование). Выяснить, что уже известно по данному вопросу.
- Что нам может понадобиться?
- На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (слайд) Но как нам спуститься в воду? (слайд – изображение акваланга, портрет Ж.-И. Кусто). В РБ есть источник Сарва в Нуримановском районе с глубиной 47 м и аквалангисты там проводят тренировочные спуски (слайд – фото источника и водолазов).
- Во время исследований ведутся постоянные записи, поэтому с собой возьмем непромокаемую тетрадь, водонепроницаемую ручку. Необходима и дополнительная литература – учебники, энциклопедии, справочники, фото. Откроем наш маршрут - атлас на карте «Дно Мирового океана». Надевайте гидрокостюмы и вперед в подводный мир океана. (слайд – фрагмент фильма про подводный мир).
- Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) Значит, это продолжение материка, и оно неглубоководное, мелкое – отмель (слайд – дно океана с отмелью). До какой глубины бывает отмель, и какой ширины хорошо видно по картам и снимкам (слайд – вид отмели из космоса и на карте). Что она из себя представляет? (Равнину.) Сделаем вывод: что же такое материковая отмель – это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.
- Спускаемся дальше и видим резкий спуск вниз (слайд – дно океана со склоном, ложем, горами и островами). На что похож он? (На склон горы.) Это материковый склон. Посмотрим на карту и определим по шкале глубин его глубину. Сделаем вывод: материковый склон – это крутой спуск до глубины 2 – 3 км. Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит? Сделаем вывод: котловины (ложе океана) – это большие равнины глубиной до 7 км.
- Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы.) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова.) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит. (слайд – вид острова из космоса.) Как, вы думаете, как образуются горы, острова? (слайд – образование острова.)
- Если вершины гор имеют линейно вытянутое положение, как они называются? (Хребты.) (слайд – дно океана со хребтом; физическая карта) Как их можно обнаружить на карте? Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью более 60 тыс. км, высотой 3 – 4 км и на карте хорошо прослеживаются белесыми полосами.
- Что вы видите справа от островов (слайд – дно океана с желобом)? В сторону океана от дуги островов располагаются глубоководный желоб. Как он выглядит? (Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном.) По карте определите, какой глубины они бывают. (Более 6 км.) Самый глубокий на Земле желоб – Марианский, глубина 11 022 км (слайд – батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейтенант ВМФ США).
- Но как образуются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? (слайд – литосферные плиты.) Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально (слайд – схема движения плит). Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится (показ движения на моделях). Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С другого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.
- Что происходит при больших колебаниях плит? Как это будет называться в океане и что при этом возникают? (Моретрясение, цунами.) Давайте-ка, ребята, быстрее выбираться на сушу, что успеть спастись от цунами (слайд – фрагмент фильма про цунами).
- Наше путешествие – исследование закончено. После любого исследования необходимо делать отчет – выводы. Так кто же прав и какой рельеф дна? (слайд)
- Но здесь не подписаны эти формы, попробуем дать им правильные названия. Я называю цифру, вы – название формы рельефа и краткое описание.
Анализ фрагмента урока по заданному плану.
(слайд) В 6 классах больше времени уделяется знакомству с исследованием и с самим процессом исследования. Но можно дать проекты и на самостоятельную работу. Например, по теме «Атмосфера» мультипликационный проект. «Человечество на Земле», почему люди внешне разные (расы). Учащиеся предоставляют разные, но свои версии. Я заканчиваю дискуссию своей версией. (Видеофрагмент «Вавилон»)
Я против таких понятий как живая и неживая природа. Считаю, что в природе нет неживой природы. Все в природе имеет жизнь, память и опыт. И так как все это существует дольше человека, значит мудрее, и именно у природы мы и должны учиться жить. Вспомните, что мы относим к неживой природе? Вода и камень. Что может быть мудрее воды?! (Видеофрагмент «Вода») И какие воспитательные моменты можно использовать при изучении природы! Предложите исследовательский проект по этой теме в 10-11 классах.
Здесь мы познакомили учащихся с непосредственным исследованием местности (полевые исследования). Но исследовать можно и не выходя из лабораторий (лабораторные эксперименты). Знакомство с таким видом исследования можно на примере исследовательского проекта «Что такое вода».
Исследовательский проект «Что такое вода» или «Вода – это жизнь или смерть» можно использовать во всех параллелях с увеличением самостоятельности, нагрузки и информации. Так в 6 и 7 классах при прохождении темы «Гидросфера», в 8 классе в теме «Водные ресурсы России», в 9 и 10 классах при прохождении водоемких промышленностей, углубляя тему проекта экологией, в 11 классе при прохождении глобальных проблем человечества. Любое развитие идет по спирали вверх, поэтому если вы будете из года в год повторять кое-какие проекты, будет только лучше, так как они будут более совершенными и осознанными.
Фрагмент урока по теме «Гидросфера»
Что такое ВОДА?
- Мы определили с вами, что такое гидросфера, из чего она состоит и в каком количестве. Но, что такое вода? (Это химическое вещество, состоящее из простых молекул, питье, еда, поливка, дорога, полезное ископаемое…) Вещество, находящее в 3 состояниях. Растворитель.
- По видеофрагменту определите еще одну уникальность воды. Почему вода неиссякаема? (Круговорот воды в природе) Просмотр видеофрагмента – зарождение дождя.
- Но все ли мы сказали о воде? Почему человека всегда тянет к воде? С древности люди пытались проникнуть в секрет уникального этого свойства воды – притягивать к себе. И хотя вода оставалась необъяснимой, непредсказуемой, загадочной, человек всегда ощущал неразрывную связь с этой стихией, интуитивно чувствуя, что может вступить с нею в контакт, быть выслушанным и понятым.
- Чтобы понять это ученые решили провести эксперименты с водой. Что такое эксперименты? Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — исследование явления в управляемых условиях.
- Что необходимо для опытов? (Лаборатории, оборудование, ученые)
Убедительные доказательства информационных свойств воды были найдены японским исследователем и фотохудожником Эмото Масару, который посвятил этой теме много лет. Были проведены интересные эксперименты, подтвердившие, что вода как находящаяся в реках, озерах, морях, так и содержащаяся во всех живых организмах, действительно способна воспринимать, копировать, сохранять и передавать информацию, даже такую тонкую, как человеческая мысль, слово и эмоция. Масару нашел удивительно простой способ сделать видимым для человеческого глаза то обстоятельство, что вода запоминает информацию. Сначала образцы воды подвергали различным видам воздействий. Затем путем стремительного замораживания в криогенной камере фиксировали ее «впечатления» в виде облика всем знакомых снежинок. И, наконец, фотографировали отображение «эмоций» воды, с тем, чтобы внимательно изучить, как они меняются в зависимости от характера воздействия.
- Теперь представьте, какую воду мы пьем из-под крана? (видеофрагмент) Страшно?!.
- Но! Мы – дети природы, а природа – наша мать. И как любая мать, она заботится о нас, поэтому не спроста создала 3 различные состояния воды, для каждой местности по - своему подходящую. Так как, переходя из одного состояния в другое, вода сбрасывает всю накопившуюся информацию и становится чистой.
- К какому выводу приводит вас данный видеофрагмент?
- Не просто любя и бережно относиться к природе, а быть внимательными даже к своим мыслям и словам.
- Есть 2 могучих слова против всех болезней, невзгод и неудач… (любовь и благодарность). Любовь и благодарность в первую очередь Матушке Земле!
При рассмотрении минералов и горных пород возникает вопрос: почему такое разнообразие? Выдвигаются различные гипотезы (слайд). Может быть это подарки хозяйки Медной Горы? (слайд) Выслушиваются все гипотезы, затем отбираются более реальные. Выясняются методы исследования.
(слайд) При изучении темы «Литосфера Земли» возникает проблема: почему рельеф так разнообразен? Выясняются силы, влияющие на Землю, но оказывается, что в учебнике нет 3 силы – человека. (слайд)
(слайд) Рассмотрим схему решения исследовательского задания, основные этапы, правила организации и методические рекомендации учителю.
В 7 классах удобно планировать исследовательские проекты по материкам, деля весь класс на 6 групп. Я это начинаю еще при прохождении темы «Атмосфера и климаты Земли», даю задание выдвинуть гипотезы: распределение температуры воздуха – гипотезы «Африка – самый жаркий материк», «Антарктида – самый холодный», распределение давления и осадков – гипотезы «Южная Америка – самый влажный», «Австралия – самый сухой». При прохождении темы «Гидросфера Земли» - гипотеза «Северная Америка – самый озерный материк». Остается Евразия – «самый большой материк». Задача групп: доказать свою версию «почему самый-самый», на что и на чем это отражается (облик человека, его деятельность, флора и фауна). В 8 классе – исследовательские проекты по природным районам. В 9-10 классах – исследовательские проекты по промышленностям. 11 класс – кульминация: можно по регионам, по странам, по глобальным проблемам человечества, можно по группам, можно индивидуально.
Объединение в группы поручаю ученикам — им лучше известны все симпатии и антипатии в детском коллективе. Однако если в классе есть «изгои», требуется вмешательство учителя. Как показывает опыт, всегда найдется ученик, который предпочел бы индивидуальную работу. Не будем настаивать на чем-либо против его желания — найдем ему работу в проекте, которую он сможет выполнять один.
Дома просмотреть содержание учебников и выявить проблемные вопросы по темам 8-11 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "по теме «Система работы учителя по использованию проектной методики в личностно – ориентированном обучении немецкому языку»
1. Теоретический блок «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.Поэтапная разработка совместной деятельности учит...
Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя
Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потре...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.
Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 4 Тема: Методические рекомендации по организации исследовательских проектов учащихся
Выступление на занятии «мастер-класс» № 4Тема: Методические рекомендации по организацииисследовательских проектов учащихся...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта
Выступление на занятии «мастер-класс» № 5 Тема: Технология проведения исследовательского проекта...
Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.
Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....
Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта
Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...