Выступление на ШМО учителей иностранного языка на тему "Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности" 2022
учебно-методический материал

Меняйлова Галина Ивановна

В данном выступлении говорится о проблеме выявления одаренности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка

и во внеурочной деятельности


Проблема одаренности
 детей остается актуальной, и в настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблемам выявления, обучения и развития таких детей в рамках школьного обучения.

Основным содержанием системы работы из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагога для работы с одаренными детьми.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления - одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития личности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности.

Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций. Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым. В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.

Необходимо помнить, что мы рассматриваем проблему развития детской одаренности в контексте образовательной деятельности, осуществляемой в традиционной массовой школе. Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В Давыдов), проблемный подход к обучению (А.М.Матюшкин и др.) использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов) использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм во всех вариантах, занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Классно-урочная форма организации учебной деятельности может как содействовать, так и препятствовать развитию интеллектуально-творческих способностей ребенка. Основными путями работы с одаренными детьми в этих условиях являются дифференциация и индивидуализация. В настоящее время в отечественной педагогике все более популярной становится проблема коллективной учебной деятельности. Сколько бы учеников одновременно ни обучал учитель, коллективного обучения он создать не может. Коллективное обучение появляется только в том случае, когда в деле обучения группы принимают активное участие все ее члены. Выделяют следующие особенности коллективной формы организации учебной работы:

  1. В каждый момент общения половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников – четыре человека.
  2. Каждый участник занятий является то учеником, то учителем.
  3. Цель ученика – учить других тому, что знаешь или изучаешь сам.
  4. Основной принцип – все по очереди учат каждого и каждый – всех.
  5. Деятельность каждого ученика общественно полезна, так как он не только учится сам, но и обучает других.
  6. Важная особенность обучения – полное совпадение, единство коллективных и личных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Поскольку любой хороший учитель должен быть образцом педагогической добродетели, то учитель, работающий с высоко интеллектуальными детьми, в глазах учеников и родителей превращается в образец образцов.

Если же говорить о факторах, которые наиболее значимы для успешности работы учителя, то таковым является глобальная личностная характеристика системы взглядов и убеждений, в которой большой вес имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов учителя:

  • представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать. Окружающим присуще стремление к творчеству, они являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных
  • представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия и заслуживаю доверия, меня любят, я привлекателен как человек
  • цель учителя: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь.

По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие индивидуализированные программы;
  • создает теплую эмоционально безопасную атмосферу в классе;
  • предоставляет учащимся обратную связь;
  • использует различные стратегии обучения;
  • уважает личность;
  • способствует формированию положительной самооценки ученика;
  • уважает его ценности;
  • поощряет творчество и работу воображения;
  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
  • проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Успешный учитель для одаренных прежде всего прекрасный учитель- предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Наконец, учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Неизбежно возникает вопрос «Существует ли такой учитель «образец образцов» в природе и можно ли такие качества умения развить».

Учителя английского языка нашей школы уделяют большое внимание работе с детьми с высокой познавательной мотивацией. Успешность работы с одаренными детьми зависит от умения учителя дифференцированно подойти к каждому и помочь в их продвижении в интеллектуальном развитии. Широкое применение на уроках нашли информационные технологии: электронные учебники, электронные презентации, которые готовит не только учитель, но и учащиеся, используя Интернет-ресурсы.

Для учеников с высокой познавательной мотивацией использую дополнительный материал из зарубежных учебных пособий: Essential Grammar in Use for elementary Students / Raymond Murphy. – Cambridge University Press, 1998; Grammar Practice for Upper Intermediate Students / Debra Powel. - Pearson Education Limited, 2008.;

Oxford Practice Grammar Advanced/George Yule.-Oxford University Press, 2008.; Grammar for CAE and Proficiency + аудиоприложение (CD mp3)/Martin Hewings.- Cambridge University Press, 2009.;

Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Последние четыре года мои ученики добиваются в этом направлении хороших результатов.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

В современной школе работа с одаренными детьми – это неограниченное поле деятельности. Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию талантов. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Обычно относят к одаренным детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности, и детей с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.

Английский язык, на мой взгляд, это уникальный школьный предмет, в котором интегрированы знания из области литературы и истории, географии, биологии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя.

В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.

Для этого я использую следующие формы работы:

В урочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– работа в малых группах,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии,

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),

– задания творческого и нестандартного характера.

Очень важно на уроках развивать еще и творческие способности. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придает учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение.

3. Использование творческих заданий, например, составить комикс, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков;  quiz по заданной теме. В качестве примера:

= storycubes, magicbox

= работа с текстом:

=аудиозапись

4. Внеклассная работа по предмету, как то: предметные недели; олимпиады; форумы, международные конференции; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний. Поэтому немаловажно отметить такое понятие, как «самообразование».

Одним из важнейших результатов в работе с одаренными детьми являются: умение объективно оценивать себя в развивающемся мире, навыки самообразования и саморегуляции, готовность к активному конструктивному взаимодействию с людьми и принятию ответственных жизненно важных решений. Во-первых, самообразование как самостоятельное овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самообучению». Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком смысле как образование себя, то есть созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание».

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, я должна еще отметить несколько основных моментов, которые кажутся очень важными.

1. Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.

2. Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего протеста.

3. Профессиональный уровень учителя, работающего в школе, предполагает виртуозное владение целым набором предметных методик, реализующих деятельностно-компетентностный подход к обучению.

4. Сверхзадачей педагогов в школьном образовании не является подготовка профессионалов или специалистов. Наша главная цель работы – воспитание образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Работа по теме самообразования "Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочное время"

Работа содержит основные этапы работы по теме самообразования, планирование деятельности учителя на насколко лет и на текущий учебный год. Планирование индивидуальной работы с одаренным учеником...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Презентация на тему:"Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время"...

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

В данной презентации рассматриваются пути работы с одаренными детьми, достижения и результаты всех учителей школьного методического объединения, данная презентация-плод работы учителей ШМО учите...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время в начальной школе

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...