Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.
материал
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaparulina_volonterstvo_i_nastavnichestvo.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад в рамках вебинара
«Реализация целевой
модели наставничества
в МОУ СОШ №131»
«НАСТАВНИЧЕСТВО
в добровольческой
деятельности учащихся»
Капарулина Д.А.
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимися, направленных на развитие ценностных мировоззренческих установок и формирование активных, ответственных и компетентных граждан.
Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей является наставничество и волонтерство.
Обучающиеся школы №131 принимают участие в волонтёрской деятельности. С 2020 года в МОУ СОШ 131 функционирует отряд юного волонтера «Луч надежды». В 2020 году в отряд входило 10 волонтёров, а в 2022-2023 г. отряд включал 36 волонтёров. Это значит, что волонтёрская деятельность в школе актуальна.
Наставничество и волонтёрство в принципе тесно связанные между собой понятия. По сути наставник это и сеть доброволец, так как мы понимаем, что качественная работа наставника возможно только если он занимается этой работой по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Нужно отметить, что добровольчество наиболее объективно может нам показать универсальность программы наставничества, отображая на практике все его типы, виды и формы.
Так мы на примере нашего добровольческого отряда можем увидеть, как работают различные модели наставничества:
- «Педагог- обучающийся», когда у нас ведётся обучение ребят в сфере добровольчества через собственный опыт, так как наши педагоги сами являются активно действующими волонтерами, они не только могут обучить теории, но и привлекают ребят совместному к участию в крупных проектах.
Пример этому работа наших ребят в качестве волонтеров на Федеральном голосование по благоустройству городской среды, Исторический бал, Парижский полумарафон и т.д. Но самое главное — это работа над общими проектами, где педагог и ученик совместно создают проекты по одному из 5 направлений, с которыми работает наш отряд.
- «Педагог-педагог» - действие этой модели в рамках добровольческого отряд «Луч надежды» стала актуальна благодаря увеличению количества учеников задействованных в волонтерстве. Чем больше становиться заинтересованность наших ребят в активной добровольческой деятельности тем больше в эту работу вовлекаются и классные руководители.
Соответственно на первых парах очень актуальна помощь более опытных коллег в этом направлении и здесь эту роль наставников выполняет основатель отряда заместитель по воспитательной работе Шкуратова С.В. педагог организатор Бемурзина Ю.В., и руководитель отряда на сегодняшний день Капарулина Д.А.
Но нужно отметить, что за последний год педагоги заинтересованы в добровольчестве не только, как классные руководители, но и как самостоятельные добровольцы, которые с удовольствием принимают участие в проекте на ровне с учениками.
- «Обучавшийся- обучающемуся» это модель является не просто формой работы это целый отдельное направление добровольческой деятельности, позволяющая волонтерам из старших классов реализовывать в себя в качестве наставников.
Существует наставничество внутри отряда — это когда более опытные волонтеры помогают вновь пришедшим адаптироваться в сфере добровольчества. Осознать, что волонтер — это не только сфера социальной помаши, но и иные направления.
Так же наши ребята становятся волонтерами -наставниками для более младших учеников всей школы, помогая как педагогам так и своим младшим товарищам.
Хотя возрастных ограничений нет, волонтерами-наставниками чаще всего становятся учащиеся 8-11 классов. Им проще найти с ребятами общие интересы, снять барьеры в общении. Кроме того, в этом возрасте люди чаще мотивированы «что-то отдать миру», хотят активно помогать другим . Это социализация и подготовка к самостоятельной жизни: подопечный учится общаться и осваивает мир вместе с наставником
Ну и конечно же, наставник помогает решать ряд текущих проблем: подтянуть успеваемость, привить любовь к чтению или спорту. Наставник транслирует своему подопечному верные ценности, например, объясняет преимущества здорового образа жизни перед курением, то есть рассказывает о таких вещах, которые подростки редко воспринимают от учителей или бабушки, но готовы перенять от друга.
Наставник учит не копировать чужие шаблоны, а прислушиваться к себе, ставить цели и не сдаваться на пути к ним. Помогая другим, наставники-волонтеры обретают уверенность в своих способностях, обучаются новым навыкам, закладывают новые социальные связи. Это возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь.
Наиболее значимые мероприятия в сфере добровольчества: проект «Скажи спасибо Лично», участие в муниципальной акции «Свеча памяти», проект «Киновечер», проект «МЫ рядом», проект «Культурное пространство», федеральное голосование «Благоустройство городской среды», международное спортивное соревнование «Парижский полумарафон» и тд.
Волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться. И в этом прослеживается тонкая связь наставничества и добровольчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся. Информационная к...
Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»
Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»...
Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речи учащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»
Доклад на тему: «Изложение как вид учебной деятельности, направленной на развитие речиучащихся 2-ой и 3-ей ступеней обучения в школах для детей с недостатками слуха»...
Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".
Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...
Доклад для МО ”Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях у учащихся“
Организация системы работы по предупреждениюпробелов в знаниях у учащихсяПроверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результати...
Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....
Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность. Содержание, структура, развитие.
Доклад в рамках заседания школьного методического объединения учителей английского языка Учебная деятельность.Содержание, структура, развитие....