Доклад по информатике : Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ
материал по информатике и икт по теме

 Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентностиучащихся.

Информационная компетенция предполагает умение:

  • самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;
  • моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;
  • принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_informatike.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ»

(секция учителей информатики)

        Подготовила: учитель информатики

        МОУ «Парцинская СОШ»

        Чиркова Н.В.

2008 год

Модернизация образования предполагает новые приоритеты для целей общего образования. Среди этих приоритетов – формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся.

Информационная компетенция предполагает умение:

  • самостоятельно работать с информацией: искать, выбирать, анализировать и оценивать, организовывать, представлять, передавать ее;
  • моделировать, проектировать объекты и процессы, в том числе при взаимодействии с другими, ответственно реализовывать свои планы;
  • принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях, учиться всю жизнь.

Сформированность этой компетентности у выпускника школы – важнейшее условие современной эффективной высокотехнологичной экономики. Информационно-коммуникативная компетентность (и ее база – информационная грамотность) в наиболее прогрессивных моделях современной школы осваивается и применяется во всем образовательном процессе, в различных предметах и формах учебной и воспитательной деятельности.

В этой связи перед системой образования сегодня стоит задача смены модели использования ИКТ в образовательных учреждениях: переход от модели «компьютерный класс для преподавания информатики» к модели, в которой ИКТ активно используются в преподавании всех дисциплин, являясь инструментом перестройки всего учебного процесса.

Основные тенденции развития этой образовательной модели в нашей стране соответствуют мировым:

  • Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений, связанных со спецификой используемых средств информатизации. Школьники знакомятся с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего специфические особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами осваиваются ими самостоятельно в ходе применения.
  • Намечается разгрузка изучения информатики и информационных технологий в рамках отдельного предмета за счет практической отработки умений и навыков (как связанных с применением компьютеров, так и «безмашинных») в ходе изучения всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности (требующих использования соответствующих умений и навыков).
  • Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального программирования как составной части общеобразовательной подготовки школьников.
  • Начало изучения информатики переносится в младшие классы школы, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения, повышению ее интенсивности и тем самым способствует разгрузке учащихся.
  • Расширяется изложение вопросов «социальной информатики» (этические и правовые вопросы работы с информацией).

Современная школа формирует ряд внутренних ресурсов учащегося – его умения, знания, навыки. Но в образовательном процессе мало места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности,  применимые к различным ситуациям, т. е. речь идёт о работе над конкретными компетенциями учащихся.

Компетенция – способность осуществлять деятельностью в соответствии с требованиями и ожиданиями. Компетентность – мера усвоения компетенций.

Компетентность – знание в действии.

Компетенция – круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

   Формирование компетенций происходит средствами содержания образования.

   Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему: ученики хорошо владеют теорией, но плохо практикой.

   Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

   Виды компетенций: Ключевые – необходимы для социально – продуктивной деятельности; Базовые – компетенции в определенной профессиональной области; Специальные – компетенции для выполнения конкретного действия.

   Так же компетентность бывает: Ключевой (относится к общему содержанию образования); Общепредметной (определенная образовательная область); Предметной (формируется в рамках конкретной учебной дисциплины).

   В ключевую компетентность входят: ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир); общекультурная (способность разбираться в особенностях культуры); учебно-познавательная (знания и умения логически планировать деятельность); информационная (самостоятельный поиск, отбор, преобразование, хранение, передача информации); коммуникативная (знание языков и способов взаимодействия с людьми).

   Общепредметная компетентность формируется в курсе «информатика»: в сфере информационно аналитической деятельности; в сфере познавательной деятельности; в сфере коммуникативной деятельности; техническая компетентность; в сфере социальной деятельности.

В условиях информационного общества информация быстро меняется, устаревает. Образование становится мобильным. На передний план выходит умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, делать выводы и применять полученные в ходе этой работы знания.

Слагаемые компетентности:

  • Мотивация на выполнение задачи.
  • Знания, способности, умения.
  • Ответственность личности за достижение поставленной цели.

Сегодня на нашем семинаре мы попробуем рассмотреть проектную деятельность учащихся как инструмент для формирования конкретных учебных знаний и умений, которые складываются в определённые компетенции.

Какие именно компетенции мы хотим сформировать у учащихся? Существуют различные классификации этого понятия. Мы воспользуемся одной из самых простых и наглядных. Вспомним виды компетенций

  • Деятельностная – практическая  деятельность в определённой учебно – предметной области.
  • Мыслительная – экспериментирование, логические мыслительные операции.
  • Информационная – сбор и проверка информации, общение с людьми, как с источниками информации.
  • Коммуникативная – умение выстраивать рабочие отношения в группе, преодолевать разногласия между членами группы.
  • Презентационная – умение выступать перед аудиторией, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы, демонстрировать артистические возможности.
  • Рефлексивная – умение адекватно выбирать роль в коллективном деле, отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»  и др.

В ходе проектной деятельности у ребят формируется ряд социальных компетенций:

  • Высокая ответственность.
  • Инициативность.
  • Готовность к сотрудничеству и творчеству.
  • Социальный интеллект (способность понимать людей и управлять ими).

И любая из этих компетенций в отдельности, и все они вместе вплотную связаны с жизнью. А жизнь требует от и ученика, и от учителя самостоятельного получения информации и умения  обрабатывать её и применять на практике.

 Вполне можно перефразировать: «Хочешь жить – умей учиться!»

В соответствии с Программой развития школы выделен ряд приоритетных задач работы. Это:

  • активизация обучения через практическую деятельность ученика,
  • осуществление личностно – ориентированного подхода к учащимся,
  • формирование ключевых компетенций личности, необходимых ей в реальной жизни.

Достижению этих целей может служить внедрение в школьную практику метода проектирования на всех ступенях обучения – от начальных классов до старшего звена. Многие педагоги уже давно и успешно применяют проектирование в своей деятельности.  Как сделать метод проектов актуальным для большинства педагогов?

Можно разработать программу: «Проектная деятельность как средство повышения качества образования».

 Задачи проекта:

  • Повысить качество обучения.
  • Систематизировать знания учителей о проектировании.
  • Внедрить в практику работы педагогов метод проектов.
  • Активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

Реализация проекта позволит:

  • Повысить качество обучения;
  • Усилить внутреннюю мотивацию, повысить интерес к изучению предметов;
  • Сформировать основные личностные компетенции, необходимые в реальной жизни.

Работу над решением проблемы повышения качества образования и формирования компетенций учащихся можно выстроить поэтапно.

Этапы создания и реализации проекта:

1.Подготовительный.

Сориентироваться в проблеме, создать школьную стратегическую команду (администрация, руководители ШМО, инициативная группа учителей).

      Выделить приоритетные направления в работе.

2.Поисковый.

Выделить проблему: Как повысить мотивацию и качество образования?

Изучить и обобщить накопленный по проблеме материал:

работа в группах, проведение ШМО, методического совета, педсовета по теме проекта. Изучить теорию, посетить практические семинары в образовательных учреждениях района по этой теме.

3.Деятельностный.

 Стратегической команде обработать материалы, предоставленные рабочими группами учителей во время подготовки и проведения педсовета

Составить план работы на новый учебный год с учётом решений педсовета.

Внести коррективы в Программу развития школы.

К оцениванию проектов привлекаются учителя, администрация, старшеклассники. Оценивать работу можно по определённым критериям.

Начав заниматься проектной методикой, вы можете увидеть ещё одну проблему: отставание учителя от ученика в процессе приобщения к информационному обществу и овладения навыками работы с компьютером.

Эта проблема, хоть и частично, тоже решается в ходе проектной деятельности.

Виды формируемых в процессе проектной деятельности компетенций:

  • Деятельностная.
  • Мыслительная.
  • Информационная.
  • Коммуникативная.
  • Рефлексивная.
  • Оценочная.
  • Инициативность.
  • Готовность к сотрудничеству.
  • Интерес к поставленной цели.
  • Социальный интеллект.
  • Адаптивность.
  • Ответственность.

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компе-тентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели,

инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной  учебно-предметной области

Деятельност-ная

Исследовательский

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования,

оформленный установленным способом

Деятельность, связанная  с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслитель-

ная

Информационный

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения. Обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу.

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.

Информаци-

онная

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и пр.

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуника-

тивная

Игровой или ролевой

Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуника-

тивная


Критерии оценивания  проектов.

Критерий «Постановка цели, планирование путей её достижения» (максимум 3 балла)

Балл

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но план её достижения отсутствует

1

Цель сформулирована, дан схематичный план её достижения

2

Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыты исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования»  (максимум 3 балла)

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе»  (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим походом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации по информатике за курс основной школы

Представленный комплект билетов отражает в полной мере федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Состоит из 20 билетов, сформирован с учётом содержания учебной про...

Итоговая контрольная работа по информатике за курс основной школы

Контрольная работа составлена на основе материалов ГИА 209-2012. Состоит из трех частей: Часть А с выбором варианта ответа, часть В -  с открытым ответом и часть С - составление программы на язык...

экзаменационные билеты по информатике за курс основной школы

билеты соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускнику 9 класса. Являются примерными, учитель вправе разработать свой вариант практической части с учетом данной темы,  материального оснащен...

Информатика в основной школе как обязательный предмет, формирующий компетенции учащихся в области ИКТ

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного уч...

Педагогический опыт Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»

Педагогический опытТема:«Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенции учащихся в области русской словесности»...

Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...

Тест по информатике за курс основной школы

Итоговый контроль по информатике и ИКТ в 9 классе...