Доклад на тему: «Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»
статья по теме

 

Доклад на тему:

 

«Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ns_portal.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

         ГБС(К)ОУ ШИ I II вида г. Тихорецка Краснодарского края.

 

Доклад на тему:

«Развитие речи на уроках языка и литературы у слабослышащих учащихся»

Тихорецк

2011

    Роль слуха в развитии ребёнка очевидна. Без слуха невозможно восприятие речи. Слушая речь, ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире. Он познаёт предметы, глядя на них, прикасаясь к ним, прислушиваясь к звукам, которые они издают. Он наблюдает движения и действия окружающих его людей и животных, изменения, происходящие в окружающей действительности; в меру своих возможностей и сопоставляет наблюдаемое с помощью органов чувств. И в этом сложном процессе познания действительности исключительную роль играет речь, воспринимаемая ребёнком.                                 

Развитие речи у ребёнка обязательно предполагает накопление запаса слов в процессе речевого общения с окружающими. Речевая практика ребёнка при помощи слухового восприятия создаёт условия для понимания значений всё большего числа слов, которые он, подражая взрослым, по возможности употребляет в разговорах с ними. Восприятие речи при помощи слуха позволяет ребёнку соотнести слова с теми предметами, которые они обозначают. Здесь важно отметить, что ребёнок, воспринимающий речь окружающих, способен сам освоить огромный запас слов. Он сам научается называть окружающие его предметы и действия, качества и признаки предметов, научается высказывать свои желания, жалобы, требования. И это происходит только благодаря тому, что он  слышит соответствующие названия определённых явлений действительности.          При нормальном слухе ребёнок проделывает огромную работу, усваивая грамматические формы. Слушая обращённую к нему речь, он научается очень рано пользоваться грамматическими закономерностями языка. Таким образом, маленький ребёнок при помощи слуха овладевает сложнейшей системой языка: приобретает навыки произношения,  усваивает звуковой состав огромного числа слов, их употребление, научается понимать значения, заключённые в грамматических изменениях слов и в построение предложений.

Всё это требует высокой остроты слуха, так как звуки, составляющие нашу речь, не всегда достаточно отчётливы по своему звучанию.             Если у ребёнка слух в той или иной степени с дефектом, т. е. ребёнок не слышит речевые звуки с достаточной отчётливостью и постоянством, повторяющиеся слова могут каждый раз показаться ему иными, и поэтому он не связывает их с теми предметами, которые они обозначают, и, следовательно не усваивает или недостаточно усваивает их значение,  такой ребёнок не может успешно обучаться в обычной  школе. У таких детей могут быть обнаружены следующие дефекты:

1)недостатки произношения;

2)ограниченный запас слов;                                                                      3)недостаточное усвоение звукового состава слов, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов;                                        

4)неточное понимание и неправильное употребление слов;

5)недостатки грамматического строя речи:          

6)ограниченное понимание устной речи;         

           7)ограниченное понимание читаемого текста.                 

        В результате этих отклонений в развитии речи слабослышащие дети встречаются со следующими затруднениями в школьном обучении:

 1)затруднённое усвоение первоначальной грамоты (письма и чтения).

 2)специфические ошибки в диктанте.

3)затруднения при пользовании учебником вследствие недостаточного понимания читаемого текста.                                                

   В отличие от нормально слышащих детей, слабослышащие дети из- за крайних затруднений в восприятии речи окружающих оказываются неспособными в достаточной мере овладевать речью в раннем возрасте. Неполноценное восприятие речи окружающих лишает детей возможности расслышать звуковой состав слов. Речь звучит для этих детей как неясные нечленораздельные, искажённые звуковые комплексы.                                          

В этих условиях оказывается невозможным или в очень малой мере возможным подражание речи окружающих и усвоение значений слов, фраз, выражений. В зависимости от степени нарушения слуха, от педагогических условий развития ребёнка, от времени возникновения слухового дефекта слабослышащие дети поступают в школу с нарушенной в различной степени речью.                

Перед специальной школой стоит задача обучать речи так, чтобы у слабослышащих учащихся развивалась способность отражать действительность при помощи словесной речи. Это значит, что в коррегирующем процессе эти дети должны усваивать те обобщения, которые заключены в нашей речи и которые отличаются от обобщений, свойственных наглядно- образному мышлению. Этим особенно осложняется отбор звукового материала, предлагаемого слабослышащим детям для усвоения.                 

 Особенности наглядно- образного мышления слабослышащих детей наиболее отчетливо проявляется на начальных ступенях обучения, сказываются на употреблении ими словесного материала. Здесь и смешение слов близких по значению или звучанию, и совмещение в одном слове названия предмета и совершаемого им действия или названия предмета и его признака.                                 При обучении в школе связная речь формируется на всех уроках и во внеурочное время. Например: изучение природы проходит на уроках развития речи, окружающий мир, кубановедение. На этих уроках проходят экскурсии в природу, наблюдение за природой. В этот период большое значение имеют правильные образные представления о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти представления не только возникают у слабослышащего ребёнка вне школы, из его личного опыта, но они постепенно складываются в процессе специального обучения и, как правило, организованных непосредственно в природе.

 Так, например, длительные систематические наблюдения за изменениями, происходящими в природе, учащимися в  1-х классах на уроках развития речи и окружающий мир, необходимы для накопления фактического материала, который явится основой для постепенного формирования представлений об изменчивости погоды в отдельные дни недели, в течение того или иного месяца, сезона, об изменчивости природы и деятельности людей. Эти представления послужат базой для формирования таких понятий, как «времена года», «погода», «день», «неделя», «месяц».         

Так, на первом году обучения учащиеся не имеющие дошкольной подготовки затруднялись ответить на простейшие вопросы:

-Какое сейчас время года?

-На улице тепло или холодно?

Не могли описывать погоду. К концу первого полугодия у всех учащихся были сформированы первоначальные знания о «временах года», «неделе», «погоде».

Проанализировав успехи учащихся можно выделить следующие группы ответов:

  1. Правильные ответы.
  2. Ответы, обусловленные особенностями речевого развития слабослышащего ребёнка.

   Поэтому учебная программа в современной  спец. школе требует от учителя своевременно вычленить этапы формирования того или иного понятия.

Развитие речи.

Темы

Кол-во часов

Дата

Оборудование

План.

Факт.

1

Как я повёл летние каникулы.

1

05.09

Учебник, картинки.

2

Школа. Сборы в школу.

1

05.09

Картинки.

3

Класс.

1

06.09

Таблички.

4

Учебные вещи.

1

06.09

Картинки.

5

В классе.

1

11.09

Таблички.

6. 7

Одежда.

2

13.13.09

Учебник, картинки

8

Игрушки.

1

19.09

Картинки.

9

Пища.

1

19.09

Таблички.

10.11

Посуда.

2

20.26.09

Картинки.

12

Спальня.

1

27.09

Таблички.

13

Личная гигиена.

1

27.09

Картинки.

14

Экскурсия по школе.

1

03.10

Таблички.

15

Дикие и домашние животные.

1

03.10

Картинки. Таблички.

16

Овощи. Фрукты.

1

04.10

Картинки.

17

Посуда.

1

10.10

Таблички.

18

Слова, отвечающие на вопросы. Кот это? Что это?

1

10.10

Картинки. Таблички.

19

Одежда. Обувь.

1

11.10

Картинки.

20

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

1

17.10

Картинки. Таблички.

21

Моя семья. Члены семьи.

1

17.10

Картинки.

22

Слова, отвечающие на вопрос:  Что делает?

1

18.10

Таблички.

23

Ответы на вопросы по картинке.

1

24.10

Картинки.

24

Слова мужского, женского, среднего рода.

1

24.10

Картинки.

25.26

Слова единственного, множественного числа.

2

25.31.10

Таблички.

27

Составление предложений по схеме

 Кто? Что? + Что делает?

Кто? Что? + Что делают?

1

07.11

Картинки.

28

Осенью

1

08.11

Учебник

29

В парке. В лесу осенью.

1

10.11

Картинки.

30

Моя семья (члены семьи).

1

14.11

Учебник     стр. 108

31

В нашем доме (посуда, пища).

1

15.11

Стр. 112

32

В нашем доме (ед., мн. число)

1

17.11

Учебник.

33

В нашем доме (кухня, ванна).

1

21.11

Таблички.

34

В нашем доме (обувь).

1

22.11

Учебник.

35

В нашем доме (одежда).

1

24.11

Учебник.

36

В нашем доме (обувь, одежда).

1

28.11

Картинки.

37

Школьные помещения (в спальне).

1

29.11

Стр. 124

38

В нашем доме (посуда).

1

01.12

Учебник.

39

В нашем доме (пища).

1

05.12

Таблички.

40

Про животных и птиц (дикие животные).

1

06.12

Картинки.

41

Про животных и птиц (домашние животные).

1

08.12

Картинки.

42

В нашем доме (одежда, посуда).

1

12.12

Таблички.

43

Про животных и птиц (дикие и домашние животные).

1

13.12

Учебник.

44

В классе (мебель класса).

1

15.12

Картинки.

45

В классе.

1

19.12

Таблички.

46

Зимой.

1

20.12

Картинки.

47

Моя семья (члены семьи).

1

22.12

Картинки.

48

Зимой (Новый год).

1

26.12

Таблички.

49

Зимой (зимние игры).

1

27.12

Картинки.

50

Слова, обозначающие качество предметов (большой, маленький).

1

16.01

Учебник.

51

Слова, обозначающие качество предметов (белый, красный, синий…)

1

17.01

Картинки.

52.53

Слова, обозначающие местоположение (где?).

2

23.01

24.01

Таблички.

54.55

Слова, обозначающие местоположение (где? куда?)

2

30.01

31.01

Таблички.

56

Школьные помещения. Краткие и полные ответы на вопросы.

1

06.02

Таблички.

57

Школьные помещения. Составление вопросов устно и письменно.

1

07.02

Таблички.

58

Составление вопросов устно и письменно.

1

13.02

Картинки.

59.60

Моя семья. Краткие и полные ответы на вопросы.

2

21.02

27.02

Картинки.

61

Составление и запись предложений по вопросам.

1

28.02

Таблички.

62

Слова, обозначающие качество предметов.

1

05.03

Таблички.

63.64

Мы - ученики. День школьника.

2

06.03

12.03

Картинки.

65

Предложение, выражающее просьбу.

1

13.03

Таблички.

66

Составление и запись предложений (по вопросам) по сюжетным картинкам.

1

19.03

Картинки.

67

Весной. Школьный двор. Краткие и полные ответы на вопросы.

1

20.03

Картинки.

68

Мы – ученики.

1

02.04

Картинки.

69

Дети играют. Составление и запись предложений (по вопросам) по сюжетной картинке.

1

03.04

Таблички.

70

Дети играют (он, она, они).

1

09.04

Учебник.

71

Краткие и полные ответы на вопросы. Да – нет.

1

10.04

Картинки.

72

Мы - ученики. День школьника.

1

16.04

Таблички.

73

Дикие и домашние животные. Слова, обозначающие действия предметов (бежит,  идёт, лежит, стоит).

1

17.04

Картинки.

74

На улице (здания). Краткие и полные ответы на вопросы.

1

23.04

Картинки.

75

В классе. На уроке.

1

24.04

Таблички.

76

Моя семья. Составление и запись предложений (по вопросам) по сюжетной картинке.

1

30.04

Учебник.

77.78

Моя семья. Слова, обозначающие действия предметов.

2

01.05

07.05

Картинки.

79

Краткие и полные ответы на вопросы: «Кто знает? Кто умеет?»

1

08.05

Таблички.

80

Слова, обозначающие временные отношения (вчера, утром, днём, вечером).

1

14.05

Учебник.

81

Слова, обозначающие качество предметов (какой).

1

15.05

Картинки.

82

Составление и запись предложений  (по вопросам) по сюжетной картинке.

1

21.05

Таблички.

83

Летом.

1

22.05

Картинки.

Исходным моментом и вместе с тем продолжающимся в течение всего обучения процессом является работа над словом, ибо без словарного запаса «немыслим никакой язык».                                                                                 

Навыки связной речи складываются прежде всего из владения словом, поэтому каждый урок должен быть подготовлен с точки зрения накопления словаря. Однако, как бы не был важен словарный состав языка, взятый сам по себе, он не составляет ещё языка. И только благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли.                                                 

На каждом уроке специально организованным педагогическим процессом мы должны обеспечить первоначальное накопление словаря и практическое овладение простейшими грамматическими закономерностями.                

  В речи учащихся 1-го  класса нет названий действий и названий предметов, но есть слова, указывающие на некоторые ситуации. Более дифференцированное значение слова слабослышащий ребёнок усваивает по мере того. Как он накапливает больший запас слов.                                                

 Именно этим объясняется тот факт, что в речи слабослышащих детей очень редко встречаются определения. Как известно, определения обычно выражаются именами прилагательными, причастиями, местоимениями, порядковыми числительными. Тем более это касается наречий и других служебных категорий.  От учителя требуется такой подбор учебного материала по языку и создание таких условий его преподавания, которые обеспечили бы слабослышащему ребёнку постепенный переход от наглядного отражения окружающих явлений к более отвлечённому и обобщённому осознанию дейтвительности с помощью языка.  Вся эта поэтапная работа отражена в планировании работы по формированию грамматического строя.                                                                                         Реализация идей интенсификации учебного процесса в современной школе I-II вида показала значимость комплексного, целостного  подхода к формированию знаний, умений.

Литература.

Боскис Р. М. «Изучение слабослышащих детей в процессе обучения». Учебное пособие.  М. . Изд. «Педагогика». 1972.

Бельтюков В. И. «Чтение с губ». Учебное пособие. М. Изд. «Педагогика». 1970.

Боскис Р. М., Коровин К. Г., Синяк В. А.  «Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся».    Учебное пособие. М. Издательство академии педагогических наук РСФСР. 1955.

Зыкова Т. С. Влияние интегрированного подхода на результаты обучения и развития глухих школьников. Дефектология. 2009. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие разговорной речи неслышащих детей в младших классах

В докладе рассказывается  о различных методах и приёмах по формированию у детей с нарушением слуха словесного общения, развитию разговорной речи в условиях специального обучения в шко...

Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка".

Доклад на тему: " Развитие остаточного слуха на уроках русского языка", выступление на ШМО учителей русского языка и литературы в коррекционной школе- интернате I,II вида....

Доклад на тему: "Развитие познавательной самостоятельности на уроках биологии".

Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель сегодня не знает, что его задача – учить школьников так, что бы они не только знали, но и непрерывно пополняли сво...

Доклад на тему: «Развитие логического мышления на уроках биологии».

Многие современные программы обучения биологии в школе целиком базируются на развитии способности к абстрагированию      иобобщению, освоении абстрактно-логических понят...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...


 

Комментарии

Афоненкова Наталья Николаевна

Спасибо за материал, очень интересный узнала много нового буду использовать в работе Афоненкова Н.