Презентация "Особенности методики чтения произведений"
презентация к уроку
Особенности чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_metodiki_chteniya_proizvedeniy_razlichnyh_zhanrov.pptx | 73.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методической особенностью обучения детей чтению произведений различных жанров на первом этапе является детализация анализа текста произведения, когда внимание детей фиксируется на каждом действии персонажей, на их словах и чувствах, ситуациях, определяющих эти действия и чувства, а цельность восприятия произведения задается таким средством антиципации, как сопоставление основной иллюстрации к произведению с его названием и установкой на жанр. На втором этапе в процесс обучения младших школьников чтению произведений различных жанров целесообразно включить работу по составлению специального словаря.
Литературное произведение представляет собой сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства) взаимодействуют между собой. В произведении образ не статичен, он дан в развитии. По мере развития раскрывается перед читателем все новыми сторонами. Данная особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия, т.е. с синтеза (с чтения произведения целиком). Анализ художественного произведения следует за синтезом и делает возможным переход к синтезу более высокого качества.
Этапы работы над произведением 1) первичный синтез 2) анализ 3) вторичный синтез
На этапе анализа — устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета; — выясняются мотивы поведения действующих лиц и черты их характера (почему так поступили и как это их характеризует); — раскрывается композиция произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка); — проводится анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.
На этапе вторичного синтеза обобщаются существенные черты действующих лиц; — сопоставляются герои и дается оценка их поступкам; — выясняется идейная направленность произведения; — дается оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства.
Методические требования 1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения. 2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики). 3. Обязательным условием является анализ художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание. 4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.
Методика чтения рассказов Рассказ является ярким примером художественного произведения. Поэтому при чтении рассказов применяются все основные виды и приемы работы: Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа про себя или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Рассказы о жизни природы, о труде дети могут уже со II класса читать про себя с выполнением простого задания. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки персонажей. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Методика чтения сказок Мир сказок прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают герои — смелые, сильные, находчивые люди. Сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Особенно импонирует детям действенная направленность на победу, на торжество правды, на благополучную концовку. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок — прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д. В начальных классах школы учащиеся знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....
Домашнее чтение произведения Гарри Поттер
Данное задание предусмотрено для работы над таким аспектом как домашнее чтение. В нем можно найти задания на пополнение лексического запаса и развитие умений говорения....
АВТОРСКАЯ ФАКУЛЬТАТИВНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА « ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».
Ни для кого не секрет, что английский язык как иностранный занимает в современной школе лидирующее положение. В связи с этим группы изучения немецкого языка чаще всего формируются по « остаточно...
Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии в помощь учителю литературы
Сборник электронных образовательных ресурсов в помощь учителю литературы...
Jolly Phonics - методика чтения по жестам и фониксам
Jolly Phonics - это, прежде всего, методика, помогающая с первого занятия увлечь ребенка чтением и работой с буквами и звуками. Она предназначена для детей дошкольного возраста и учащихся начальн...