Телесно - ориентированная терапия (ТОТ)
план-конспект
Мастер-класс для коллег раскрывает коррекционно-развивающее занятие, с элементами телесно-ориентированной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 74.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые эксперты, коллеги!
Горюшкина О.М., педагог-психолог, работаю в краевой школе №3 города Ачинска.
Категория обучающихся нашей школы это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Мы работаем с детьми, имеющими разные нозологии - дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, слепые и слабовидящие дети и др. Я понимала, что нужно подбирать различные технологии, какое - то время была в поиске…
5 лет назад к нам в школу приехали представители министерства образования. В беседе, руководитель отдела упомянула о телесно - ориентированной технологии, и о том, что эта технология хорошо подошла бы для сопровождения наших детей. Я загорелась этой идеей, стала изучать теоретический материал, смотрела видеоконференции по этой теме. Постепенно, начала применять ее в своей деятельности. Из опыта работы, обратной связи с педагогами и родителями, могу сказать, что эта технология вызывает интерес детей, показывает положительный результат в их развитии.
Сегодня, я представлю вам мастер-класс на тему: «Телесно-ориентированная технология в коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами младшего школьного возраста».
Телесно-ориентированная терапия (ТОТ) это направление в психологии, работающее над проблемами через различные техники телесного контакта. Основоположник-Вильгельм Райх.
В основе ТОТ лежит понятие – телесный панцирь. «Распускание» в ТОТ – процесс освобождения от мышечного зажима в каждой возможной проблемной зоне.
Всего выделяется 7 видов телесного панциря: глазной, челюстной, горловой, грудной, диафрагмальный, брюшной, тазовый.
Из опыта работы, мы убеждаемся, что движение необходимо для успешного учения. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих заболеваний, находятся в постоянном стрессовом состоянии, имеют сниженную двигательную активность. Это способствует мышечным зажимам во всех отделах тела ребенка, что нарушает кровообращение, в связи с этим происходит нарушение в развитии когнитивных процессов.
Технология ТОТ способствует:
- снятию мышечного, эмоционального напряжения
- снижению уровня тревожности
- развитию коммуникативных навыков
- развитию умения контролировать свои эмоции
- развитию познавательных процессов. и т.д.
На коррекционно-развивающих занятиях, я использую следующие техники ТОТ:
- самомассаж
- дыхательная гимнастика
-физические упражнения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
- гимнастика для лица
- арт-терапия
-элементы танцевальной терапии
В дальнейшем планирую освоить элементы адаптированной йоги, актерского мастерства и активно использовать их в своей работе.
Каждое занятие с ТОТ носит игровой характер, например, прогулка, поход, путешествие. Активно пользуюсь различным оборудованием сенсорной комнаты, музыкальным сопровождением.
Структура каждого занятия соответствует распусканию телесного панциря по видам, от глазного до тазового. Кроме этого, придерживаюсь следующим этапам:
- «Я здесь», «Я есть», знакомство со своим телом.
- «Самомассаж»
- «Работа в паре, группе»
- «Релаксация»
- «Рефлексия»
Состав групп разный, это группы детей одного класса и группы смешанного состава. Количество не больше 7-8 человек.
В ходе мастер-класса мы будем общаться с вами в технике «Параллельного разговора», как с детьми и как с коллегами, давая комментарии и проводя анализ.
Здравствуйте дети! Сегодня, мы с вами отправимся в путешествие! А поможет нам в этом наш волшебный парашют. Отгадайте, во что он превратится сегодня:
Ой, несусь, кружусь, верчусь
до мурашек в теле,
Но нисколько не боюсь
быстрой...(Карусели)
Верно, это карусель, которая поможет нам путешествовать по станциям.
Готовы? Усаживайтесь поудобней, в путь!
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели
А потом, а потом,
Все бегом и бегом
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите!
Коллеги, для детей очень важны ритуалы. В играх – путешествиях, ритуалом является процесс передвижения, в данном случае на карусели, мы заучиваем стихи с движениями. Я не меняю часто средства передвижения, нужно, чтобы дети хорошо его запомнили, и тогда процесс превращается в ритуал.
Этот парашют может выполнять две роли, свою, и карусели, еще у нас есть поезд и самолет с элементами психогимнастики и другие.
Дети, мы прилетели на первую станцию. (Провожу)
Здесь нас встречает Солнышко. А какое настроение у нашего солнышка? Покажите свое настроение.
Давайте поиграем! Я буду называть одну часть лица, а показываю другую. Вы показываете то, что я называю. (играем)
Молодцы, вы очень внимательные.
А теперь новая игра.
Представьте себе, что наше лицо сделано из пластилина или из глины. Прикоснитесь руками к своей голове. Ощупайте пальцами голову: какой формы она у вас? Почувствуйте свои волосы: какие они на ощупь - мягкие или жесткие? Расслабьте кисти рук и пальцами слегка постучите по голове, будто идет дождик. Делайте это мягко, не причиняйте боль вашей голове.
Теперь коснитесь пальцами своих ушей. Представьте себе, что вы лепите себе ушки из глины. Нажимайте слегка пальчиками на мочки ушей, передвигайте пальцы выше, слегка оттяните ушки в стороны, теперь вверх, вниз. Скорчите рожицу, как обезьянки, оттягивая при этом ушки в стороны.
Коллеги, по такой схеме прорабатываем все части лица.
Следующая игра ребята: «Глазки бегают по кругу»
( Глазки бегают по кругу: влево, вправо, вверх, вниз
А затем еще по кругу, пробежались друг за другом
Не догнали - спрятались (зажмурить)
Посидели, посидели, распахнулись - осмелели)
Молодцы, а теперь давайте задуем свечи.
Упражнение «Задуваем свечу»
Коллеги, это упражнение может иметь разные варианты: цветные полоски бумаги, ватка-снежок, снежинки, цветы - декор в кабинете.
Молодцы ребята, вы справились с заданиями солнышка, отправляемся дальше.
Мы прилетели на следующую станцию «Топ-топ, Хлоп-Хлоп»
Давайте выполним задания наших друзей «Ножек-топотушек», «Ручек-непосед».
Нужно пройти по волшебным дорожкам.
Подбираю разные упражнения на развитие сенсорики, моторики (сухой бассейн, бусы, рисование песком, мозаика…)
На первой и второй станциях, провожу игры и упражнения на познание своего тела, самомассаж по отделам телесного панциря. Важно для ребенка понять свое тело, научиться его ощущать.
Ребята, мы справились! Двигаемся дальше!
Третья станция называется «Двигай телом»,
Давайте поиграем в игру «Солдат и тряпичная кукла»
Коллеги, для этой станции подбираю упражнение на взаимодействие друг с другом, парное и групповое. Например, Упр. «Пингвинчики»
Упр. «Рисунок на спине» (солнце, тучи, дождь, ливень, ветер, солнце)
Упр. «Велосипед», как лежа на спине ногами, так и руками в парах.
Из опыта, я поняла, что очень важно сначала пройти этап самопознания, а потом взаимодействия, дети начинают спокойно относятся к тому, что их берут за руку, постепенно мы переходим к игре «Обнимашки», по желанию.
Молодцы дети, вы хорошо двигали своим телом, полетели дальше!
Последняя станция нашего путешествия «Отдыхай-ка»
Коллеги, наше оборудование позволяет организовать различные зоны для релаксации! Во время этого процесса мы слушаем классическую музыку, звуки природы. После прослушивания мы обсуждаем: что чувствовали, представляли? Это сложно, но постепенно мы расширяем словарный запас, что помогает передать свои чувства и дать характеристику музыке на элементарно простом уровне.
На этапе рефлексии выясняем, что получилось, понравилось, было сложно на занятии. Договариваемся, на какую станцию нужно вернуться, для доработки или выполнить понравившееся упражнение.
Ребята, вот мы и побывали на последней станции. На этом наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? Вы большие молодцы! Буду ждать наших следующих встреч!
И в заключение, своего мастер-класса хочу сказать:
Горжусь профессией своей
За то, что душу человека согреваю
За то, что я могу понять детей,
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь,
Уходят пусть тревога и забота.
Кусочек сердца людям отдавать,
Такая у психолога работа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Телесно ориентированный подход или о пользе объятий".
Объятия гораздо полезней, чем может показаться на первый взгляд. Исследования доказывают, что объятие помогает людям как психологически, так и физически....
Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»
Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...
Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»
Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...
Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства
Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...
Телесно-ориентированные практики против педагогического выгорания.
Mindfulness и Embodiment. Что это?Как работают практики внимания?Почему тело и осознанность - связаны?Внимание и тело, как инструменты саморегуляции....
Использование телесно-ориентированного подхода при работе над закреплением произношения звуков.
Данные приемы работы по закреплению правильного произношения звуков рекомендованы для воспитателей речевых и комбинированных групп, а так же родителей,имеющих детей дошкольного возраста с ...
Телесно - ориентированная терапия в работе с учащимися с ОВЗ (из опыта работы)
В данной статье автор делится с читателями собственным практическим опытом работы по использованию методов и приемов телесно - ориентированной терапии в работе с учащимися с ОВЗ....