Телесно - ориентированная терапия в работе с учащимися с ОВЗ (из опыта работы)
учебно-методический материал

Минаева Светлана Сергеевна

В данной статье автор делится с читателями собственным практическим опытом работы по использованию методов и приемов телесно - ориентированной терапии в работе с учащимися с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telesno-orientirovannaya_terapiya._doklad_na_mo.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Телесно – ориентированная терапия в работе

 с учащимися с ОВЗ

     Существует огромное количество техник, которые специалисты активно используют в своей работе. В прошлом году я рассказывала о методе «мульттерапия». В своем сегодняшнем выступлении я кратко расскажу о методе «телесно-ориентированной терапии», приемы и методы которой использую на своих занятиях.

   Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Именно поэтому, многие специалисты считают, что, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

   В последние годы этот вид терапии применяется для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека и активно используется в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

   Т.к. коррекция имеющихся нарушений у детей требует комплексного подхода, то работа ведется в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. И каждый из нас, в той или иной степени использует в своей работе специальные задания и упражнения телесно – ориентированной терапии.

   Что же представляет собой телесно – ориентированная техника?

Телесно-ориентированная техника включает в себя:

• биоэнергопластику – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (активно применяют учителя - логопеды);

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела для нормализации мышечного тонуса;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям ощущений;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

   Различные растяжки, упражнения для релаксации и дыхательные упражнения включены в структуру каждого психологического занятия.

Существует определенная этапность включения этих упражнений.

   На первом этапе работы снимаем мышечные зажимы, расслабляем тело, учимся анализировать собственные ощущения от напряжения и расслабления определенных частей тела. Для этого хорошо подходят упражнения «Лимон», «Ленивая кошечка», «Тряпичная кукла», «Марионетки», «Карандаши.

Например:

Упражнения «Лимон» и «Карандаши» - в основе действия «сжать – разжать»:

Упражнения «Ленивая кошечка», «Тряпичная кукла», «Марионетки» - позволяют закрепить положительные эмоции путем расслабления.

   На втором этапе переходим к технике дыхания. Это на первый взгляд кажется, что это очень легко, на самом деле, выполнять такие упражнения правильно надо научиться. С помощью правильно регулируемого дыхания стараемся снять психоэмоциональное напряжение, высвободить неотреагированные эмоции и добиться «функциональной разрядки». Кроме того, при выполнении комплекса дыхательных упражнений регулируется баланс правого и левого полушарий мозга, что способствует концентрации внимания и настрою на выполнение заданий, связанных с умственным напряжением.

Для этого этапа подходят упражнения «Надуваем и втягиваем щеки», «Полное дыхание», «Аист».

   На третьем этапе активно используются подвижные имитационные игры для того, чтобы поднять эмоциональный тонус ребёнка и направить его энергию в позитивное русло, а также снять накопившееся напряжение и усталость.

Это могут быть игры «Вжиться в образ», «Змейка», «Путаница», «Ноев ковчег», «Этюды с воображаемыми предметами».

   Всем детям, без исключения, нравится выполнять такие упражнения, т.к. во всех упражнениях присутствует игровой компонент. Есть и различные трудности: очень сложно выполнить релаксационные упражнения, требующие что-то представить или вообразить (например: «Солнечный пляж», «Космическое путешествие») или упражнения, при выполнении которых нужно придерживаться четкой последовательности чередования движений.

   Но, мы работаем в этом направлении!!!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для классных руководителей «Телесно-ориентированная терапия в работе классного руководителя как один из способов сохранения здоровья подростка»

Классным руководителям необходимо владеть современными психологическими техниками в работе с детьми. Телесно-ориентированная терапия является замечательным средством для того, чтобы наладить контакт с...

Системно-деятельностный подход как основа применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского в 5 классе» (из опыта работы)

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Занятие с элементами телесно-ориентированной терапии и йоги «Найти и обезвредить: помогаем друг другу снять последствия стресса»

Теоретической базой для разработки данного занятия послужили работыГанса Селье, Вильгельма Райха, Александра Лоуэна, а также принципы хатха-йоги Цели занятия: - коррекция психо-соматического сост...

Телесно-ориентированная терапия при работе со стрессами родителей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, как инновационный метод профилактики социального сиротства

Сопровождение ребенка с ОВЗ должно быть организованно таким образом, чтобы помочь не только ребенку, но и его родителям адаптироваться к ситуации воспитания и обучения. Данная статья рассказывает как ...

Телесно - ориентированная терапия (ТОТ)

Мастер-класс для коллег раскрывает коррекционно-развивающее занятие, с элементами телесно-ориентированной терапии....