Роль и место Этноцентра в деятельности общеобразовательной организации
методическая разработка
В деятельности общеобразовательной организации огромное место занимает Этноцентр. Через работу Этноцентра проводится обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения на основе этнопедагогики, формирование личности гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Лидия Геннадьевна Иксанова,
Директор МОУ «Шуарсолинская ООШ»
Роль и место этноцентра в образовательной деятельности школы
«Залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является выполнение одного непременного условия - постоянная опора на самих себя, на свои культуроно- образовательно-воспитательные традиции, на этнопедагогику,…не востребованные многие годы идеи народной педагогики получают все большее понимание и распространение…народная педагогика, будучи в своей основе практической, методом проб и ошибок в своем многовековом опыте выработала порой универсальные механизмы приобщения детей к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей нас природы…школьный учитель в этнопедагогике может найти ответы на многие сложные, порой еще не решенные в теоретической педагогике вопросы.» Большим ценностным потенциалом располагает этнокультурное воспитание. Иван Александрович Чуриков, кандидат педагогических наук, доцент МГПИ имени Н.К.Крупской, к сожалению, ушедший из жизни, говорил: « Воспитательное пространство с присущими ему свойствами целенаправленности, целостности, непрерывности воздействия на подрастающего человека оказывает эффективное влияние на формирование его личности. В этом пространстве активно действуют ценностные ориентиры, образцы нравственных отношений, поведения и деятельности. Специально организованные воспитательные системы эффективно функционируют до тех пор, пока в них действуют ценностные ориентиры, всем понятные, воспринимаемые как традиции. Но резкая смена ценностных ориентиров приводит к нарушению функционирования этой системы, снижению ее воспитательного потенциала.
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, диктую новые аксиологические ориентиры приоритетности основных качеств личности, что требует изменения содержания образовательно-воспитательной деятельности. Отказ общества от ценностей социалистической идеологии не привел к автоматической их замене ожидаемыми демократическими ценностями…
И.А.Чуриковуказывает на этнопедагогику как одну из перспективных направлений в образовательной деятельности школы.
Шуарсолинская школа- национальная сельская школа, центр социума. На сегодняшний день она стала центром этнокультурного пространства(колхоза нет, клуб на ремонте). Воспитательная работа в школе построена на основе марийской национальной культуры. В учебном плане образовательного учреждения национально-региональный компонент занимает прочное место. Дополнительное образование охватывает на удовлетворение языковых прав и этнокультурных потребностей не только обучающихся и воспитанников, но и родителей и жителей Шуарсолы.
Мы всем объясняем, что мы живем в Республике Марий Эл, население в микрорайоне- марийское, в школе и ученики, и учителя по национальности мари, поэтому изучать культуру своего народа- наш долг и обязанность.
Конечно, в каждой школе в образовательно-воспитательной системе школы есть национальный компонент: изучаются родной язык и литература, история и культура народа, проводятся какие-то мероприятия в этом направлении, ведутся кружки, отмечаются праздники, но система воспитания на основе марийской национальной культуры требует дальнейшего развития в условиях сельского этнокультурного пространства. Воспитание необходимо строить на основе широкого использования богатства марийской национальной мудрости, опыта жизни, деятельности и творчества народа, которые представляют его духовную ценность. Национальная культура должна присутствовать в работе ОУ не только как иллюстративный материал к отдельным мероприятиям, но и как целенаправленная творческая деятельность детей, подростков и юношества, связанная с глубоким изучением языка, литературы, песенно-музыкальным, художественно-прикладным искусством, приобщением к марийскому народному промыслу.
Что же у молодого поколения может воспитать национальную гордость, любовь к красоте своего края, к своей родной культуре, стремление ее обогатить, развивать дальше, создавать для этого необходимые условия, уважительное отношение к другой культуре другого народа вообще, населения Республики Марий Эл в частности, знакомить с произведениями марийского фольклора, литературы, музыкально-художественным творчеством, художественно-прикладным искусством?Что же расширит культурный кругозор подрастающего поколения, поможет усвоению ими общечеловеческих ценностей?
Мы попытались ответить на эти вопросы и создали этнокультурную среду, этнокультурное пространство: деревня, школа, музей. Но деревня задействована по праздникам, школа работает в режиме учебного времени, музей открывается и закрывается после занятий и посещений. Мы пришли к тому, что нужен ЭТНОЦЕНТР. Мы его создали и назвали «ОТО». Он находится рядом с музеем, где краеведческие материалы. В музее- вещи, предметы. В этноцентре- дух, душа. Если мы говорим о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, то наш этноцентр- требование времени, он создан во исполнение главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Здесь и работа с одаренными, и здровьесберегающие технологии, и школьная инфраструктура(у нас эта комната играет роль психологической разгрузки, методического кабинета, встречи разных поколений ит.д.), и даже информационно-коммуникативные технологии.
Как построена работа этноцентра? Здесь ведутся урочные и внеурочные занятия. Уроки литературы, ИКН, воспитательные мероприятия и т.д.
Конечно, главная наша цель была не в этом. В этноцентре ведут занятия по обучению детей таким видам деятельности, как прядение, вышивание, шитье, плетение и т.д. наши бабушки и дедушки. Старшее поколение передает свои знания(бесплатно) младшему. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. «Старики» выступают как самобытные, талантливые педагоги и воспитатели, попутно занимаясь семейным воспитанием.
Ведущей идеей нашегоэтноцентраявляется достижение гармонии природно-биологического, социально и духовного в развитии личности. Мы формируем отношение к миру, направленное на нравственную ответственность перед собой и окружающей средой. У многих народов финно-угорской группы, в том числе марийцев, образ жизни и законы природы были слиты в единое целое. Поэтому для народной педагогики было естественным абсолютное неприятие негативных действий к природе: сорвать цветок, сажать в клетку певчую птицу или животных. Народная мудрость, проповедуя единство человека и мира, отрицала излишество, извращение, самоистязание. Народ хотел видеть в каждом своем ребенке комплекс социально-этических качеств. В народном воспитании большое значение имеет преемственность поколений, участие в нем всех- и стар и млад, социальной среды, социальной общины, деревни, соседей.
Мы видим перед собой такие ценностные ориентиры, как гуманизм,патриотизм, отношение к женщине, доброе отношение к людям, дружба между людьми, бережное отношение к живой и неживой природе, отношение к труду.
Идеи народного воспитания обобщены и описаны народной педагогикой и содержатся в устном народном творчестве, в традициях воспитания молодого поколения. Та многовековая материальная, духовная и художественная культура марийского народа, которая существует сейчас, таит в себе огромные богатства. Марийская национальная культура- один из прекрасных цветков в букете мировой культуры. И опора на нее является одним из эффективных направлений воспитательной работы с детьми в национальных школах. Быть добрыми, чуткими, справедливыми нельзя призывать. Это не будет иметь результата. Знакомя ребенка с марийской национальной культурой, обогащая его, формируя как личность, научив понимать и ценить, уважать и любить все родное, мы «выпускаем» его, как птицу, в полет. Он выходит на уровень самости, творчески развиваясь. Но мы преследуем еще дальнюю цель- преемственность. Преемственность дает возможность детям вобрать в себя и развивать все лучшее, что есть в марийской культуре. Да и просто общение между бабушками-дедушками и внуками- это великое дело. Сейчас необходимо учить уважать старших, поколение, которое трудилось и воевало.
Этноцентр в нашей школе стал воспитательным центром. Мы видим реальную перспективу в деятельности этого этноцентра.
Литература:
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1, Изд-во Казанского университета,1996.
- Чуриков И.А. марийские народные сказки как средство воспитания// марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в школе. Материалы 2-й республиканской научно-практической конференции. Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 1997.
- Юадаров К.Г. Вера предков язычество. Йошкар-ола,1999.
- Четкарева Р.П. Природа, здоровье и табу народа мари, Йошкар-Ола, 1999.
- Чуриков И.А. Ценностные ориентиры воспитания в народной педагогике.//Развитие личности школьника в воспитательном пространстве. Йошкар-ола, 1999.
- Чуриков И.А. Марийская народная педагогика, Йошкар-ола, 1999.
- Чуриков И.А. Воспитательные дела на основе национальной культуры и народной педагогики. // технология, Йошкар-Ола, 1996.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Под ред. В.А Караковского, Л.И.Новиковой, Н.А.Селивановой, Е.И.Соколовой,-М.: Педагогическое общество России, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль и место детского общественного объединения в организации воспитательной работы в школе»
О создании современного школьного детского объединения...

Роль и место внеурочной деятельности в условиях сельской школы при введении ФГОС на начальной ступени образования на примере работы кружка дополнительного образования «Мой первый английский».
В работе содержится материал по обмену опытом....

Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...

Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Тема самообразования....

Удостоверение о повышение квалификации курса «Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений» (72 часа).
laquo;Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений» (72 часа). ГБОУ высшего образования Московской области «Академия социального управл...

Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений
Родительское собрание "Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)"...

Статья "Роль и место второго иностранного языка в общеобразовательной средней школе".
Знание иностранных языков в современном мире трудно переоценить. Постоянно растущие международные связи в различных областях человеческой деятельности требуют всё больше специалистов, свободно владеющ...