Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений
материал
Родительское собрание "Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра воспитательных систем
название кафедры
Практико-значимая работа
Выполнила:
слушательница курсов повышения квалификации по программе
«Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений»
Лищук Наталья Васильевна
Проверила:
к.п.н.,
доцент кафедры воспитательных систем
Куницына Светлана Михайловна
Москва, 2018 год
Родительское собрание
"Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)"
Один из ключевых моментов подбора тематики родительских собраний – отражение актуальных проблем в деятельности школы, решение назревших вопросов. После проведенного анкетирования среди учителей школы и анализа воспитательной работы школы, был выявлен низкий процент посещаемости родителями классных собраний, большое количество неполных семей, низкий уровень качества знаний в 6 классе. Эти выводы стали основой для определения темы школьного родительского собрания.
Цель:
- формирование у родителей учащихся ответственного отношения к воспитанию своих детей;
- обучение родителей умению правильно пользоваться родительскими правами, а так же разъяснение понятия «жестокое обращение».
Предполагаемый итог:
- сформированное чувство ответственного отношения родителей к воспитанию своих несовершеннолетних детей;
- повышение юридической грамотности родителей в области родительских прав и обязанностей..
Форма собрания: лекция, беседа.
Участники: родители, педагоги.
Используемые технологии: ИКТ
Место проведения: классный кабинет
Участники: родители 6 класса
Ход собрания.
1. Эпиграф родительского собрания
«…Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому:
родители пример тому»
П.И. Пидкасистый
2. Организационный момент
– Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Сегодня мы с Вами будем знакомиться с Основными Законами и нормативно-правовыми актами РФ, в которых четко прописаны все права, обязанности и ответственность родителей. А также будем учиться правильно пользоваться родительскими правами.
3. Введение
Многие родители уверены, что знают свои права, права своих детей, а также в полной мере исполняют свои обязанности. Но, исходя из практики, хочется отметить, что зачастую родители не могут ответить на простые вопросы, касающиеся прав детей, а главное, обязанностей и ответственности в отношении своих детей. Чаще всего сами родители являются злостными нарушителями прав своих детей.
И для того, чтобы мы с Вами нашли общий язык, пришли к общему знаменателю в вопросе воспитания наших детей, я хочу познакомить Вас со следующими основными Законами и нормативно-правовыми актами. Подробнее остановлюсь на тех статьях Законов, где прописаны обязанности и ответственность родителей за развитие, воспитание, здоровье и обучение детей.
4. Основная часть
Основные Законы, нормативно-правовые акты:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Семейный Кодекс РФ;
Уголовный Кодекс РФ;
ФЗ «Об образовании в РФ»;
Административный Кодекс РФ;
Законы Московской области
1. Конвенция ООН о правах ребенка:
Статья 18. Родители имеют общую и первичную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Они обязаны в первую очередь думать об интересах ребенка.
2. Конституция РФ:
Статья 38.
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства;
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей;
Статья 43.
1. Каждый имеет право на образование.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
3. Федеральный Закон «Об образовании в РФ»
Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители):
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся;
За неисполнение или нарушение Устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных нормативных актов к обучающимся школы могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчислении из образовательного учреждения.
По решению Школы и с согласия КДН и ЗП за неоднократное совершение дисциплинарных поступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста 15 лет.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
4. Семейный Кодекс РФ
Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 56. Право ребенка на защиту;
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей;
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Статья 65. Осуществление родительских прав;
1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Статья 69. Лишение родительских прав:
1. Уклонение от родительских обязанностей;
2. Злоупотребление родительскими правами;
3. Жестокое обращение с детьми;
4. Хронический алкоголизм, наркомания.
Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
5. Уголовный Кодекс РФ
Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
Статья 125. Оставление в опасности
Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии.
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного учреждения.
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
6. Закон Московской области от 30 декабря 2005 года N 273/2005-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в московской области»
Статья 6. Полномочия Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
К полномочиям Московской областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав относятся:
1) сбор, изучение и обобщение информационных, аналитических и статистических материалов о состоянии безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений, гибели и травматизме, нарушениях трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, разработка мер по предупреждению данных явлений;
5) изучение условий воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, обращения с ними в учреждениях системы профилактики, учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также в семьях, находящихся в социально опасном положении;
6) выявление причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизму, правонарушениям, гибели и травматизму, нарушениям трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, вовлечению их в совершение противоправных деяний;
13) правовое просвещение в сфере прав и обязанностей несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей;
7 Закон Московской области от 04.12.2009 №148/2009-ОЗ (в ред. от 15.07.2015) "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области"
Статья 4. Места, в которых нахождение несовершеннолетних не допускается
1. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних независимо от времени суток в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, в том числе на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции.
2. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в ночное время с 22 часов до 6 часов, а в период с 1 мая по 31 августа в ночное время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции.
3. В Московской области не допускается нахождение несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет в ночное время с 23 часов до 6 часов без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних, в общественных местах, указанных в части 2 настоящей статьи.
Статья 6. Меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается
1. Родители (лица, их заменяющие) обязаны принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, в которых их нахождение не допускается.
5. Вывод
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
6. Заключение
А хотелось бы мне закончить свое выступление следующими словами Виссариона Григорьевича Белинского:
«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
Спасибо за внимание!
Это важно помнить родителям!
•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.
•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.
•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Анализ мероприятия.
1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания
Большое внимание при подготовке родительского собрания было уделено подготовительному этапу, сообщена родителям и детям заранее тема, цель, подключен родительский комитет и тем самым повышена явка родителей на собрание.
Классным руководителем 6 класса была разработана следующая структура подготовки родительского собрания
Определить цель собрания.
Изучить научно-методическую литературу.
Провести микроисследования.
Определить вид, форму и этапы собрания, способы и приемы работы его участников.
Придумать форму приглашения родителей.
Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;
Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.
Оборудовать и оформить помещение для собрания.
С опорой на эту структуру была построена подготовительная работа.
Проблема формы приглашения родителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Родители получили их за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Явка родителей составила 80%.
2. Тематика родительского собрания и его назначение
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
После проведенного анкетирования среди учителей школы и анализа воспитательной работы школы, был выявлен низкий процент посещаемости родителями классных собраний, большое количество неполных семей, низкий уровень качества знаний в 6 классе. Эти выводы стали основой для определения темы школьного родительского собрания. "Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей)".
Тема родительского собрания была определена педагогами и родительским комитетом.
Далее была определена форма проведения собрания и его содержание и составлен краткий конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.
3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания
Особым объектом внимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состояла в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. На данном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель использовала очень эффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".
Однако родители других детей тоже не были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому из них. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях, успешно учатся.
Итак, можно сделать вывод, что требования к проведению родительского собрания были максимально выполнены.
4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах
Анализируя данное родительское собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя с последующими его ответами на вопросы родителей.
Активность родителей в обсуждении вопросов можно оценить как среднюю.
5. Итог собрания
Подведение итогов собрания началось на самом собрании, т.к было необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно было и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее были подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:
явка родителей, причины отсутствия;
персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;
вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Классный руководитель в заключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы.
Информация об итогах родительского собрания была доведена до администрации школы и коллег-педагогов.
Заключение
Завершая работу можно прийти к следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Родительское собрание было эффективным. Классный руководитель начала свое выступление перед родителями с положительных моментов и этим способствовала формированию положительного настроя родителей. Интонация собрания была на уровне "советуемся, размышляем вместе". Присутствовали такие качества педагогов как тактичность, деликатность. Я считаю, что были построены доверительные отношения с родителями учеников. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например, построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей "группы риска", родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).
И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога, и родителей.
Литература
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Семейный Кодекс РФ;
Уголовный Кодекс РФ;
ФЗ «Об образовании в РФ»;
Административный Кодекс РФ;
Законы Московской области
В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО "Классико-принт", 2003.
Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.
Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004.
Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 2000.
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
В учебном процессе происходят разные явления. Работа Уполномоченного необходима для урегулирования отношений между участниками образовательного процесса....
работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребёнка при Президенте Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, а в структуру образовательных учреждени...
План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе
Перспективные направления деятельности Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе: 1) Систематическая работа с обращениями участников образовате...
Отчёт о работе Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
Основными задачами Уполномоченного являются:- содействие восстановлению нарушенных прав участников воспитательно-образовательного процесса;- оказание помощи родителям (законным представите...
План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в МКОУ - ООШ с. Львовка на 2015-2016 учебный год
Цель работы: Обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении....
Справка по итогам посещения на дому семьи, стоящей на ВШК, Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса
По словам Евы Лентовска (первого польского омбудсмена): «Сочетание «Школа – правовое пространство» предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личн...
Удостоверение о повышение квалификации курса «Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений» (72 часа).
laquo;Деятельность общеобразовательной организации по защите прав участников образовательных отношений» (72 часа). ГБОУ высшего образования Московской области «Академия социального управл...