Индивидуальные образовательные программы
рабочая программа
Индивидуальные образовательные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7s_klassa_po_izo.doc | 163 КБ |
stolyarnoe_delo_9g_klass_ovz.doc | 441.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству для 7в класса составлена на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановления от 10.06.2015 года №26 об утверждении санпин 2.4.2.32.86-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с организационными возможностями здоровья»
3. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Красноярского края (Приложение к письму министерства образования Красноярского края № 75-9151 от 04 сентября 2015 года).
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ермаковская средняя общнобразовательная школа №2» для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой, тяжёлыми и множественными нарушениями развития);
5. Учебного плана на 2022-2023 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжёлой, глубокой, тяжёлыми и множественными нарушениями развития); муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ермаковская средняя школа №2»;
6. Рекомендаций ПМПК.
Для реализации адаптированной образовательной программы используется учебно-методический комплект:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2010, г.
2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
- развитие интереса к изобразительной деятельности
- формирование умений пользоваться инструментами
- обучение доступным приемам работы с различными материалами
- обучение изображению и изготовлению отдельных элементов
- развитие художественно-творческих способностей
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки применяются на уроках профильного труда и в последующей трудовой деятельности. В учебном плане для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР предмет представлен с 1 по 8 год обучения.
Внесение изменений обусловлено приведением календарного учебного графика в соответствии с указом Президента РФ от 23.04.2021 № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года», а также с учетом реализации ООП вне места нахождения образовательных организаций с применением форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ОВЗ
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательной работы учащихся ОВЗ с умеренной умственной отсталостью. Это обусловлено характерологическими особенностями развития детей, у которых наблюдается наличие нарушений психического и физического развития. Для учеников изобразительная деятельность как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. Способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Место предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год обучения: 7 класс – 3 часа в неделю. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
В конце года проводится промежуточная аттестация, она предусматривает выполнение итогового рисунка.
Планируемые результаты
Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, необходимые для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России;
2) формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП
Включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D образовательной программы.
Минимальный уровень
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.
Оборудование: мольберты, планшеты, стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся, магнитная доска.
Инструменты и приспособления: шило, стеки, пластиковые подложки, линейки, циркули, ножницы, кисточки, шаблоны, рамки для оформления работ.
Материалы: клей, ручки, фломастеры, карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования, пластичные материалы (пластилин, соленое тесто), картон, калька, природный материал.
Наглядные пособия:
- Макеты, игрушки, натуральные объекты
- Фотографии, картинки; альбомы с демонстрационными материалами
- книги, журналы, открытки; репродукции картин художников.
- видеофильмы, презентации, аудиозаписи
- рабочие тетради с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов, отведенное на тему |
1 | Лепка | 30 |
2 | Аппликация | 26 |
3 | Рисование | 40 |
4 | Беседа | 6 |
Раздел I. Лепка. (30 часов)
Тема 1. Вводное занятие
Техника безопасности работы с пластилином. Правила гигиены при работе с пластилином.
Тема 2. Беседа «Что можно сделать из пластилина»
Презентация «Волшебный пластилин».
Тема 3. Свойства пластилина. Упражнения.
Лепка овощей: морковь, редис, огурец, кукуруза.
Тема 4. Различные приёмы работы с пластилином
(разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье»).
Практическая работа №1. Лепка фруктов и ягод: яблоко, груша, апельсин, земляника.
Инструктаж по ТБ при работе.
Практическая работа 2. Изготовление корзинки с цветочками.
Инструктаж по ТБ при работе.
Практическая работа №3.Ёлочка
Инструктаж по ТБ при работе.
Практическая работа №4. Удавчик, Улитка
Инструктаж по ТБ при работе.
Практическая работа №5. Яблонька
Инструктаж по ТБ при работе.
Практическая работа №6. Боровик, мухомор.
Инструктаж по ТБ при работе.
Тема 5. Пластилиновая аппликация «Бабочка»
Знакомство с принципами работы.
Инструктаж по ТБ при работе. Выполнение аппликации «Бабочка»
Тема 6. Техника изготовления картин из пластилина.
Инструктаж по ТБ при работе.
Выполнение картины «Девочка с корзинкой» (поделка из пластилина и макарон).
Тема 8. Мозаика. Пластилинография «Пластилиновый ежик».
Знакомство с принципами работы. Инструктаж по ТБ при работе. Выполнение работы.
Раздел II. Аппликация. (26 часов)
Тема 1. Вводное занятие.
Инструктаж о правилах внутреннего распорядка. Техника безопасности работы с бумагой.
Тема 2. Беседа « Что можно сделать из бумаги».
Техника безопасности работы с бумагой. Образцы изделий.
Тема 3. Свойства бумаги.
Практическая работа №1. Приемы работы. Изготовление изделий из бумаги. Техника безопасности работы с бумагой.
Тема 4. Аппликация из бумаги.«Снеговик».
Виды бумаги. Порядок выполнения.
Практическая работа №2. Составление аппликации из бумаги.
Тема 5. Аппликация из бумаги «Елочка».
Знакомство с принципами работы.
Практическая работа №3. Составление аппликации из бумаги.
Тема 6. Аппликация из бумаги «Снегирь».
Знакомство с принципами работы.
Практическая работа №4. Составление аппликации из бумаги.
Тема 7. Аппликация из бумаги «Синичка».
Знакомство с принципами работы. Порядок выполнения.
Практическая работа №5. Составление аппликации из бумаги.
Тема 8. Аппликация из бумаги «Сказочный домик».
Теоретические сведения. Порядок выполнения.
Практическая работа №6. Составление аппликации из бумаги.
Тема 9. Аппликация из бумаги «Зимний пейзаж».
Теоретические сведения. Виды бумаги. Порядок выполнения.
Практическая работа №7.Составление аппликации из бумаги.
Тема 10. Аппликация из бумаги «Зимние забавы».
Виды бумаги. Порядок выполнения.
Практическая работа №8. Составление аппликации из бумаги.
Раздел III. Рисование. ( 40 часов )
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж о правилах внутреннего распорядка. Техника безопасности работы с красками, фломастерами, карандашами. Правила гигиены при работе.
Тема 2. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат)
Тема 3. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, треугольник, конус).
Тема 4. Рисование симметричного узора по образцу.
Тема 5. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье».
Тема 6. Рисование симметричных форм: насекомые.
Тема 7. Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным соревнованиям.
Тема 8. Беседа «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края».
Тема 9. Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
Тема 10. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
Тема 11. Рисование с натуры игрушки (транспорт).
Тема 12. Рисование с натуры весенних цветов несложных форм.
Тема 13. Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.
Тема 14. Рисование в квадрате узора из растительных форм.
Тема 15. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Декоративно-прикладное творчество».
Тема 16. Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.
Тема 17. Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды).
Тема 18. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка). Народные игрушки.
Тема 19. Рисование с натуры объемного предмета (комбинированной) формы и его декоративное оформление.
Тема 20. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами.
Тема 21. Рисование приближенного и удаленного объекта.
Тема 22. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Тема 23. Рисование сюжетного рисунка по образцу
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во час | Дата | Словарь | |||
по плану | по факту | ||||||
Раздел I. Лепка. (30 часов) | |||||||
1-2 | Тема 1. Вводное занятие Техника безопасности работы с пластилином. Правила гигиены при работе с пластилином. | 2 | 2.09 2.09 | Обязанности | |||
3 | Тема 2. Беседа «Что можно сделать из пластилина». Презентация «Волшебный пластилин». | 1 | 7.09 | Пластика | |||
4-5 | Тема 3. Свойства пластилина. Упражнения. Лепка овощей: морковь, редис, огурец, кукуруза. | 2 | 9.09 9.09 | Свойства | |||
6-19 | Тема 4. Различные приёмы работы с пластилином (разминание, отщипывание, сплющивание и «шлепанье»). Практическая работа №1. Лепка фруктов и ягод: яблоко, груша, апельсин, земляника. Инструктаж по ТБ при работе. Практическая работа 2. Изготовление корзинки с цветочками. Инструктаж по ТБ при работе. Практическая работа №3.Ёлочка Инструктаж по ТБ при работе. Практическая работа №4. Удавчик, Улитка Инструктаж по ТБ при работе. Практическая работа №5. Яблонька Инструктаж по ТБ при работе. Практическая работа №6. Боровик, мухомор. Инструктаж по ТБ при работе. | 2 2 2 2 2 2 2 | 14.09 16.09 16.09 21.09 23.09 23.09 28.09 30.09 30.09 5.10 7.10 7.10 12.10 14.10 | Приемы Лепка Жгутики Конус Улитка Крона Мухомор | |||
20-22 | Тема 5. Пластилиновая аппликация «Бабочка» Знакомство с принципами работы. Инструктаж по ТБ при работе. Выполнение аппликации «Бабочка». | 3 | 14.10 19.10 21.10 | Аппликация | |||
23-26 | Тема 6. Техника изготовления картин из пластилина. Инструктаж по ТБ при работе. Выполнение картины «Девочка с корзинкой» (поделка из пластилина и макарон). | 4 | 21.10 26.10 28.10 28.10 | Картина | |||
27-30 | Тема 8. Мозаика. Пластилинография «Пластилиновый ежик». Знакомство с принципами работы. Инструктаж по ТБ при работе. Выполнение работы. | 4 | 9.11 11.11 11.11 16.11 | Мозайка | |||
Раздел II. Аппликация. (26 часов) | |||||||
31-32 | Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж о правилах внутреннего распорядка. Техника безопасности работы с бумагой. | 2 | 18.11 18.11 | Гигиена | |||
33 | Тема 2. Беседа « Что можно сделать из бумаги». Организация рабочего места. Образцы изделий. | 1 | 23.11 | Образец | |||
34-35 | Тема 3. Свойства бумаги. Практическая работа №1. Приемы работы. Изготовление изделий из бумаги. Техника безопасности работы с бумагой. | 2 | 25.11 25.11 | Свойства | |||
36-37 | Тема 4. Аппликация из бумаги «Снеговик». Виды бумаги. Порядок выполнения. Практическая работа №2. Составление аппликации из бумаги. | 2 | 30.11 2.12 | Круг | |||
38-39 | Тема 5. Аппликация из бумаги «Елочка». Знакомство с принципами работы. Практическая работа №3. Составление аппликации из бумаги. | 2 | 2.12 7.12 | треугольник | |||
40-41 | Тема 6. Аппликация из бумаги «Снегирь». Знакомство с принципами работы. Практическая работа №4. Составление аппликации из бумаги. | 2 | 9.12 9.12 | Форма | |||
42-43 | Тема 7. Аппликация из бумаги «Синичка». Знакомство с принципами работы. Практическая работа №5. Составление аппликации из бумаги. | 2 | 14.12 16.12 | Оттенок | |||
44-47 | Тема 8. Аппликация из бумаги «Сказочный домик». Теоретические сведения. Порядок выполнения. Практическая работа №6. Составление аппликации из бумаги. | 4 | 16.12 21.12 23.12 23.12 | Фантазия | |||
48-50 | Тема 9. Аппликация из бумаги «Зимний пейзаж». Теоретические сведения. Порядок выполнения. Практическая работа №7. Составление аппликации из бумаги. Техника безопасности работы с бумагой и инструментами. | 3 | 28.12 30.12 30.12 | Перспектива | |||
51-56 | Тема 10. Аппликация из бумаги «Зимние забавы». Виды бумаги. Порядок выполнения. Практическая работа №8. Составление аппликации из бумаги. | 6 | 11.01 13.01 13.01 18.01 20.01 20.01 | Забавы | |||
Раздел III. Рисование. ( 46 часов ) | |||||||
57-58 | Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж о правилах внутреннего распорядка. Техника безопасности работы с красками, фломастерами, карандашами. Правила гигиены при работе. | 2 | 25.01 27.01 | инструктаж | |||
59 | Тема 2. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат) | 1 | 27.01 | Фигура | |||
60 | Тема 3. Рисование геометрической фигуры (прямоугольник, треугольник, конус). | 1 | 1.02 | Конус | |||
61-62 | Тема 4. Рисование симметричного узора по образцу. | 2 | 3.02 3.02 | Симметрия | |||
63 | Тема 5. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье». | 1 | 8.02 | Живопись | |||
64-66 | Тема 6. Рисование симметричных форм: насекомые. | 3 | 10.02 10.02 15.02 | Насекомые | |||
67-68 | Тема 7. Выполнение эскиза эмблемы, посвященной спортивным соревнованиям. | 2 | 17.02 17.02 | Эмблема | |||
69 | Тема 8. Беседа «Произведения мастеров народных художественных промыслов и искусство родного края». | 1 | 22.02 | Промысел | |||
70-71 | Тема 9. Рисование с натуры объемного предмета конической формы. | 2 | 1.03 3.03 | Конический | |||
72-73 | Тема 10. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
| 2 | 3.03 10.03 | Прямоугольник | |||
74-75 | Тема 11. Рисование с натуры игрушки (транспорт). | 2 | 10.03 15.03 | Транспорт | |||
76-77 | Тема 12. Рисование с натуры весенних цветов несложных форм. | 2 | 17.03 17.03 | Цветы | |||
78-79 | Тема 13. Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм. | 2 | 29.03 31.03 | Стилизация | |||
80-81 | Тема 14. Рисование в квадрате узора из растительных форм. | 2 | 31.03 5.04 | Квадрат | |||
82 | Тема 15. Беседа на тему «Виды изобразительного искусства, Декоративно-прикладное творчество». | 1 | 7.04 | Скульптура | |||
83-84 | Тема 16. Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий. | 2 | 7.04 12.04 | Осевая линия | |||
85-86 | Тема 17. Рисование узора в полосе из повторяющихся элементов (стилизованные листья, цветы, ягоды). | 2 | 14.04 14.04 | Стилизация | |||
87 | Тема 18. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная игрушка). Народные игрушки. | 1 | 19.04 | Богородская игрушка | |||
88-90 | Тема 19. Рисование с натуры объемного предмета (комбинированной) формы и его декоративное оформление. | 3 | 21.04 21.04 26.04 | Оформление | |||
91-92 | Тема 20. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. | 2 | 28.04 28.04 | Элемент | |||
93- 95 | Тема 21. Рисование приближенного и удаленного объекта. | 3 | 3.05 3.05 5.05 | Объект | |||
96 | Промежуточная аттестация | 1 | 10.05 | ||||
97- 98 | Тема 22. Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. | 2 | 12.05 12.05 | Деталь | |||
99- 102 | Тема 23. Рисование сюжетного рисунка по образцу | 4 | 17.05 19.05 19.05 24.05 | Сюжет |
Учебно-методическая обеспечение.
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой по предмету «Изобразительное искусство». М.: «Просвещение», 2010, г.
2. Салмина Н.Г., Глебова А.О. Учимся рисовать. – М.: издательский центр «Вентана-Граф»,2009г.
3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И., Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1-4 классах.- М.: Просвещение, 1988г.
4. Полхов-Майдан изделия народных мастеров. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2005г.
5. Дымковская игрушка. Наглядно- дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
6. Хохлома. Наглядно - дидактическое пособие.-М.: «Мозаика-синтез», 2003г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа учебного курса по «Столярное дело» для 9Г класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Постановления от 10.06.2015 года № 26 об утверждении санпин 2.4.2.32.86-15 «Санитарно - эпидемологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Красноярского края (Приложение к письму министерства образования Красноярского края № 75-9151 от 04 сентября 2015 года);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Ермаковской СШ №2» для обучающихся с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость);
- Учебного плана на 2022-2023 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением интеллекта (лёгкая умственная отсталость) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Ермаковской СШ №2»;
- Рекомендаций ПМПК;
Для реализации адаптированной образовательной программы используется учебно – методический комплект: - программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2012 год. (С.Л. Мирский).
Цель: повышать уровень познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Задачи:
Обучающая: получение элементарных знаний по данному виду труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда;
Коррекционная: умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их изготовления), контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий. Осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Воспитательная: воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, формирование организационных умений в труде (организованно работать на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы).
Общая характеристика учебного предмета
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей в 9 классе и направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Преобладающими формами текущего контроля выступают самостоятельные работы и устный опрос.
Программа предусматривает изучение следующих основных тем: «Хранение и сушка древесины», «Геометрическая резьба по дереву», «Обработка деталей из древесины твердых пород», «Круглые лесоматериалы», «Свойства древесины», «Токарные работы».
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории.
В процессе обучения школьники производят разметку деталей, пилят, строгают, сверлят древесину, учатся скреплять детали в изделия. Приобретают и совершенствуют навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять клеи, краску, шпатлевку. Планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.
Большое внимание уделяется технике безопасности, правилам безопасной работы, организации рабочего места, владение инструментами, правилам ухода за ними.
Все это предполагает формирование у обучающихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений, а также:
- умение ориентироваться в задании,
- планировать свою деятельность,
- использовать речь для взаимодействия в процессе труда.
Для обучения по данной программе в школе имеется оснащенная столярная мастерская.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
В группе для обучения столярному делу занимаются ребята, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.
По возможностям обучения 9Г класс поделен на две группы.
Обучающиеся I группы – ученики которые в ходе обучения испытывают незначительные затруднения. Они отличаются высокой работоспособностью, владеют связной речью, свободно выражают свои мысли, самостоятельно выполняют инструкции учителя. Умеют составлять план предстоящей деятельности и работать в соответствии с технологической картой. Умеют доводить начатое дело до конца, применяют в работе ранее полученные знания. Ошибки, совершенные во время работы исправляют самостоятельно.
Обучающийся II группы - ученики в ходе обучения испытывают затруднения. Они понимают объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но не умеют делать элементарные выводы и обобщения. Затрудняются планировать предстоящую деятельность и работать в соответствии с технологической картой. Темп работы замедленный, энергетический потенциал низкий. Самоконтроль развит недостаточно, самостоятельно исправить ошибки в ходе работы затрудняются.
В зависимости от степени усвоения изучаемого материала обучающиеся могут переходить из одной группы в другую.
Место предмета в учебном плане
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Технология» по направлению «Столярное дело» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Количество часов на изучение учебного материала приведено в соответствие с продолжительностью учебного года, годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ Ермаковская СШ №2: для учащихся 9 класса -272 часов из расчета 8 часов в неделю.
Содержание программы учебного курса
9 КЛАСС 1четверть
Вводное занятие
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
Художественная отделка столярного изделия Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат. Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак.
Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.
Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.
Самостоятельная работа
Выполнение заказов базового предприятия.
II четверть
Мебельное производство Вводное занятие
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
Изготовление моделей мебели
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты.
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, шта-пик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.
Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.
Трудовое законодательство
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Строительное производство Плотничные работы
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.
Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды досок в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.
Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.
Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.
Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
III четверть
Мебельное производство Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности Изделия. Мебель для школы.
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.
Строительное производство Изготовление оконного блока
Изделия. Элементы оконного блока.
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.
Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.
Столярные и плотничные ремонтные работы
Объект работы. Изделие с дефектом.
Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.
Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.
Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.
Изоляционные и смазочные материалы
Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.
Гидроизоляционная пленка, виды, применение.
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.
Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IV четверть
Мебельное производство Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудова ние для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Экскурсия. Мебельное производство.
Изготовление секционной мебели
Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.
Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Сверление сквозных и несквозных отверстий под крепёж. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.
Контрольная работа.
Строительное производство Плотничные работы
Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.
Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.
Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачива-ния пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.
Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций.
Кровельные и облицовочные материалы
Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, битумные мастики: свойства, применение.
Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.
Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.
Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.
Фанера и древесные плиты
Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.
Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.
Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.
Практическое повторение
Подготовка к экзамену и экзамен.
Учебно-тематический план 9 класс
Четверти | Количество недель | Количество уроков в неделю | Всего часов | По факту |
I II III IV год | 8+ 2дн 8 10 8+1дн 34+3дн | 8 8 8 8 | 69 64 72 67 272 | 69 64 72 67 272 |
Промежуточная аттестация
(средства контроля)
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Выявление на древесине дефектов требующих заделки, определение формы дефекта, выполнение заделки дефекта | 1 | Третья неделя четверти |
2 | Чтение технической документации, изготовление рамок | 1 | ----------- |
3 | Организация пооперационной работы, изготовление деталей и сборочных единиц, проверка изделий | 1 | ----------- |
4 | Выявление повреждений на мебели, усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками | 1 | ----------- |
ИТОГО | 4 | ----------- |
Перечень контрольных работ
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения |
1 | Выявление, определение формы и выполнение заделки дефекта на древесине | 2 | Последняя неделя четверти |
2 | Изготовление рамок по технической документации | 2 | ----------- |
3 | Пооперационная работа при изготовлении деталей и сборочных единиц | 2 | ----------- |
4 | Усиление узлов и соединений болтами на мебели, металлическими уголками | 2 | ----------- |
ИТОГО | 8 | ----------- |
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация для обучающихся по технологии с нарушением интеллекта (умственная отсталость), освоивших адаптированную общеобразовательные программу, проводится в форме тестирования. Перечень тестов состоит из 35 вопросов, где один правильный ответ – один балл, неполный ответ или несколько ответов, балл не засчитывается. Таким образом: «зачёт» - от 18 баллов до 35; незачёт -17 баллов и менее В каждом вопросе только 1 вариант ответа. Время отведённое на тестирование для первой группы обучающихся – 40 минут; для второй – 1 час. Настоящие тесты разработаны на основании Программы специальной образовательной школы: 5-9 кл: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.На тестировании по технологии проверяются соответствие знаний выпускников требованиям программ, их глубина и прочность.
Тесты по технологии для промежуточной аттестации
9 класс
В каждом вопросе только 1 вариант ответа
1. Как называется этот пиломатериал?
а. Брус
б. Доска обрезная
в. Брусок
2. Какие требования надо выполнять, находясь на рабочем месте?
а. Бережно относиться к материалам и инструментам
б. Содержать в чистоте и порядке школьный верстак
в. Содержать в чистоте, бережно относиться к оборудованию и инструментам, экономить рабочий материал
3. Что получают из брёвен при продольной распиловке?
а. Пиломатериалы
б. Брус
в. Доски
4. Какие вы знаете хвойные породы деревьев?
а. Сосна, дуб, пихта
б. Ель, сосна, берёза
в. Ель, сосна, пихта
5. Какой бывает древесина по твёрдости?
а. Твёрдая
а. Мягкая
в. Твёрдая и мягкая
6. Какие пороки древесины особенно распространены?
а. Повреждения при заготовке и сортировке, сучки
б. Сучки, трещины, дефекты строения древесины
в. Дефекты строения древесины и повреждения при транспортировке
7. Как называется кусок древесины, из которого изготавливаются детали?
а. Материал
б. Заготовка
в. Древесина
8. Как называется операция разрезания древесины пилой?
а. Разделкой
б. Раскроем
в. Пилением
9. Какими должны быть ручки электромонтажного инструмента?
а. Плоскими
б. Удобными в работе
в. Изолирующими
10. Для чего выкачивают воздух из колбы электролампы?
а. Что бы лампа лучше светила
б. Что бы дольше не перегорала нить накала
в. Чтобы лампа была легче
11. Для чего применяют выключатели?
а. Для включения потребителя электроэнергии в цепь
б. Для выключения потребителя электроэнергии в цепь
в. Для выключения и включения потребителя электроэнергии в цепь
12. Какого материала расходуется больше на изготовление деталей в слесарной мастерской?
а. Металла
б. Древесины
в. Пластмассы
13. Какие пилы применяются для пиления фанеры?
а. Мелкозубые
б. Среднезубые
в. Крупнозубые
14. В каких единицах измерения проставляют размеры на чертежах?
а. В миллиметрах
б. В сантиметрах
в. В метрах
15. Как называется процесс нанесения на поверхность заготовки очертаний будущей детали?
а. Копированием
б. Рисованием
в. Разметкой
16. Как называется этот пиломатериал?
а. Доска необрезная
б. Доска обрезная
в. Брусок
17. Как называется это приспособление для пиления
а. Упор
б. Стусло
в. Подкладная доска
18. Что делают с заготовкой после разметки?
а. Пилят и шлифуют
б. Пилят и строгают
в. Шлифуют и строгают
19. Как называется этот инструмент?
а. Бурав
б. Коловорот
в. Ручная дрель
20. Что называется выжиганием?
а. Обжигание изделий на открытом огне
б. Окраска изделий в тёмные тона
в. Нанесение на изделие различных рисунков сильно нагретой проволокой
21. Как называется этот инструмент?
а. Кувалда
б. Молоток слесарный
в. Киянка
22. Почему ручные ножницы по металлу имеют длинные ручки?
а. Для прочного крепления в тисках
б. Для удобства захвата руками
в. Для уменьшения усилий при резании
23. Как получают круглые отверстия в металле?
а. Сверлят и пробивают
б. Сверлят
в. Пробивают
24. Как называется токоведущая часть провода?
а. Жила
б. Проволока
в. Стержень
25. Какой инструмент применяется для строгания?
а. Шерхебель, рубанок
б. Рубанок
в. Шерхебель
26. Для чего служат пазухи между зубьями пилы?
а. Для собирания и удаления опилок
б. Для удобства заточки
в. Для удобства разводки зубьев
27. Как называется вырез, образованный пилой в древесине?
а. Пропил
б. Щель
в. Паз
28. Когда необходимо пользоваться направителем?
а. В конце пиления
б. В процессе пиления
в. В начале пиления
Ответы на тесты
1).б.; 2).в.; 3).а.; 4).в.; 5).в.; 6).б.; 7).б.; 8).в.; 9).в.; 10).б.; 11).в.; 12).а.; 13).а.;14).а.;15).в.; 16).в.; 17).б.; 18).б.; 19).в.; 20).в.; 21).в.; 22).в.; 23).б.; 24).а.; 25).а.; 26).а.; 27).а.; 28).в.;
Календарно – тематическое планирование по столярному делу в 9 классе
I четверть
№ п/п | Программное содержание | Кол-во час | Дата | Словарь | ||||
План | Факт | |||||||
Вводное занятие | ||||||||
1 | Повторение пройденного материала в 8 классе. Техника безопасности План работы на четверть. Теоретические сведения Виды отделок столярных изделий Коробка для шашек, шахмат. | 2
|
1.09 1.09
| Морилка | ||||
2 | Правила пожарной безопасности в столярной мастерской. | 1
| 1.09 | Огнетушитель Выжигатель | ||||
3 | Практические работы | |||||||
Эстетические требования к изделию(шахматной доски). Виды мозаики по дереву, текстура разных пород. | 2
|
2.09 2.09 | Переводная бумага. Шпон | |||||
4 5 | Классификация шпона по породам древесины. Составление технлогической карты на изделие шахматной доски. Цвет, текстура различных пород древесины (берёза, орех). | 1
2 | 7.09 7.09 7.09
| Текстура Классификация | ||||
6 | Материал для маркетри (шпон). Раскрой материала шпона по рисунку. Укладка шпона по цвету, текстуре. |
1 |
8.09 | Шпон Резак Рейсмус | ||||
7 | Подбор орнамента из разных кусков шпона. Составление рисунка насухо. Составление стенки из кусков шпона. | 2
| 8.09 8.09
| |||||
8 | Техника безопасности при работе с красителями. | 1 | 9.09 | Морилка | ||||
9 | Перевод рисунка на фанеру через копирку. Подбор бумаги и инструмента для раскроя шпона. Подбор стола для укладки кусков шпона и бумаги. | 2
| 9.09 14.09 | Копирка Орнамент | ||||
Практические работы | ||||||||
10 | Инструмент для художественной отделки изделия. Техника безопасности при работе режущим инструментом. | 2
| 14.09 14.09
| Резак Косяк | ||||
11 | Вырезание рисунка и укладка по цвету. Организация рабочего места. |
1 | 15.09 | |||||
12 | Наклеивание шпона на бумагу по рисунку. Установка изделия под пресс или в зажим струбцины. |
1 | 15.09 | Струбцины | ||||
13 | Сборка деталей изделия насухо, подгонка. Увеличение или уменьшение рисунка. |
1 | 15.09 | Киянка | ||||
14 | Раскрой шпона, контроль, назначение. Шлифование деталей изделия. | 1
| 16.09 | |||||
15 | Склеивание деталей клеем, закрепление в зажиме. Подгонка и выполнение столярных операций. Подгонка основы на изготовление шахматной доски. |
2
| 16.09 21.09
| Зажим Основа | ||||
16 | Устранение дефектов древесины. Шпаклевка изделия. | 1
| 21.09
| Долото Шпаклевка | ||||
17 | Разметка штапиков и геометрического рисунка. | 1 | 21.09 | Угольник | ||||
18 | Раскрой материала: шпон темный и светлый в шашку. Наклеивание полос на бумагу для шахматной доски. |
2 |
22.09 22.09 | Шашка | ||||
19 | Покраска лаком изделия. | 1 | 22.09 | |||||
20 | Шлифование изделия тканью и установка на сушку. | 2 | 23.09 23.09 | Ткань | ||||
21 | Оборудование и приспособления для серийного производства мозаичных наборов. Эстетическое восприятие форм журнального столика. | 2
| 28.09 28.09
| Мозаика | ||||
22 | Составление технологической карты, чертежа, рисунка, отдельных узлов деталей. | 1 | 28.09 | |||||
23 | Вычерчивание ножек с применением лекало. Подбор геометрических фигур. |
2 | 29.09 29.09 | Лекало Шар | ||||
24 | Зарисовка основных элементов Подбор материала из древесины мягких пород. | 2
| 29.09 30.09 | |||||
25 | Правила и методы подгонки шипов под ножки. | 1 | 30.09 | Киянка | ||||
26 | Подбор материала, раскрой, пиление заготовки. Распределение деталей и узлов изделия. |
2 | 5.10 5.10 | Раскрой Навес, гайки. | ||||
27 | Повторение техники безопасности при пилении, долблении, сверлении отверстий. Пиление заготовок по заданным размерам. |
3 | 5.10 6.10 6.10 | Сверло | ||||
28 29 30 | Строгание брусков для ножек. Шлифование и сборка стола. Проверка на качество. Практическое повторение | 2 2 2 | 6,7.10 7,12.10 12.10 12.10 | Полуфуганок Рашпиль | ||||
31 32 | Подбор материала для полочек для цветов. Изучение чертежа полочки. Изготовление основных деталей по размерам. | 1
2 2 | 13.10 13.10 13.10 14.10 14.10 | Шаблон | ||||
33 | Обработка деталей шлифованием наждачной бумагой. Техника безопасности при шлифовании изделия. | 4
| 19.10 19.10 19.10 20.10
| |||||
34 | Сверление отверстий, обработка. Техника безопасности при сверлении отверстий на сверлильном станке. | 4
| 20.10 20.10 21.10 21.10 | Коловорот | ||||
35 | Изготовление петель для полочек. Сборка изделия. |
3 | 26.10 26.10 26.10 | Монтаж | ||||
36 | Проверка изделия на качество. Отделка изделия. | 3
| 27.10 27.10 27.10 | Морилка | ||||
37 | Сушка полочек. Подбор материала из твердой породы древесины для изготовления киянки. Подведение итогов. | 2
| 28.10 28.10
| Киянка | ||||
II четверть
Дата | Словарь | ||||
план | факт | ||||
Вводное занятие | |||||
55 | Повторение правил техники безопасности в столярной мастерской. | 1 | 9.11 | Инстр №16 | |
Мебельное производство Теоретические сведения | |||||
56 | Из истории мебельного производства Виды мебели по назначению: бытовая, офисная, комбинированная. | 2 |
9.11 9.11 | Секционная, корпусная. | |
57 | Эстетические требования к мебели. Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик. | 2 | 10.11 10.11 | Обкладка Филенка, фаска, галтель. | |
Практические работы | |||||
59 | Изучение чертежей изготовления деталей и сборка изделия. Составление эскизов деталей. | 2 |
10.11 11.11 | Эскиз | |
60 | Подборка материала. Изготовление деталей. Техника безопасности при изготовлении деталей. | 2 | 11.11 11.16
| ||
61 | Сравнение деталей с образцами. Сборка всех частей изделия. Техника безопасности при сборке табурета. | 3 | 16.11 16.11 17.11 | Монтаж, демонтаж | |
62 | Отделка изделия лаком. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. | 2 | 17.11 17.11 | ||
63 | Сборка узлов « насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий. Проверка выполненных работ. | 3 |
18.11 18.11 23.11 | Монтаж Штангенциркуль | |
Трудовое законодательство | |||||
Теоретические сведения | |||||
64 | Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. | 3 | 23.11 23.11 24.11 | Трудовой договор | |
65 | Правила и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу. Отстранение от работы. | 2 | 24.11 24.11 | Перевод | |
66 | Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. | 2 | 25.11 25.11 | Оплата труда | |
67 | Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. | 2 | 30.11 30.11 | ||
68 | Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. | 2 | 30.11 1.12 | ||
Практическое повторение | |||||
69 | Изготовление полки для книг. Изготовление полки для журналов. | 6 | 1,1,2,2,7,7.12 | ||
70 | Подбор материала, раскрой, строгание деталей. Изготовление деталей, подготовка к сборке. | 4 | 7,8,8, 8.12 | ||
71 | Шлифование деталей изделия. Сборка изделия полки. | 5 |
9,9,14,14,14 | Шестигранник | |
Самостоятельная работа | |||||
72 | Подбор материала для изделия скалки. Строгание заготовки по разметке, нахождение центра. Контрольная работа | 3 2 | 15,15, 15.12 16, 16.12 | Центроискатель. | |
73 | Выполнение чернового обтачивания заготовки. Выполнение чистового обтачивания и шлифование. | 4 | 21,21, 21, 22.12 | ||
74 | Отпиливание толкушки и зачистка торцов. Проверка размеров. | 2 | 22.12 22.12 | Толкушка Торец | |
Строительное производство (плотничные работы) | |||||
Теоретические сведения | |||||
75 | Содержание плотничных работ на строительстве. | 2 | 23.12 23.12 | ||
76 | Подготовка инструментов и приспособлений к работе. | 1 | 28.12 | Брусок | |
Практические работы | |||||
77 | Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями брёвен. | 2 | 28,12 28.12 | Скоба Кант | |
78 | Разметка торцов бревен. Отёска кромок досок. | 2 | 29.12 29.12 | Кромка | |
79 | Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска. | 3 | 29.12 30, 30.12 | Паз |
III четверть
Вводное занятие | план | факт | словарь | ||
92 | План работы на четверть. Техника безопасности в столярной мастерской | 1 | 11.01 |
| |
Мебельное производство | |||||
Теоретические сведения | |||||
93 | Назначение облицовки столярного изделия Шпон: виды(строганный, лущеный). Свойства различных видов шпона и его производство | 3 | 11.01 11.01 12.01 |
| |
94 | Технология облицовки поверхности шпоном. Т.Б. при работе с клеями. | 2 | 12.01 12.01 | ||
95 | Виды наборов шпона. Пленочный материал: виды, свойства | 1 | 13.01 13.01 |
| Шпон Олифа |
96 | Листовой (облицовочный) материал: виды, свойства. Облицовка пленками | 1 | 18.01 |
| |
Изготовление мебели. Подготовка шпона. Подготовка клеевого раствора. | 2 | 18.01 18.01 | |||
Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Выполнение облицовки плёнкой. | 2 | 19.01 19.01 | |||
Практические работы | |||||
97 | Разметка и выпиливание брусков. Фугование кромок и склеивание брусков водостойким клеем. | 5 | 19.01 |
| |
20,20, 25, 25.01 | |||||
98 | Строгание доски по толщине. Разметка контуров. Обработка кромок. Зачистка. | 6 | 25,26, 26,26, 27, 27.01 | Кромка, пласть Контур | |
99 | Подпись выжигателем, покрытие поверхности маслом. Техника безопасности при работе. | 6 | 1,1,1,2,2,2.01
| ||
Мебельная фурнитура и крепежные изделия | |||||
Теоретические сведения | |||||
105 | Фурнитура для соединения сборочных единиц. Фурнитура для открывания дверей и выдвижных ящиков | 2 | 3.01 3.01 | Фурнитура Навес | |
Практическое работы | |||||
106 | Осмотр стула, подлежащего ремонту. Составление ведомости на ремонт стула. Составление плана ремонта изделия. | 3 | 8.01 8.01 8.01 | Стул | |
107 | Разборка стула. Разметка испорченной детали стула. Очистка шипов и проушин от старого клея. | 3 | 9.01 9.01 9.01 | Демонтаж Шип, проушина | |
108 | Наращивание и склеивание ножки стула. Изготовление новой царги. | 2 | 10.01 10.01 | Наращивание, Царга | |
109 | Сборка стула и склеивание. Соблюдение правил безопасности при устранении дефекта. | 2 | 15.01 15.01 | Дефект | |
Самостоятельная работа | |||||
110 | Изготовление носилок. Составление технологической карты Подбор материала для изделия ящика. | 3 | 15.01 16.01 16.01 | Технология | |
111 | Распиловка материала по размерам. Обработка боковин досок рубанком. | 1 | 16.01 | Шаг зуба пилы | |
112 | Подборка материала для ручек ящика Обработка ручек рубанком. | 1 | 17.01 | Накругло | |
113 | Крепление боковых и торцевых досок гвоздями. | 1 | 17.01 | Торец | |
114 | Крепление днища ящика гвоздями. Техника безопасности при сборке носилок | 1 | 22.01 | Монтаж | |
115 | Крепление ручек к боковинам ящика. | 1 | 22.01 | Боковина | |
Строительное производство. Изготовление оконного блока. | |||||
Теоретические сведения | |||||
116 | Оконный блок. Технические требования к деталям. Изготовление в производстве. | 1 | 22.01 | Блок | |
Практические работы | |||||
117 | Составление технологической карты на изделие табурета. Подготовка инструмента к работе. | 1 | 1.03 | Табурет | |
118 | Заготовка материала Распиловка и разметка брусков (горизонтальные) | 1 | 1.03 | Распиловка | |
119 | Распиловка и разметка брусков (вертикальные) Обработка брусков на фуговальном станке по размерам. | 2 | 1.03 2.03 | Обработка | |
120 | Разметка четвертей на вертикальных брусках Разметка четвертей на горизонтальных брусках. | 2 | 2.03 2.03 | Четверть | |
121 | Разметка проушин на горизонтальных брусках. Выпиливание шипов в вертикальных брусках коробки. | 2 | 3.03 3.03 | Шип | |
122 | Долбление проушин в горизонтальных брусках стамеской. Зачистка шипов в горизонтальных брусках коробки. | 3 | 9.03 9.03 9.03 | Коробка | |
123 | Зачистка проушин. Подгонка изделия насухо. Сборка и крепление изделия. Контрольная работа. | 2 2 | 10,10 15,15 | Проушина | |
124 | Установка и фиксация оконной коробки в проём. | 1 | 15.03 | Уровень | |
125 | Вставка переплета (рамы) в коробку, крепление. Остекление переплета стеклом | 3 | 16.03 16.03 16.03 | Стеклорез | |
Столярные и плотничные ремонтные работы | |||||
Теоретические сведения | |||||
126 | Дефект столярно-строительного изделия. Виды, приёмы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. | 2 | 17.03 17.03 | Дефект |
IV четверть
Вводное занятие | план | факт | словарь | ||
147 | План работы на четверть, повторение Техника безопасности в столярной мастерской. | 2 | 29.03 29.03 | ||
Теоретические сведения | |||||
149 | Механизация и автоматизация деревообработки Изготовление мебели на фабриках | 2 | 29.03 30.03 | Механизация, автоматизция | |
150 | Сравнение качества и производительности труда Механизация и автоматизация столярных работ | 2 | 30.03 30.03 | ||
151 | Универсальные электроинструменты Станки с программным управлением | 2 | 31.03 31.03 | Универсальность | |
Механическое изготовление паркета. Ознакомление с работой циркулярных и ленточных пил, фуговальных станков | 2 | 5.04 5.04 | Ленточная пила | ||
152 | Механизация облицовочных работ Механизация сборочных и транспортных работ. | 2 | 5.04 6.04 | ||
153 | Механическое оборудование для сборки столярных изделий Пути снижения себестоимости продукции. Изготовление секционной мебели | 2 | 6.04 6.04 | Себестоимость | |
Теоретические сведения | |||||
154 | Секционная мебель, преимущества и конструктивные элементы. Установка и соединение стенок секций | 2 | 7.04 7.04 | Секция Гарнитур | |
Двери распашные, раздвижные, откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей | 2 | 12.04 12.04 | Фиксация | ||
Практические работы | |||||
155 | Изготовление секций Разметка и сверление два Отверстия на 12 мм | 2 |
12.04 13.04 | Радиус, диаметр, Ручная электродрель | |
156 | Срезание перемычки между отверстиями. Подборка материала для ручки киянки. | 2 | 13.04 13.04 | Фаска, смягчение | |
157 | Проверка размера заготовки. Строгание первой (базовой) пласти и кромки. | 4 | 14,14, 19, 19.04 | Нониус | |
158 | Разметка заготовки по толщине, ширине и длине с четырех сторон. Строгание второй пласти и кромки, отрезание по длине. | 3 | 19.04 20.04 20.04 | ||
Промежуточная аттестация | 1 | 20.04 | |||
159 | Разметка на пластях уклонов. Строгание по разметке уклонов на пластях. | 5 | 21,21, 26,26, 26.04 | ||
160 | Разметка на кромках уклонов Строгание по разметке уклонов на кромках. | 5 | 27,27, 27,28, 28.04 | ||
161 | Снятие продольных фасок, округление углов. Зачистка поверхности. | 4 | 3,3,3, 4.05 | Фаска | |
162 | Сборка киянки на клею. Отделка киянки. | 4 | 4,4, 5,5.05 | Наждачная бумага | |
163 | Подготовка материала для изготовления ручки напильника. | 3 | 10,10, 10.05 | ||
164 | Строгание заготовки по разметке, отметить центры | 3 | 11,11, 11.05 | Центр | |
165 | Обработка изделия на токарном станке по образцу и чертежу. Отделка изделия и покрытие лаком. | 3 | 12,12, 17.05 | Чертёж | |
Контрольная работа | 2 | 17.05 17.05 | |||
Практическое повторение | |||||
173 | Изготовление секционной мебели Стол секционный для учителя. | 5 | 18,18, 18,19, 19.05 | Секционные | |
174 | Мебельная стенка для кабинета Установка и соединение стенок секции. | 2 | 24.05 24.05 | Механизм, Секция | |
175 | Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей. | 1 |
24.05
| Фиксация |
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная: Программы 1. Мирский С. Л., Журавлев Б. А
Дополнительная:
- Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1990. с 120.
- Методика профессионально – трудового обучения Мирский С. Л. - Москва «Просвещение», 1988. с220.
- «Столярное дело» Журавлев Б. А. – Москва «Просвещение», 1992. с
- Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда С. Л. Мирский – Москва «Просвещение»,1992. с 170
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс
Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...
Индивидуальная образовательная программа
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способ...
Индивидуальная образовательная программа педагога (ИОПП)
Тема ИОПП: «Организация деятельности учителя биологии по внедрению в образовательный процесс средней школы современных образовательных технологий способствующих формированию ключевых компетентностей и...
индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога
Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...
Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...