Профориентация на уроках труда
методическая разработка

Саяпина Мария Григорьевна

Профориентация на уроках труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_proforientatsii_na_urokah_truda.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на МО учителей трудового обучения на тему:

«Профориентационная деятельность учителя трудового обучения на уроках и во внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида».

Подготовил учитель трудового обучения

Саяпина М.Г.

Профориентационная деятельность учителя трудового обучения на уроках и во внеклассной работе в коррекционной школе VIII вида.

Труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка. Работа учителя трудового обучения нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в социуме. Важную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ. Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе-интернате VIII вида является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учёте их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.

Обучающиеся нашего учреждения с самого раннего детства нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно – полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, специалисты и педагоги нашего учреждения нацелены не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих обучающихся к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности в естественном социальном окружении.

Существенную роль в этом играет система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся школы. Целью работы этой системы является не только предоставление информации о мире профессий и осуществление профессиональной ориентации, но и личностное развитие учеников, формирование у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, развитие навыков уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе реализации профориентационной работы, входят:

- профессиональное просвещение умственно отсталых учащихся (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);

- знакомство с элементарными, практически используемыми классификациями профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей (через использование различных психодиагностических методик, адаптированных для школьников со сниженным интеллектом);

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессий;

- профессиональные пробы заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного с какой-либо профессией.

Вся система работы в данном направлении позволяет:

- проводить профориентационную работу в коррекционном учреждении VIII вида;

- активизировать познавательную деятельность учащихся в поисках «своей» профессии;

- всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности и возможности воспитанников, оказать помощь учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- сформировать профессиональную направленность личности и общественно значимые мотивы выбора профессии.

Работая таким образом можно добиться повышения статуса трудового воспитания, осознания детьми своего места в жизни и возможности профессиональной самореализации.

I. Роль уроков трудового обучения в профессиональном самоопределении и подготовке к жизни в социуме.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Необходимо постоянно повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способность к осознанной регуляции трудовой деятельности.

На достижение этих задач направлены непосредственно уроки трудового обучения.

Уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знания по видам труда, формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Кроме того, у школьников младших классов (1-4 класс) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по «интересам, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, давать установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

В среднем звене и старших классах организация уроков трудового обучения предполагает формирование у учащихся необходимого объекта профессиональных знаний и общетрудовых умений по различным профилям (столярное дело, швейное дело, слесарное дело, цветоводство).

У подростков (5-7кл.) важно формировать осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

У школьников 8-9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, определять стратегию действий по освоению запасного варианта.

Важная роль в планировании и осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Ему же принадлежит особое место и в формировании таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага.

Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, но в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и склонности.

Всем нам ясно, что каждый школьник знает о существовании таких профессий, как токарь, слесарь, столяр, швея, знает, в определенной мере, и чем занимаются эти рабочие. Но одно дело знать, а другое – самому изготовить изделие, которое будет полезно в дальнейшем. Ни с чем не сравнить возникающее у человека, а особенно у подростка, чувства радости, гордости от выполненной работы, от того, что он сделал нужное людям дело своими руками. Именно поэтому перед учителем труда стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал подобные чувства, но чтобы они переросли в желание, а затем и в привычку трудиться, приносить пользу людям, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

В своей работе учителю труда надо использовать такие формы и методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями.

Учитель знакомит школьников не только с профессией, но и с экономикой, организацией, техникой и технологией производства, путями освоения профессий.

На своих уроках учитель труда имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. От умения учителя наблюдать зависит результат наблюдения. Высоким уровнем наблюдательности обладал А. С. Макаренко. Он писал «…я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, … еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть даже по запаху, сравнительно точно предсказывать, какая продукция может получиться в каждом отдельном случае из данного сырья».

Значительное место в деятельности учителя трудового обучения по профессиональной ориентации учащихся занимает индивидуальная профориентационная работа, направленная на формирование общетрудовых умений и навыков, интересов и наклонностей в соответствии с психофизиологическими особенностями личности школьника. Эту работу учитель проводит примерно в такой последовательности:

наблюдает за учащимся в процессе учебы и труда, определяет его способности;

устанавливает, выбрал ли ученик определенную профессию;

уточняет сведения о профессии, интересующей ученика;

знакомится с материалами медицинского обследования;

устанавливает, соответствует ли здоровье и возможности ученика требованиям и специфике избираемой профессии;

участвует в подготовке заключения о рекомендуемых сферах трудовой деятельности школьника.

Если избранная профессия соответствует психофизиологическим особенностям личности, учитель дает рекомендации по углублению знаний, необходимых для овладения этой профессией, советы по проверке своих возможностей в трудовой деятельности.

Если избранная профессия не соответствует особенностям личности, учитель намечает и проводит комплекс мер по бесконфликтной переориентации ученика на другую, более подходящую для него область деятельности.

Таким образом, основная задача учителя трудового обучения в области профессиональной ориентации учащихся состоит в формировании у школьников готовности к выбору профессии в соответствии с психофизиологическими особенностями.

Работу по профориентации школьников, которую проводит учитель труда, он должен тесно увязывать с работой классного руководителя, учителей-предметников, с деятельностью внешкольных учреждений.

В совместной работе учителей трудового обучения и классных руководителей особенно эффективны такие формы деятельности, как разработка и проведение профориентационных мероприятий, обмен информацией о результатах наблюдения.

Такая совместная и целенаправленная деятельность учителей, классных руководителей, администрации в тесном содружестве с семьей, производственными коллективами, профессиональными учебными заведениями является залогом успешной профориентационной работы со школьниками, имеющими нарушение интеллекта.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке своих реальных возможностей.

Педагогам, работающим с детьми, имеющим недостатки интеллекта, следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, своим способностям, целенаправленно развивать интерес к профессии. Наиболее благоприятные условия для реализации поставленных целей существуют в школьных мастерских, где учащиеся проводят значительную часть учебной и внеклассной деятельности (творческие мастерские, кружки декоративно – прикладного творчества).

II. Практическая направленность в преподавании профессионально – трудового обучения в коррекционной школе VIII вида. Профориентационная работа на уроках трудового обучения как средство социализации учащихся с нарушениями интеллекта.

В настоящее время актуальность проблемы трудовой адаптации воспитанников коррекционной школы стоит на первом месте. Из опыта работы известно, что большинство поступивших в ПУ выпускников коррекционной школы не могут овладеть предлагаемым там курсом. Особенную трудность для них представляют теоретические дисциплины. Вывод сделать несложно: к обучению в ПУ детей необходимо готовить уже в коррекционной школе.

Трудовое обучение в школе – один из важнейших процессов школьного курса, состоящего из нескольких этапов.

1 этап – трудовое обучение, направленное на воспитание интереса и уважения к труду взрослых, особенно к рабочим профессиям. Детей привлекают к посильному общественно – полезному труду, прививают простейшие трудовые навыки. На этом этапе устанавливается профиль дальнейшего трудового обучения с учетом психофизических данных ученика, глубины и характера дефекта, возможности трудоустройства.

2 этап – трудовое обучение на базе учебных мастерских. Учащиеся способны выполнить простейшие работы с использованием оборудования. 3 этап – профессионально – трудовое обучение. Здесь учащиеся овладевают доступными для них знаниями и профессиональными приёмами. Практическая деятельность приближается к труду рабочего на производстве. На этом этапе особое место уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности учеников. Используются разнообразные формы обучения и воспитания по подготовке школьников к работе по определенным профессиям.

В связи с высокими требованиями к профессиональной умелости и трудовой активности работников производственного и обслуживающего труда становится ясно, что подготовка учащихся к самостоятельной жизни и общественно – полезному труду нуждается в коренных изменениях. Следует отметить, что возможности учащихся с нарушением интеллекта в плане профессиональной подготовки значительно ограничены. Это обусловлено, во-первых, достаточно узким кругом доступных видов профессионального труда; во-вторых, медленным темпом учения, в то время как требуется овладеть учебным материалом на уроке, достаточным для самостоятельной деятельности.

Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учащихся состоят в следующем:

1. Создание материальной базы обучения, позволяющей:

  • готовить учащихся по профессиям, соответствующим их профессиональным возможностям;
  • формировать профессионально-важные качества учащихся, достигая уровня, необходимого рабочему в современных социально-экономических условиях.

2. Выявление учебно-трудовых возможностей учащихся и осуществление на основе этого индивидуального подхода в учебно-трудовой работе. 3.Использование всего арсенала методик обучения, специфических для трудовой подготовки умственно-отсталых учащихся.

4. Осуществление системы контроля и учета динамики усвоения учебного материала и развития учащихся.

5. Воспитание у учащихся социальных установок, моральных качеств и ориентированности на профессию, которой они овладевают.

Ранее отмечалось, что выявление трудовых способностей является обязательным перед определением профиля трудовой подготовки. Это важно ещё и потому, что учитель труда может более эффективно и целенаправленно проводить коррекционную работу с такими учащимися. К сожалению, наши воспитанники часто хотят делать то, что заведомо не смогут в силу их умственного развития и состояния здоровья. Учитель обязательно ведет наблюдение за детьми, использует карты изучения особенностей учащихся в процессе учебно-трудовой подготовки. Заполнение таких карт способствует углубленному изучению школьников с целью оказания им практической помощи. Здесь всё является важным: основные черты характера, развитие моторики, состояние внимания и формирование предметного образа, предметно-практическое мышление, самооценка трудовой деятельности, утомляемость, преобладающее эмоциональное состояние. Учителю трудового обучения приходится постоянно корректировать применяемые методики, учитывая большое различие в уровне индивидуальных особенностей своих учеников. Постоянный контроль результативности включён в систему работы учителя трудового обучения (на уроке, в конце темы, четверти, года).

Учитель организует учебную работу на основе объединения учащихся в группы, если у детей возникают однородные трудности. Если учитель порой исключает организацию таких групп, то он никогда не добьётся планируемых результатов. Знание характеристики каждого ученика и способов коррекционного воздействия на него обеспечивает результаты обучения, соответствующие государственным образовательным стандартам.

Обязательный контроль знаний с помощью опросных листов позволяет получить объективные знания об усвоении теоретического материала всеми учащимися группы; анализ этих данных даёт возможность оказывать целенаправленную помощь. Долгое время на уроках действовала схема усвоения знаний «объяснение + повторение», которая не давала удовлетворительных результатов. В ходе исследований и экспериментов стало ясно, что такая схема должна быть дополнена средним звеном: объяснение +обработка знаний + повторение. Этот компонент схемы особенно значим в условиях вспомогательной школы.

Равномерное распределение теоретического и практического материала должно создавать оптимальную умственную и физическую нагрузку. Теория и практика должны быть связаны между собой.

Учитель составляет тематический план на основе программы, но может изменять последовательность тем и количество часов на тему, если такое изменение обосновано.

При планировании обучения труду следует учитывать задачи воспитания у учащихся положительных личностных качеств и полученных привычек. Это важно на первом году работы школьных мастерских, когда у учащихся формируется отношение к новому виду обучения и происходит знакомство с порядком и правилами поведения на занятиях.

Главной задачей подробного планирования является выбор методов и приёмов обучения учащихся на данном занятии. В зависимости от содержания, занятия могут ставить задачи ознакомления учащихся с новыми сведениями, формирования умений анализировать изделия и планировать работу обучения новым трудовым приёмам и выработки навыков, воспитания полезных привычек.

Для занятий в мастерских учитель использует наглядный демонстрационный материал, оборудование и инструменты, раздаточный материал, предметно-технологические карты, макеты, плакаты, образцы изделий и т.п. Учащиеся приучаются выполнять практические работы, ориентируясь на образец и операционную карту. Они выполняют чертежи изделий, развивая пространственное и логическое мышление. Все эти умения и навыки необходимы в их дальнейшей самостоятельной жизни и трудовой деятельности на производстве или в сфере обслуживающего труда. Учащиеся должны знать, что их работа строго оценивается учителем и товарищами, также ученик и сам должен владеть самооценкой собственной деятельности. Всё это способствует повышению интереса к занятиям в мастерских. Там, где такой учёт отсутствует, там нет интереса к работе, дети видят, что их труд не имеет ценности, и сами теряют интерес к работе. Важнейшей задачей трудовой подготовки является развитие самостоятельности в труде. Самостоятельность в труде развивается у учеников в результате кропотливого, длительного обучения умению планировать и вести работу соответственно намеченной последовательности операций. Самостоятельность в труде есть проявление определенного уровня развития мышления, речи, практических действий. Практическая деятельность должна стать необходимым педагогическим условием, которое надо использовать для улучшения развития речи. С развитием речи качественно меняется и сама практическая деятельность: она становится более осознанной, более мотивированной на всех её этапах.

Применение на уроках передовых образовательных технологий позволяет учителям делать свои занятия интересными для детей, более насыщенными по содержанию, позволяет поддерживать рабочий интерес на протяжении всего урока. В нашей школе учителя трудового обучения окончили курсы по изучению технологии АМО и активно применяют их на уроках. Применение данных методов позволяет снизить утомляемость, повысить познавательный интерес учащихся.

Итак, можно сделать вывод, что практическая направленность уроков трудового обучения создает основу профессиональных возможностей учащихся, определяет их наклонности и интерес к тому или иному виду деятельности, помогает определиться с направлением дальнейшего трудового пути. Учитель на такой основе более успешно может проводить профориентационную работу, так как его ученики уже морально и физически приближены к осознанию того фактора, что полноценная жизнь в социуме не рассматривается в отрыве от производительного труда человека, что именно труд является мерилом человеческих ценностей и позволяет человеку самоутвердиться в обществе.

III. Особенности профориентационнаой работы на уроках трудового обучения.

От профиля профессионально-трудового обучения зависят ориентация учащихся коррекционной школы на ту или иную профессию и определение содержания профориентационной работы, которая проводится на уроках труда. Тенденция к росту числа детей с интеллектуальной недостаточностью с одной стороны, и дефицит выбора ими профессии с другой стороны, диктуют необходимость усиления профориентационной работы в школе. Для определения направлений профориентационной работы с детьми с умственной недостаточностью было проведено психолого-педагогическое исследование, включающее методы наблюдения, опроса и тестирования 30 учащихся старших классов коррекционной школы. Установлено, что 20 учащихся хотят приобрести рабочие профессии (швея, строитель, повар, плотник, столяр), остальные дети выбирали профессии, не доступные для выпускника коррекционной школы. Из них несколько человек не определились с выбором, оставаясь безразличными к этому важному вопросу. Ясно, что учащиеся нуждаются в поддержке и помощи в жизненном, профессиональном, а также социальном самоопределении.

Нужно отметить тот факт, что работа по профориентации в коррекционной школе имеет свои отличительные особенности, вызванные особенностями психофизического развития учащихся. Были рассмотрены несколько причин профессиональной «неготовности» большинства учеников. У многих детей снижена двигательная активность в силу их заболевания, выявлен низкий уровень мотивации к труду. Часть детей относится избирательно к определенным видам работ. Присутствует неуверенность в себе, учащиеся постоянно ждут указаний и поддержки учителя. Отмечено, что ученики старших классов в своем профессиональном выборе больше ориентируются на тех ребят, которые удачно устроились в жизни, не вдаваясь в подробности, каким путём и способом этот вопрос решался. Их не пугает, что поведение многих выпускников асоциально, что это тупиковый путь, ведущий известно куда.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Главным направлением профориентационной работы в школе – интернате VIII вида является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения, ее особой спецификой в учебном процессе. Перед учителями трудового обучения стоит задача так организовать работу, чтобы каждый ученик не только испытал чувство удовлетворения и гордости за приобретенные умения и навыки работы в школьных мастерских, но чтобы они переросли в желание, а затем привычку трудиться, чтобы возник устойчивый интерес выбора профессии.

В нашей школе обучение ведется в 5-9 классах по следующим направлениям: - - швейное дело; - слесарное дело; - столярное дело, - профиль младшей медицинской сестры;

Уроки трудового обучения ведутся по специальным программам для школ VIII вида, с учетом типологических групп учащихся, особенностей их психофизических возможностей. Главными задачами урока являются овладение учащимися системой технологических знаний, умений и навыков, воспитание у них общей готовности к труду, формирование коммуникативной активности, подготовка работников физического труда.

Для организации уроков трудового обучения в школе имеются следующие условия: столярные мастерские (три), швейные мастерские (три), мастерская слесарных работ (одна). Все мастерские имеют необходимую материально-техническую базу: рабочие инструменты, станки, швейные машинки с ручным и ножным приводом, оверлоки, инструкционно-технологические карты, таблицы по ТБ, индивидуальный раздаточный материал, дидактические пособия. В швейной мастерской имеется интерактивная доска.

Технология изучения трудовых возможностей обучающихся позволяет учителю своевременно выявить общие качества личности своих учеников. Во-первых, это черты характера, интересы, особенности поведения, состояние двигательных качеств и, во-вторых, уровень развития способностей к учебно-трудовой деятельности. Такое деление на группы помогает в дальнейшем индивидуализировать процесс обучения, усилить коррекционную работу, тем самым повышая уровень не только обученности, но и общего развития школьников (приложение А)

Программа трудового обучения обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида имеет профессиональную направленность и предоставляет учителю огромные возможности для воспитания у воспитанников готовности к труду. Приобретение технико-технологических знаний, умений и навыков по изучаемой профессии позволяет детям после школы включиться в производительный труд, так как своеобразие задач и контингента учащихся наших школ обуславливает специфику осуществления профессиональной работы путем выбора наиболее эффективных форм и методов ее проведения. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых интересов к труду. На уроках столярного дела больше применяется объяснительно-иллюстративный метод изучения материала (урок - инструктаж). Используются образцы изделий, которые формируют оперативный образ объекта труда; операционно-технологические карты, дающие развитие способности планировать работу; чертёжи изделий, способствующие приобретению навыков разметки и самоконтроля; пооперационное разделение труда, формирующее усвоение профессиональных приёмов и двигательных навыков у учащихся; рабочий стенд наглядных пособий и дидактический материал для приобретения, закрепления и систематизации знаний. Для успешности в обучении созданы одинаковые оптимальные условия труда. Изготовлены рабочие столы-верстаки, все образцы изделий, дидактический материал и операционно-технологические карты по всем темам программы. Создана система хранения всего наглядного материала и работ учащихся по классам. Это позволяет стабильно в течение ряда лет обучать учащихся в условиях максимально приближенных к производству, что впоследствии способствует успешной социальной адаптации выпускников нашей школы. 

На уроках трудового обучения необходимо использовать такие методы деятельности, которые обеспечивают наибольшую активность и самостоятельность учащихся в овладении знаниями и особенно трудовыми умениями. Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия по трудовому обучению зависит от учебных, воспитательных, коррекционных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.

Рассказ применяется при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий (столяр, плотник), о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности, о достижениях в развитии отдельных отраслей и др.

Объяснение характеризуется краткостью изложения. Поэтому этот метод используется для сообщения правил выбора профессии, особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий, последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. При этом вводятся новые понятия и термины (деятельность, профессия, мотив, специальность, предмет труда, орудия труда и т. д.). Показываются новые действия, приемы обращения с инструментами, станками и другим оборудованием, демонстрируются учебные таблицы, плакаты, схемы. Важно, чтобы рассказ и объяснение были достоверными, а сообщаемые факты соответствовали действительности, отражали современное состояние народного хозяйства.

Эффективной организации профориентационной работы способствует применение, наряду со словесными, наглядных методов. Демонстрация изучаемых объектов, процессов может служить не только подтверждением излагаемого материала, но и источником знаний. Здесь используются следующие виды демонстрации:

- натуральные объекты (изделия, выполненные ученицами и специалистами, инструменты и приспособления, станки;

- изображение объектов (картины, плакаты)

- приемы работы во время практических работ.

- использование виртуальных экскурсий 

Вводятся на занятиях и элементы игры, что позволяет учащимся более подробно узнать о профессиях различных отраслей. Такой вид профориентационной работы даёт возможность подростку лучше узнать мир профессий, их классификацию, какие требования предъявляет профессия к человеку, лучше узнать самого себя: свои личностные особенности, особенности характера, нервной системы и др. Кроме того школьники знакомятся с методами формирования навыков самообладания, позитивных коммуникативных навыков. Игровой характер упражнений позволяет создать в группе непринужденную обстановку, делает материал более интересным и доступным для учащихся.

Задачи такой работы:

• уточнять и обобщать знания о мире труда, профессий;

• сопровождать в ситуации выстраивания модели самоопределения;

снизить напряжение и неуверенность на этапе вступления в

самостоятельную жизнь (приложение Д)

Одна из задач трудовой подготовки учащихся – научить выполнять любую работу качественно. Анализ выполненных работ является обязательным элементом урока, так как приучает учеников к самостоятельности, ответственности за результаты своего труда, формирует приемы работы с измерительными инструментами, мотивирует к выполнению качественной работы, формирует и развивает навыки самоконтроля.

С первых дней работы в мастерской задается определенный ритм работы. Учащиеся обязаны приходить в мастерскую за несколько минут до звонка. За это время они должны подготовиться к занятию. Учащиеся работают в четком графике с соблюдением правил безопасной работы, все это пригодится им для работы на предприятии, в частных фирмах.

Большое внимание удаляется проектной работе. Выполняя какой- либо проект, ребята сразу знакомятся с основами нескольких профессий.

На уроках имеется возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, выявлять интересы, способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. Обучающиеся должны уметь трудиться, изготавливать полезные вещи своими руками. Этот практический опыт пригодиться им в дальнейшей жизни, поможет им социализироваться в человеческом обществе. Попробовать что-то сделать своими руками, в любой направленности практического труда, всегда вызывает у обучающихся положительные эмоции, даже, если поначалу не все получается. Применяются различные способы контроля и самоконтроля. Учащиеся обучаются рациональным приемам выполнения работы, стараются выполнять максимально точные, аккуратные, имеющие эстетичный вид, изделия. Прививаются навыки трудолюбия и усердия, которыми должны обладать выпускники в будущей самостоятельной жизни.

Занимаясь в столярной мастерской, дети понимают, что столяр - это востребованная профессия. Большинство предметов, окружающих нас в быту (мебель, двери, окна, полы и многое другое), сделаны из дерева. Все это делает мастер столярных и мебельных работ. В нашей школе учащиеся, начиная с 7 класса, занимаются художественным выпиливанием, одним из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства, доступного широким массам. Это ремесло приносит не только эстетическое удовольствие, но и хороший заработок в будущем. Учащиеся 8-9 классов освоили художественное выпиливание лобзиком. В процессе этого увлекательного занятия у школьников развивается требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие и усидчивость, изобретательность. Кроме того, прививаются трудовые навыки владения многими инструментами. Дети видят результат своего труда и понимают, что их труд приносит пользу школе. Изготовление стендов, учебных пособий, художественно оформленных рамочек для картин, развивающих игрушек приносит огромное удовлетворение от работы.

Хочется отметить, что привлечение учащихся к занятию художественными ремёслами занимает особое место в профориентационной работе, так как умения и навыки, приобретенные в процессе такой работы, тренируют не только профессиональные качества, но имеют и огромную воспитательную роль. Развиваются коммуникативные навыки общения, утверждаются моральные установки поведения, формируется мировоззрение, готовность к разнообразной трудовой и творческой деятельности.

Деловитость формируется при организации практической деятельности, распределении поручений между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых. Таким образом, на уроках трудового обучения осуществляются задачи социализации, совершенствования личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.

Производительный труд в школе приближен к производственной организации труда. Под руководством учителя труда осуществляется усвоение некоторых профессиональных знаний и совершенствование трудовых навыков, приобретение опыта ритмичной работы, происходит формирование нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело.

Если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников будет более успешной.

Профессиональную ориентацию учащихся с нарушением интеллекта нужно проводить в тесном контакте с классными руководителями, так как они тесно общаются с родителями детей, знают обстановку в семье, планы родителей в профессиональном определении своих детей. Наше образовательное учреждение интернатного типа и поэтому общение с родителями является редким явлением. Значительная часть родителей вообще не имеют никаких планов в устройстве будущего своих детей, отстраняясь и перекладывая эту работу на учителей. Учителя трудового обучения стараются максимально помочь своим подопечным в этом направлении: проводят индивидуальную профконсультативную работу, организуют встречи с представителями рабочих профессий, имеют тесную связь с профтехучилищами. В условиях такого сотрудничества ребёнка и взрослого у подростка зарождаются первичные профессиональные интересы. Они возникают в процессе обучения, труда, в самооценке личности, и это создаёт благоприятные возможности для развития нужных деловых качеств, необходимых для работы на любом производстве.

Таким образом, правильная организация профессиональной ориентации детей с нарушением интеллекта на уроках трудового обучения улучшает качество знаний учащихся и активизирует процесс обучения и воспитания.

Как итог, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация на уроках технологии может и должна проводиться поэтапно и целенаправленно. И многое здесь зависит от неравнодушного отношения учителя к своему предмету и ответственности за будущее своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар для учителей технологии "Профориентация на уроках технологии"

"Если человек не знает, к какойпристани он держит путь, для негодля него ни один ветер не будет попутным"                         ...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Профориентация на уроках географии

Одна из важных проблем – это заинтересованность в учёбе, применение полученных знаний. Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Жизненный опыт подростка ограничен...

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ГС(К)ОУ ОШ

Статья посвящена организации профориентационной работы на уроках биологии и химии в специальной (коррекционной) школе для обучающихся с нарушениями слуха города Кемерово....

Профориентация на уроках столярного дела как средство социализации личности.

Этот доклад был выполнен для выступления на педсовете....

Элементы профориентации на уроках в начальных классах школы VIII вида

В статье раскрывается тема важности проведения профориентации учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, начиная с 1-ого года обучения....

Материалы для урока. Труд.Оплата труда.Профсоюзы их основные права.

Что такое труд.Понятие уровня и качества жизни. Прожиточный минимум.Потребительская корзина. МРОТ. Профсоюзы их цели, права. Федерация независимых профсоюзов России....