Элементы профориентации на уроках в начальных классах школы VIII вида
статья на тему
В статье раскрывается тема важности проведения профориентации учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, начиная с 1-ого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_elementy_proforientatsii_na_urokah_v_nachalnyh_klassah_8_vida.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Элементы профориентации на уроках в начальных классах школы VIII вида».
«У меня растут года
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?»
Школа с первых дней стремиться воспитывать у учащихся уважение к труду людей, знакомит их с многообразием профессий, показывает общественную значимость труда. Одной из основных целей трудового обучения и воспитания в коррекционной школе-интернате VIII вида, является привитие у воспитанников любви к труду и уважение к людям труда.
Одной из главных задач является улучшение постановки трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся, повышение уровня жизни в школе-интернате, формирование с раннего возраста у подрастающего поколения сознательной потребности в труде, получении профессии и последующем трудоустройстве. Специфика вспомогательной школы-интерната заставляет с особым вниманием относиться к подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе. Решается эта задача всей системой учебно-воспитательного процесса, но непосредственное ее осуществление происходит на уроках трудового обучения, в учебных мастерских, во время производственной практики. В процессе обучения труду, учащиеся приобретают технологические знания, умения, навыки, учатся использовать знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов на практике.
Наличие метапредметных связей, обеспечивает усвоение умений и навыков, необходимых для будущей трудовой деятельности, знакомит с различными профессиями и, в частности, с профессиями, которыми учащиеся смогут овладеть к окончанию школы.
Например, во 2 классе школы VIII вида, на уроках математики учащиеся овладевают измерительными навыками (измерить полоску бумаги и начертить отрезок такой же длины), расчетно-графическими навыками (начертить геометрическую фигуру). На уроках трудового обучения используют умения, полученные на уроках математики. В 3 классе, на уроке трудового обучения, при изготовлении шахматной доски, нужно уметь размечать и чертить, чередовать цвета белый – черный, учитель может провести беседу о том, рабочим каких профессий нужно уметь измерять, чертить, раскрашивать.
С целью трудовой ориентации учащихся начальных классов, на уроках математики решаются задачи с использованием конкретных изделий с названиями профессий, которые их применяют. Например, сосчитать количество столов собранных за 3 дня столяром, или узнать: сколько платьев в день шьёт портниха и т.п. А при изучении мер длины, массы, времени, можно использовать задачи на нахождение количества материала в см, м, кг, тем самым расширяя представление детей о производстве и реальных затратах материала при пошиве одежды, приготовлении еды или строительстве дома.
На уроках русского языка и чтения, учащиеся получают большую информацию о языке, как средстве общения. Усваивают, для чего каждому человеку нужно уметь читать и писать. А представителям, каких профессий эти навыки особенно важны.
Детям с интеллектуальной недостаточностью необходимо прививать интерес к тем профессиям, которыми они в будущем будут в силах овладеть. Поэтому в учебном процессе чаще упоминаются такие профессии как: сапожник, столяр, портной, садовник и т.п.
На уроках чтения, в учебную программу включено большое количество текстов о труде, в которых одобряют и хвалят трудолюбие, добросовестность и аккуратность, рассказывается о том, как трудятся взрослые и дети.
Взаимосвязь уроков чтения и русского языка с уроками трудового обучения несомненна. На уроках русского языка ученики учатся правильно писать слова (карандаш, ножницы, молоток), составляют с ними предложения. А на уроках трудового обучения используют эти слова в качестве инструментов и материалов для изготовления поделок.
Уроки развития речи дают большие возможности преподавателю для проф. ориентационной работы с учащимися начальных классов. На уроках изучаются темы: «Одежда», «Обувь», «Посуда» и т.п. Этот учебный материал не только дает представление о вещах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, но и о людях, которые их производят.
Экскурсии на производства, в магазины, на почту, в школьные мастерские неотъемлемая часть профориентации в учебных заведениях VIII вида, т.к. учащиеся знакомятся с профессией лично «погружаясь» в нее, видя производство изнутри.
Еще один прием профориентации в коррекционном учебном заведении – проведение ролевых игр, которые помогают познакомиться детям, с особенностями профессий.
Даже такие уроки, как: музыка, изобразительное искусство и физическая культура развивают учащихся эстетически, нравственно и физически, помогают и дают необходимую подготовку для овладения нужными умениями и навыками, которые пригодятся в будущем и сделают многие профессии доступными.
Как уже говорилось выше, ведущая роль профориентации отводится урокам трудового обучения. Но когда речь идет о учащихся с интеллектуальной недостаточностью, стоит отметить, что каждое умение и каждый навык, полученный ребенком на любом уроке, каждое изделие выполненное его руками – все это может приравниваться к первому шагу в будущую профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии
Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....
Приемы работы по овладению графическим образом цифры с учащимися начальной школы VIII вида
В данной статье рассматриваются способы преодоления трудностей на уроке математики по овладению нумерацией детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у данной категории детей ч...
Приемы работы по овладению графическим образом цифры с учащимися начальной школы VIII вида
В данной статье рассматриваются способы преодоления трудностей на уроке математики по овладению нумерацией детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как у данной категории детей ч...
«Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»
Методическая разработка «Формирование элементов экономических знаний у учащихся коррекционной школы VIII вида»...